Святыни земли Белорусской

Автор: Сусанна Смирнова

Как между людьми есть святые, в которых отображается Бог и проявляет свою силу в великих знамениях и чудесах; так и между местами и предметами мира есть такие, в которых и через которых открывался и открывается Бог. Они Самим Богом названы святыми и особенно чтились и чтутся людьми.

Святой Землей принято называть современную Палестину (с 1948 года – государство Израиль) с территорией по обе стороны реки Иордан, воды которой также священны, потому что приняли некогда в себя воплощённого Бога. На этой территории происходили самые важные и значительные для всего человечества религиозные и исторические события, описанные в Ветхом и Новом Завете.

Дословно выражение «святая земля» встречается у пророка Захарии (Зах. 2:12) и в книге Премудрости Соломона (Прем. 12:3), где она названа и землей драгоценнейшей для Бога из всех других («земля, драгоценнейшая всех у Тебя») (Прем. 12:7). Название же Палестина (подревнееврейски Paleseth), означает землю Филистимлян, которые в конце XIII века до Р.Х. заняли эту территорию и дали ей название, о чем позднее и сообщает греческий историк Геродот. Однако древнейшее библейское название этой территории – Ханаан (Суд. 4:2), земля Ханаанская или земля Хананеев (Быт. 11:31; Исх. 3:17). Несколько позднее в Ветхом Завете она называется «пределы Израильские» (1 Цар. 11:3) и «земля Господня» (Ос. 9:3) или просто «земля» (Иер.). Следовательно, по-преимуществу – Земля. Отсюда и в современном разговорном языке в Израиле она называется просто Эрец, или Хаарец — земля (Пс. 103,14: «Хамоци лехем мин ха-арец» — «произвести хлеб от земли»). В Новом Завете она называется «землей Израилевой» и «землей Иудейской» (Мф. 2:20; Ин. 3:22), а также землей обетованной, которую патриарх Авраам «получил в наследие» от Бога («имел получить в наследие») и «верою обитал он на земле обетованной, как на чужой» (Евр.11:8-9) .

История Святой Земли богата многими библейскими событиями, сегодня для нас она свята и ценна, как земля, освящённая стопами Спасителя.

Почитание Святой Земли началось благодаря благочестивой царице Елене. Святая Елена, мать римского императора Константина, отправилась в 326 году из Никомидии в Святую Землю и начала там большие работы по обновлению святых мест. С помощью Константина она воздвигла в Палестине десятки храмов, в местах рождества (ее базилика в Вифлееме существует и по сей день), жизни, подвигов и страданий Спасителя (храм Воскресения на Гробе Господнем, с пристройками, существует и сейчас).

Недавно на мозаичном полу одной из церквей в Палестине открыта карта этой страны с запечатленными на ней храмами-задужбинами (храмы, построенные на завещанные благочестивыми людьми средства — прим. авт.) первых христианских императоров святых Константина и Елены. Позднейшая традиция задужбинарства у византийских и сербских правителей, и у правителей других христианских народов, берет свое начало из Святой Земли. Строительство Елены в Святой Земле продолжила императрица Евдокия, жена Феодосия II, а также император Юстиниан. Император Ираклий в 628 году возвратил захваченный персами Честной Крест Христов, обретенный в свое время святой царицей Еленой и почитаемый всеми христианами испокон веков.

Сегодня здесь можно встретить многочисленных паломников и просто любопытных туристов – людей самых разных верований и национальностей.

Рассмотрим основные места паломничества в Святой Земле.

Вифлеем

В Вифлееме родился Спаситель. Это событие еще за 750 лет до рождения Христа предсказал пророк Михей.

Базилика Рождества Христова в Вифлееме является одним из самых древних храмов православного мира. Вход в храм маленький и узкий: в давние времена дикие кочевники могли заезжать в храм на лошадях и ослах, поэтому царица Елена повелела оставить лишь один небольшой проход, который требует склонения головы при входе. Сам храм достаточно велик, внизу находится место, где родился Господь Иисус Христос. И хотя пишут, что Он родился в хлеву, но это не хлев в нашем представлении – это пещера, в которую пастухи загоняли скот. Вот над этой пещерой Рождества Спасителя был построен величественный храм Рождества Христова.

Вифлеем расположен в 8 км к югу от Иерусалима, в нём сегодня 11000 жителей. Он основан в XVI– XVII веках до Р.Х. В Библии упоминается как Ефрата, что значит «плодоносный». Здесь родился царь Давид и в этом городе был помазан на царство пророком Самуилом. Со временем Вифлеем стал называться именем Давидовым. Именно отсюда, по ветхозаветным пророчествам, иудеи ожидали будущего прихода мессианского царя из рода Давидова (Ин. 7, 42).

