Учение апостола Павла о браке

Послание апостола Павла к Ефесянам – одно из самых его глубоких и, в общем-то, достаточно сложных Посланий. В нашей статье мы рассмотрим лишь одну тему этого Послания – тему христианского брака. Сложно переоценить значение этого отрывка для формирования учения о браке, представлений о семье среди христиан. Хотя мы знаем, что апостол Павел писал о семье, об отношениях мужчины и женщины в целом и в других своих Посланиях, но нигде так глубоко, так возвышенно, как в Послании к Ефесянам, он не рассматривает эту тему.

В первых трех главах Послания к Ефесянам апостол Павел предлагает возвышенное учение о единстве и нравственной чистоте Церкви. Начиная с четвертой главы и далее, апостол указывает, как же конкретно воплощать это учение (теорию) в повседневную жизнь христиан (практику). Апостол разбирает три аспекта жизни любого общества – семейные отношения (5:22–33), отношения между родителями и детьми (6:1–4), социальные (классовые) отношения (между рабами и господами) (6:5–9).

Вообще, во время апостола Павла были популярны сочинения о семье, об отношениях между родителями и детьми, между господами и рабами. Таким образом, апостол использует традиционный для своего времени жанр – в наше время это что-то вроде публицистических эссе-размышлений о семье, воспитании детей и т. п. на интернет-сайтах, типа «Правмир» или «Матроны.ру». Используя традиционный для своего времени жанр, апостол преподает христианам свое этическое учение.

Конечно, этика Павла имеет в своем основании учение Господа Иисуса Христа, и эта апостольская этика является для нас, христиан, наивысшим авторитетом в нравственных вопросах. Этика Павла представляет собой актуализацию, осуществление христианской веры (как она была проповедана Иисусом Христом и апостолами) на практике, в жизни. Если вера хранится неповрежденной в православном христианстве, то вместе с ней, конечно же, должна сохраняться и апостольская этика, нравственность. Иначе вера превратится в отвлеченную доктрину, философию, далекую от жизни.

Ну а теперь давайте перейдем непосредственно к тексту Еф. 5:21–33.

Обычно первое, что смущает многих современных неверующих людей в учении апостола Павла (и вообще Нового Завета) о браке – это указание на подчинение жены мужу. Говорят о неравенстве жены, об ущемлении её прав и т.д. Мы должны понимать, что современный европейский культурно-общественный контекст, к которому принадлежим и мы (т.е. мировоззрение людей, понимание жизни, всех ее аспектов, в том числе и брака), очень отличается от античного. Понимание жизни древним греком, римлянином, а тем более иудеем гораздо ближе современному ортодоксальному мусульманину, чем современному европейцу (даже православной традиции).

Конечно, апостол Павел вовсе не хочет унизить женщину. Христианство, напротив, освободило женщину от того униженного рабского положения, в каком она находилась в дохристианском мире, и признало за нею религиозное и нравственное равенство с мужчиной. Забегая вперед, сразу скажем, что если апостол пишет о подчинении женщине мужчине в условиях домашней жизни, то он делает это согласно с творческим установлением Бога, по которому оба пола имеют свои особые роли, свои преимущества, свои границы деятельности. Мы об этом еще поговорим подробнее, а сейчас чтобы увидеть, что христианство дало женщине, сделаем краткий исторический экскурс о положение женщин в античном обществе.

Сначала скажем несколько слов об отношении древних иудеев к женщинам. Начнем с того, что иудей в одной из утренних молитв благодарил Бога за то, что Он не создал его «язычником, рабом или женщиной». Женщина в иудейском обществе того времени не имела юридических прав, как бы мы сейчас сказали. Она находилась в абсолютном подчинении у мужа, почти на правах его личной собственности. И хотя библейское учение о браке было весьма возвышенным (о нем мы еще вспомним), на практике жизнь в браке была достаточно суровой (для женщины). Взять хотя бы те же разводы, которые были очень распространенными (почему Иисус Христос и критиковал их). Согласно тогдашнему иудейскому праву, муж мог развестись с женой почти что по любому поводу, но жена не могла развестись с мужем ни при каких условиях – просто потому что у нее не было никаких прав.

