Пасха в Бельгии

Автор: Осташкова Анна (МинДС, 2 курс, Регентское отделение)

В Минскую духовную семинарию поступают учиться из разных стран. Было бы очень интересно узнать о православных традициях в этих странах именно от таких студентов. В этом номере воспитанница Регентского отделения Минской духовной семинарии гражданка Бельгии Анна Осташкова расскажет, как празднуют Пасху православные в Бельгии.

Во всем христианском мире Пасха – «Праздников Праздник». Также и на территории столицы Европы. Благую весть о Воскресении Христовом несли с самых первых веков христианства к «концам римского мира» – в Галлу Бельгию. Территория теперь так названной страны, была православной все первое тысячелетие до первой половины XI века, когда Русь только приняла христианство.

Королевство Бельгия было основано в 1830 году как нейтральная зона между Францией, Англией, Нидерландами и Германией. Границы ее не естественные, или культурные, а политические. Созданная из кусочков соседних стран, Бельгия привыкла к общению разных народностей, языков, обычаев … В ней научились уважать права каждого человека, и она была всегда гостеприимна ко всем, просящим убежища. Основные языки — французский, фламандский и немецкий.

С созданием Бенилюкса, затем Европейского Объединения, в Бельгию прибывали «волнами» рабочие из разных стран мира. Каждый приезжал со своими обычаями, верованиями и церковными обрядами, пользуясь полной свободой вероисповедания.

Таким образом, в Бельгии, помимо первой русской эмиграции начала ХХ века, оказалось много православных из разных стран: России, Украины, Сербии, Румынии, Болгарии, Греции, Сирии, Грузии — все они находятся под омофором Матерей-Церквей своих стран. Одновременно создается своя местная церковь из бельгийцев, принявших Православие. Всех их представляет епископ самой многочисленной общины – греческой, сейчас бельгиец, митрополит Афинагор (Пекштадт), сын православного Гентского священника (Гент — столица провинции Фландрия в Бельгии — прим. ред.).

Со средних веков Бельгия считается страной католической традиции, хотя теперь в ней много агностиков, атеистов и представителей множества сект. В стране нет официальной переписи религий, но можно считать, что здесь находятся около пятидесяти приходов и более 40.000 православных, из которых двадцать тысяч — только в Брюсселе. Православие было официально признано в 1985 году, что стало следствием материальной опеки со стороны государства и дало право преподавания религии в светских школах.

Когда наступает православная Пасха, о которой знает вся страна, даже если она не совпадает с местной Пасхой, у церквей собирается много людей, движение машин приостанавливается полицией, крестные ходы выходят на улицу со свечами и торжественным пением. По разным концам города звучит радостное «Христос Воскресе», «Христос Анести! — Χριστός Ανέστη», «Сhrist est ressuscité», «Christus is opgestaan» и на многих других языках.

Цвет литургических облачений, по дореволюционной традиции, белый на весь пасхальный период, до среды, перед Вознесением. Во второй половине ХХ века, московская традиция красного облачения на Пасху широко распространилась. Белый же цвет продолжает употребляться в Зарубежной Церкви, для всех господских праздников, в знак бескровной жертвы, чистоты, славы, невинности, райского блеска. Также мученики отличаются белизной своей омытой в крови одежды. На Преображение Господь показал ся в ослепительно-белой одежде, также и Ангел у Гроба, возвещавший о Воскресении, и всадник Откровения на белом коне.

Из празднований этого великого праздника в моем детстве помню торжественность служб, церковь, церковный сад и улицу, полные народа, крестный ход, бесчисленные свечи и радостные лица.

На Пасху дамы украшались ожерельями из пасхальных яиц, в стиле Фаберже, каждый год добавляя новое. Тогда так хотелось, чтобы их было побольше.

Готовясь к Пасхе, дети собирались и лепили из глины такие же яйца и сами их раскрашивали. Во время светлой седмицы все ходили друг другу в гости, чтобы поздравить с праздником и обязательно отведать домашних блюд. Хозяйки с большим пониманием сравнивали выпечки куличей и почти обязательно шли рассуждения о сырной пасхе простой, заварной, с миндалем, цукатами, или без.