Место рождения Господа отмечено серебряной звездой, над которой горят 15 лампад. На самой звезде надпись на латыни – «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа». Вифлеемская звезда по сложившейся традиции имеет 14 лучей – по числу остановок последнего пути Иисуса Христа к месту казни на горе Голгофа в Иерусалиме. Она находится в алтаре, тем не менее сюда входят все паломники поклониться и приложиться к святыне христианства.

Серебряная Вифлеемская звезда была установлена в храме в 1717 году монахами-францискианцами. Рядом – алтарь с копией образцом ясель, на которые Пресвятая Дева Мария уложила Святого Младенца. Здесь же, в храме Рождества Христова, находится единственная икона Божией Матери «Вифлеемская», почитаемая как чудотворная. По Преданию, она была написана при жизни Богородицы и представляет собой удивительных образ Пречистой Девы с живыми глазами, полными радости и улыбки.

Храм Воскресения Христова в Иерусалиме

Храм Гроба Господня, или Воскресения Христова, является сегодня одним из самых посещаемых мест. В нём сокрыты места, связанные с последними днями Спасителя: Голгофа, Камень Помазания, Гроб Господень. Храм представляет собой комплекс храмовых строений, принадлежащих различным христианским конфессиям. Храм Гроба Господня возведен на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос.

Первую церковь Гроба Господня в 335 году построила царица Елена. Территория храма чётко разделена между шестью христианскими деноминациями: греко-православной, римо-католической, сирийской, коптской, эфиопской и армянской. Каждой из них отведены свои часы для молитв, и ничего не предпринимается без всеобщего согласия.

В нескольких шагах от входа на полу лежит камень Помазания, на который возложили Иисуса Его верные почитатели Иосиф и Никодим после снятия со креста и затем помазали на этом камне тело Спасителя миррой и алоэ. Камень Помазания представляет собой низкую прямоугольную мраморную плиту, окруженную высокими подсвечниками. Плита возвышается от пола на 30 см., над ней в больших опаловых кувшинах висят 8 неугасимых лампад.

А в центре храма стоит мраморная часовня – кувуклия. Она состоит из двух частей: западной – в ней находится Гроб Господень, и восточной – с приделом Ангела. Всего же ее размер 8,3 х 5,9 м. Главная святыня христианского мира – Гроб Господень — вытесанное в стене пещеры ложе, покрытое мраморной плитой размером 207 на 193 сантиметров. Это маленькая пещерка, где с трудом могут поместиться 3-4 человека. В стене 2 овальных оконца для передачи Благодатного Огня в Великую субботу, который ежегодно вот уже около 2000 лет сходит перед Пасхой. Его принимают патриархи греко-православной и армянской церквей. Патриарх греческой церкви входит в саму пещеру Гроба Господня и молится Богу о ниспослании Огня, а патриарх армянской церкви остается в это время в пределе Ангела. Когда огонь загорается, греческий патриарх выносит горящую лампаду, от которой армянский патриарх зажигает свечи, затем оба священнослужителя выходят к верующим.

К вершине горы, где был распят Иисус, ведут мраморные ступени – они расположены справа от центрального входа в храм. Евангельское Лобное место возвышалось на 3 метра, на Голгофу ведут 17 ступеней. Также на Голгофу можно подняться и в самом храме. Голгофский храм разделен на две части. Место, куда был поставлен Крест, отмечено серебряным кругом, а предполагаемые места, где стояли кресты двух разбойников, обозначены черными кругами. Над самим этим кругом, где когда-то высился Крест Господень, висит икона Спасителя (в терновом венце и узах) с надписями сверху: «Аще веруеши, узриши славу Божию», внизу: «Веруем, Господи, и благодарим Тя».

Часть скалы с трещиной, которая образовалась при последнем вздохе Иисуса, можно увидеть в застекленном окошке. Голгофа возвышается на 5 метров от пола. За православным престолом стоит Распятие исторических размеров. Слева – изображение Иоанна Богослова, а справа – Пресвятой Богородицы. По обеим сторонам видна часть природной скалы. На Голгофе нет дневного света – в память о померкшем свете в часы страшного страдания Богочеловека, лишь лампады освещают этот придел. Рядом с этим главным приделом, который носит название Водружения Креста, пристроен католиками престол Пригвождения ко кресту. Патриарх и архиереи служат на Голгофе без митр – в память уничижения Христова.