Что касается греков, то там отношение к женщине было еще хуже. Падение нравственности было просто катастрофическим. Так, сохранилась запись знаменитого древнегреческого оратора Демосфена: «У нас есть куртизанки (их еще называли гетеры) для наслаждения, наложницы для сожительства, и жены, которые рождают нам законных детей и заботятся о нашем хозяйстве». Женщина в греческом обществе вела замкнутый образ жизни, из рук отца она переходила в руки мужа, словно вещь, точнее, кукла (пусть и дорогая). Жена должна была заботиться о детях, о домашнем очаге, но никак не вмешивалась во внешние дела мужа. Да, в общем, и ни в какие его дела она не имела права вмешиваться: с вещью не советуются, ею пользуются. Мужчина ни в чем себе не отказывал (ни в каких удовольствиях на стороне), такого понятия как супружеская измена для него не существовало (в то время как для жены – еще как!). Гомосексуализм, педофилия и прочие мерзости были в порядке вещей.

Что касается римского общества, то там было не на много лучше… Впрочем, женщина там имела несколько больше прав, чем у греков. Особенно же в период имперский, когда и жил апостол Павел. Так, женщина имела право наследства, могла даже подать на развод, но все осложнялось глубоким нравственным разложением римского общества к этому времени. Например, современник апостола Павла, известный философ-моралист Сенека писал, что женщины вели счет годам по именам своих мужей. То есть настолько частыми были разводы и новые браки. Кстати, характерная деталь: эксперт в морали Сенека был воспитателем императора Нерона: образца развращённости и цинизма.

Всё это нужно помнить, читая написанное о браке апостолом Павлом. Христианская нравственность явилась чем-то совершенно неслыханным, невообразимым для прогнившей морали того времени.

Мы будем читать по одному стиху в оригинале (на древнегреческом) с буквальным переводом и комментировать.

21 ὑποτασσόμενοι ἀλλήλοις ἐν φόβῳ Χριστοῦ, (подчиняясь друг другу в страхе Христовом)

Итак, первый и совершенно неслыханный для древнего мира призыв, которым апостол Павел начинает свой «брачный отрывок», это призыв о подчинении друг другу. Это было, конечно, очень неожиданно – особенно для отцов семейств «патер фамилиас». Не случайно поэтому язычники называли христиан разрушителями традиционных (в том числе и семейных) устоев. Ап. Павел сразу дает ключ к пониманию всего «брачного отрывка» – и муж и жена в семье оба подчиняются Христу – это главное. И в этом подчинении Христу они повинуются друг другу, выполняя друг перед другом свои христианские обязанности: жена выполняет свои обязанности жены перед мужем, и соответственно муж выполняет свои обязанности мужа перед женой. Т. е. и муж, и жена выполняют свои обязанности в семье так, как это задумано Богом, так, как об этом будет говорит ап. Павел, а не так, как они сами решат. Этот смысл выражает новый перевод на русский язык (В.Н. Кузнецовой): «Подчиняйтесь друг другу – из благоговения перед Христом».

Еще раз: если Апостол подчиняет женщину мужчине в условиях домашней жизни, то делает это согласно с творческим установлением Бога, по которому оба пола имеют свои особые роли, свои преимущества, свои границы деятельности, иерархию в семье, которую установил Бог. Если христиане имеют благоговение перед Христом (в Ветхом Завете эта фундаментальная добродетель называлась «страхом Божиим»), то они будут слушать Его, оказывая друг другу послушание, выполняя установленный Богом порядок, установленную Им иерархию.

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Пусть не занимает один место свободного, а другой — раба, но пусть у вас будет общество друг другу служащих друзей, где нет ни гнева, ни досады, ни раздражения, где все действуют по свободному избранию и по любви друг к другу… Повинующеся друг другу в страхе Христовом, значит, чтобы мы обуздывали все страсти, служили Богу, питали любовь друг к другу, — и тогда будем достойны человеколюбия Божия».