Для детей в садах и парках прятали цветные яйца и шоколадные сладости. Это были яйца, курочки, цыплята, зайчики, колокольчики из знаменитого бельгийского шоколада, известного особым качеством какао, который привозили из бывшей колонии – Конго. Дети шарили в траве, смотрели под кустами и радостно наполняли свои корзиночки. В этом православные ребята быстро восприняли местный обычай «Римских колоколов» (cloches de Rome). Согласно легенде колокола, летят над всей страной в Пасхальную ночь, неся гостинцы и разбрасывая их по пути. Легенда эта очень древняя, относят ее к VII веку, когда не было колокольного звона со Страстного Четверга и до светлого Воскресения — «да молчит всякая плоть». По поверию, все колокола улетали в Рим и возвращались, трезвоня нагруженные подарками на Пасху.

Мне говорили, что когда-то в храме христосовались и раздавались яйца сразу после заутрени, так как много людей уходило разговляться. С приездом святителя Иоанна (Максимовича) на Брюссельскую и Западноевропейскую кафедру (1951-1963), такой обычай был отменен. В своем указе (№ 134 от 4 апреля 1952) владыка пояснял: «Главное в Светлый день Пасхи – наше общение со Христом Воскресшим, что особенно проявляется в причащении в Светлую Службу, о чем неоднократно возносим моления в службах Великого Поста. Уход с Пасхальной службы до окончания литургии есть грех или непонимание церковной службы. (…) Яйцо, являющееся лишь символом Воскресения, не может заменить самого действительного вкушения Воскресения в Божественной Литургии, и раздача яиц до литургии была бы презрением к Божественному Таинству и обманом верующих».

В гостях или на церковных разговениях встречаются и общаются прихожане разных стран и разных приходов. Объединяет их общая радость Воскресения. Так можно узнать много интересного об обычаях православных разных стран.

Например, в Эфиопии к Пасхе готовятся строгим постом: не вкушая никакой пищи до 15 часов дня; послабление в субботние и воскресные дни в том, что едят сразу после утренней молитвы. На Вербное воскресенье эфиопы украшают себя пальмовыми венками. В пасхальную ночь идут со свечами крестным ходом, одетые в традиционную белую одежду (yabesha lib). После Божественной литургии возвращаются домой, где приготовлен особый хлеб – «дабо» (Dabo), который разрезает утром глава семьи после прочтения молитвы. На праздничный стол выставляют приготовленного барашка или ягненка.

Сербы приветствуют словами «Срећан Ускрес» — счастливого Воскресения! Слово «Пасха» им почти неизвестно. На Пасху, как и мы – говорят тоже по-славянски: «Христос Васкресе» и «Ваистину Васкресе» и сохраняют подобное приветствие на «Малую Пасху» — Рождество Христово, словами: «Христос Се роди» и «Ваистину Се роди». На Пасху, во время ночной службы, епископ раздает «писанки» (разукрашенные яйца).

В Сербии не принято печь пасхальные куличи, зато в обязательном порядке устраиваются «яичные бои» – кто у кого разобьет крашеное яйцо. В одной деревне даже проходит «чемпионат по яичному бою».

Грузины после пасхальной службы разделяют великую трапезу, а затем устраивают различные игрысоревнования: стрельбу из лука, игры с мячом, конные состязания. Во время праздника особая группа людей – «чона» (ჭონა) – ходит по домам и поет разные веселые песни, прославляя воскресшего Спасителя, подобно Рождественским колядкам. Многие традиции сохранились и до наших дней: в Западной Грузии в селе Шухути в пасхальный день более трехсот лет играют в «лело бурти» (командная игра с мячом, очень напоминающая традиционный регби). Игра очень азартна: мяч для нее шьют сами сельчане, его вес – 16 кг. Мяч хранится в храме и на Пасху игру начинает священник, бросая мяч участникам состязания. Село делится на две команды: верхняя и нижняя Шухути. В этой игре разрешено любым способом овладевать мячом и правил почти нет. В восточной Грузии – Кахетии, Страстная пятница – единственный день в году, когда не положено пить вина – это считается большом грехом. Для Пасхи сохраняют вино в особом кувшине, который называется «зедаше» (ზედაშე). На праздник кувшин открывают, часть вина жертвуется в храм для богослужения, а оставшимся угощают гостей на трапезе.

Все традиции и обычаи, представленные в Бельгии православными христианами, так или иначе отражаются в праздновании Воскресения. Самым главным для всех «языков» считается Пасхальная Литургия и причащение святых Таинств.

Христос воскресе!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.