Непосредственно под северной частью Голгофы (подлинной, ибо все остальное пристроено позже) под православным престолом находится пещера, где явственно видно продолжение расщелины, наблюдаемой наверху в природной голгофской скале. Здесь устроена часовня Адама, названная так по преданию, будто бы Адам был погребен здесь и во время распятия Кровь Христова, стекая через образовавшуюся расщелину на череп первозданного, омыла первородный грех праотца. Большой престол, стоящий здесь, посвящен праведному Мелхиседеку, основателю Иерусалима.

Интересна необычная традиция, когда хранителями ключей храма на протяжении веков является мусульманский клан Нусейби. Она сложилась после взятия Иерусалима арабами. Халиф, обладавший ключами от города и главной церковной обители христиан, по преданию, передал ключ от храма одному из своих приближенных, потомки которого и сегодня владеют ключами.

В храме Воскресения расположено множество святынь, достойных отдельного описания. Перечислим их лишь вкратце. Это и армянский придел – на месте, где стояли во время Распятия святые жены; это место явления Христа Марии Магдалине. Это и придел темницы Христовой, где Он был заключен в пустой водоем, а ноги заключены в каменные колодки, хранящиеся здесь доселе.

В полукруглом проходе храма расположены три придела. Первый – греческий придел святого Лонгина Сотника. Следующий – армянский придел Разделения риз, где воины на камне метали жребий при разделе хитона, а далее придел Возложения Тернового Венца. Здесь хранится обломок столба, на котором восседал Спаситель во время возложения венца, перенесенный в древности со двора Пилата. От армянского придела Разделения риз, спустившись по 28-ми ступенькам, оказываемся в подземном приделе святой Елены. В приделе имеются два престола: во имя самой святой и благого разбойника, раскаявшегося на кресте.Посередине храма расположен кафедральный храм Иерусалимского Патриарха – Кафоликон, сияющий богатством убранства и византийской иконописью. В его алтаре хранятся части Живоносного Креста, вложенного в золотое распятие. В середине Кафоликона стоит каменная чаша, с вложенным в него шаром — символическим центром христианского мира, который стал почитаться еще со времен императрицы Елены местом спасения рода человеческого, в воспоминание слов царя Давида: «Боже царь наш от века, устрояющий Спасение посреди земли!» (Пс. 73:12).

Несколько слов надо сказать и о колокольне храма. Во время арабского владычества она была уменьшена, дабы не возвышалась над минаретами, а ее колокола были разбиты мусульманами. Колокольный звон в Палестине многие века был запрещен, разрешен только турецкими властями под давлением европейских стран в 40-е годы XIX века.

Интересно, что на кровле храма, над приделом святой Елены, расположен Эфиопский монастырь, где многие века живут монахи.

Гора Фавор

Гора Фавор находится в Палестине. Высота её около 600 метров, и с вершины ее видна вся Галилея. Склоны Фавора покрыты дубами, оливами, кустами жасмина и диких роз. Она представляет собой красивую природную картину. Впервые Фавор упоминается в Библии в Книге Судей (Суд. 4:5-16) , где говорится о победе израильтян. Гора Фавор воспета царем псалмопевцем Давидом (Пс. 88:13), пророками Иеремией (Иер. 46:18) и Осией (Ос. 5:1). На горе Фавор расположен православный храм в честь Преображения Господня с двумя приделами в честь пророков Илии и Моисея. Во дворе храма сооружены символические три кущи, о которых говорится в Евангелии. Здесь произошло Преображение Господа. Ежегодно в день праздника Преображения Господня на Фавор спускается облако и стены храма покрываются миром.

Елеонская гора

На этой горе Иисус Христос наставлял в проповедях и поучениях. Отсюда, из Гефсиманского сада, расположенного на склоне горы, Господь был взят на суд и мучения. И здесь, на Елеонской горе, на камне запечатлен след стопы Спасителя при вознесении Его на небо. Достопримечательность Елеонской обители – высокая белая колокольня, «русская свеча» на Святой Земле.

Гора Искушений

Сорокадневный монастырь находится на горе искушений в Иудейской пустыне. Здесь Господь провел 40 дней в посте.

Река Иордан

Воды этой реки освятил Спаситель, когда принимал крещение от руки Иоанна Крестителя.

Лавра св. Саввы Освященного

По строгому уставу в монастырь входят только мужчины. Основана обитель около 484 года преподобным Саввой Освященным, мощи которого почивают здесь.

Горненский монастырь

На стене Горненского монастыря висит табличка с надписью “Русская Духовная миссия. Московская Патриархия в Иерусалиме. Горненский женский монастырь. Основан архимандритом Антонином в 1871 году”. Архимандрита Антонина (Капустина) здесь очень почитают.