Установление власти (т. е. то, что в мире одни люди подчиняются другим, не только в семье, но везде) – это Божественное установление (об этом подробно пишет ап. Павел в 13 гл. Послания к Римлянам). Каждый человек уникален и равен перед Богом именно как человек, но каждый из нас играет некую социальную роль в этом мире, и в этом последнем смысле равенства быть не может – потому что за каждой социальной ролью стоит Сам Бог. Поэтому-то здесь, в Послании к Ефесянам, Апостол и заповедует женам повиноваться мужьям как Господу (ст. 22), детям – слушаться своих родителей в Господе (6:1), а рабам – быть послушными своим земным господам как Христу (6:5).

Главное, что здесь нужно понять, это то, что власть тех, кого Господь поставил на земле, в условиях нашего здешнего временного существования, не беспредельна. Да, дети, слуги, жены (младшие) должны оказывать послушание старшим (родителям, начальникам, мужьям), но это послушание имеет свои вполне определенные границы. То есть оно не безгранично, как это иногда представляют старшие и, кстати, часто манипулируют этим. Бог дал власть старшим, но не для того, чтобы они творили беззаконие, использовали младших в своих эгоистических целях. В том-то и дело, что смысл Божественного определения о власти состоит в том, чтобы люди разумно и правильно выполняли заповеди Божии. Отсюда такой предварительный вывод (главное, что мы должны усвоить): младшие должны оказывать послушание старшим во всем, что по крайней мере не противоречит воле Божией, заповедям Божиим, выраженным (прежде всего) в Священном Писании.

Если мы оказываем послушание старшему в том, что противоречит воле Божией, то мы не Богу угождаем, а человеку, мы человекоугодники и Богоотступники. Отсюда совершенно дикой выглядит ситуация, когда, например, мужалкоголик требует послушания от жены-христианки (и священник, не вникая в ситуацию, часто это одобряет!). Таким образом, общий принцип таков: мы должны повиноваться до тех пор, пока послушание человеческой власти не превратится в противление Богу. Так что, если муж начнет требовать от жены что-то противное воле Божией, заповедям Божиим, жена не только может, но и обязана не подчиняться такому мужу. Конечно, необходимо идти на возможный компромисс, чтобы сохранить семью, но ни в коем случае нельзя в угоду мужу-безбожнику идти на грех, попирать свое христианское и человеческое достоинство в угоду его (мужа) явно греховным желаниям.

То же самое относится к детям, когда к ним начнут предъявлять безбожные требования родители, или к подчиненным по отношению к начальству. Как христиане мы против революций любого рода, против конфликтов, по слову апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Однако если НЕВОЗМОЖНО, если мы вынуждены (не по нашей инициативе), мы обязаны не подчиняться безбожным приказам людей, потому что мы повинуемся Богу, а не людям. Апостол Петр так сказал об этом в Синедрионе: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29).

И все же такое поведение – скорее исключение. Не стоит доводить до такого НАМ. Однако Сам Христос предрек такие ситуации, в которые будут попадать Его ученики: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:34-39).

22 Αἱ γυναῖκες τοῖς ἰδίοις ἀνδράσιν ὑποτάσσεσθε ὡς τῷ Κυρίῳ (Жены (своим) собственным мужьям повинуйтесь как Господу)

Что здесь означают «главенство» мужа и «повиновение» жены? Для того, чтобы это понимать правильно, по-христиански, сделаем небольшой библейский экскурс. Еще во 2-й главе Бытия, читая о сотворении человека (мужчины и женщины), мы видим эту соподчиненность: т.е. женщина создана после мужчины как помощница ему (см.: Быт. 2:18). Женщина и мужчина не случайно созданы Богом разными (и по-разному, кстати). Вначале мы читаем, что Бог сотворил мужчину и женщину по Своему образу и подобию – т. е. и мужчина, и женщина в равной степени имеют в себе образ Божий (см.: Быт. 1:26–27) – и в этом смысле, как мы уже говорили, мужчина и женщина абсолютно равны перед Богом. Но во 2-й главе книги Бытия мы читаем, что женщина создана после мужчины, чтобы быть ему помощницей (Быт. 2:18–24). Со времени своего сотворения и муж, и жена чувствуют друг ко другу влечение, потому что они и сотворены друг для друга; потому что они сотворены так, чтобы именно друг в друге находить полноту своего бытия. «Нехорошо человеку быть одному» (Быт. 2:18) – так сказал Сам Господь. Итак, ни муж без жены, ни жена без мужа не могут ощущать полноту бытия (см. Быт. 2:24).