Отец Антонин и его сподвижники выкупили много земли в Иерусалиме, на которой построили монастыри и гостиницы. Патриархия стала присылать сюда монахов, главным послушанием которых было принимать русских паломников и сопровождать их по святым местам. Поэтому в Горненском монастыре у монахинь основное послушание – принимать паломников.

Горненский монастырь расположен на месте дома праведной Елисаветы, где родился Иоанн Креститель. Сюда, к своей родственнице Елисавете, пришла Пресвятая Богородица после того, как Архангел Гавриил принес Ей благую весть о рождении Ею Богомладенца, и жила Она здесь три месяца. В монастыре в память об этом событии есть благочестивая традиция: игумения ежегодно после праздника Благовещения снимает с себя крест на три месяца, так как считается, что Сама Богородица игуменствует в этот период времени в монастыре.

Храм в Гефсимании – Гробница Богородицы

В долине Иосафатовой в Гефсиманском саду у подножия западного склона Елеонской горы постороена подземная церковь гробницы Пресвятой Богородицы. Местные жители называют эту церковь просто Гефсимания.

Сионская горница

Сионская горница по праву считается четвертой по значимости христианской святыней в Иерусалиме, где впервые совершилось Таинство Святого Причащения.

Гора Сион почиталась у иудеев святой и называлась домом Божиим, а потому здесь располагался престижный район города. Здесь был и дом иудейского первосвященника. В дом на Сионе, который находился недалеко от дома апостола Иоанна, приходит в Великий Четверг Иисус Христос со Своими двенадцатью учениками. Сюда вошел Он совершить иудейскую Пасху, здесь состоялась Тайная Вечеря. Мы не знаем имени человека, в доме которого произошло это великое событие, Евангелие не сохранило его. Не сохранилось и первоначальное здание, но великое событие, произошедшее здесь, положило основание главному Таинству всей Церкви. Назарет.

Храм Архангела Гавриила

По преданию, явление Архангела Деве Марии произошло сначала у колодца, где она набирала воду. Дальнейшее благовестие произошло уже в ее доме, куда Дева Мария вскоре возвратилась. Уже в раннехристианское время над святым колодцем была сооружена церковь, разрушенная в XIII веке вторгшимися в Палестину полчищами египетского султана Бейбарса. Восстановление храма произошло лишь в XVIII веке, когда Греческой церкви удалось приобрести этот участок земли и в 1771 году возвести православный храм во имя Архангела Гавриила и Святого Источника.

Главная святыня храма – чудотворный колодец, расположенный в глубокой крипте, куда ведет каменная лестница с истертыми от времени старинными ступенями. Здесь, в небольшом помещении, облицованном мрамором, расположен узкий святой колодец, закрывающийся серебряной крышкой с изображением сцены Благовещения.

Над источником сооружен каменный престол, над которым возвышается чудотворная икона Благовещения русской работы. В храме царит благоговейная тишина, нарушаемая лишь журчанием вод святого источника. Вода из колодца по подземному водоводу поступает в наружный мраморный бассейн – «колодец Святой Марии», расположенный недалеко от храма, откуда берут святую воду многочисленные паломники.

В день Благовещения здесь служится особо торжественная Божественная литургия, собирающая огромное количество православных верующих, прибывающих специально сюда из многих городов и стран.

Место Рождества Пресвятой Богородицы

По преданию, родители Пресвятой Девы жили в Иерусалиме, недалеко от Овчих ворот. На месте их дома святая Царица Елена построила храм, подвергшийся разрушению одновременно с другими. Неоднократно восстанавливаемый христианами после различных разорений, ко времени крестоносцев он представлял собою маленький бедный монастырь.

Дуб Мамврийский

«И двинул Аврам шатёр, и пошёл, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне» (Быт. 13:18). «И явился ему Господь у дубравы Мамре» (Быт. 18:1). К югу от Иерусалима в 40 километрах среди волнистых вершин иудейских гор находится место, где когда-то была дубрава Мамре. Под сенью ее жил Авраам в шатрах своих в те дни, когда Содом и Гоморра подверглись страшной казни.

Христианские писатели IV века упоминают о дубе Авраама и указывают его местонахождение там, где он находится и сейчас. Для сохранности дуб обнесен по подножию каменной сцепкой и цементирован, к стволу прикреплена икона Пресвятой Троицы. Небольшая площадка кругом ограждена высокой решеткой.

Но это лишь основные места Святой земли. Она хранит в себе множество памятных святынь Ветхого и Нового Завета.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.