Таким образом, уже в первой книге Библии следующее понимание мужчины и женщины: они в одно и то же время равны, но и не равны – их неравенство заключается в их разности, а не в том, что один хуже, ущербнее другого. Мужчина и женщина созданы разными, чтобы дополнять в браке друг друга и в этом взаимодополнении находить полноту своего бытия, т. е. то, что на обычном человеческом языке называется счастьем.

Итак, сущность библейского взгляда на брак такова: жена составляет неотъемлемую часть тела мужа, ибо взята от ребра Адама (см.: Быт. 2:22). В то же время и мужчина призван оставить отца и мать и прилепиться к жене своей (см.: Быт. 2:24). Главное здесь то, что оба они – и мужчина, и женщина – составляют в браке «плоть едину» (Быт. 2:24).

23 ὅτι ὁ ἀνήρ ἐστι κεφαλὴ τῆς γυναικὸς, ὡς καὶ ὁ Χριστὸς κεφαλὴ τῆς ἐκκλησίας, καὶ αὐτός ἐστι σωτὴρ τοῦ σώματος. (потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, Он есть Спаситель тела (Церкви))

Послушание жены мужу должно быть таким же искренним и полным, как послушание Церкви Христу. Сказав о необходимости жене слушаться мужа, апостол Павел, в сущности, ничего нового не сказал для людей того времени. Новое было в другом – послушание мужу должно быть не из рабского страха, а из страха Божия. Слушаться мужа РАДИ ГОСПОДА, а не ради него самого.

24 ἀλλ’ ὥσπερ ἡ ἐκκλησία ὑποτάσσεται τῷ Χριστῷ, οὕτω καὶ αἱ γυναῖκες τοῖς ἰδίοις ἀνδράσιν ἐν παντί. (Но как Церковь подчиняется Христу, так и жёны (своим) собственным мужьям во всем.)

Мы видим, что Апостол сравнивает послушание мужу с послушанием Христу. Почему? Дело в том, что Церковь – это тело Христово, а Сам Христос – Глава этого тела. Они – и Церковь, и Христос – неразрывны. Но ведь то же самое можно сказать и о муже с женой: ведь они тоже соединяются «в плоть едину», а это значит, что они тоже становятся неразрывными, одним целым.

Далее в 25-м стихе мы читаем наставление мужьям:

25 οἱ ἄνδρες ἀγαπᾶτε τὰς γυναῖκας ἑαυτῶν, καθὼς καὶ ὁ Χριστὸς ἠγάπησε τὴν ἐκκλησίαν καὶ ἑαυτὸν παρέδωκεν ὑπὲρ αὐτῆς, (мужья, любите жен своих, как и Христос полюбил Церковь и Самого Себя передал (отдал, предал) Церкви)

Теперь давайте сравним наставление женам и мужьям: полное послушание жены – это на самом деле ответ на полное самопожертвование мужа ради нее. Вот в чем секрет семейного христианского счастья! Еще раз: жена отвечает полным послушанием на полное самопожертвование мужа ради нее – именно в этом (в этих ролях) проявляется супружеская любовь с христианской точки зрения. Именно поэтому подлинно христианская любовь мужа к жене сравнивается с любовь Христа к Церкви, Своей невесте. Христос все сделал для своего народа, для Своей Церкви – Он в конечном итоге отдал жизнь за нее. Поэтому Церковь и отвечает Христу взаимностью – и повинуется Христу во всем. Так и жена отвечает взаимностью на любовь мужа, повинуясь мужу во всем.

Апостол призывает мужей: «ἀγαπᾶτε» – речь идет о христианской жертвенной любви! Поэтому Павел и сравнивает любовь мужа к жене с любовью Христа к Церкви.

Свт. Иоанн Златоуст: «Видел ли ты меру повиновения? Слушай же и меру любви. Хочешь ли ты, чтобы жена твоя повиновалась тебе как Церковь повинуется Христу? Тогда заботься сам о ней так же, как Христос заботится о Церкви. И если потребуется, чтобы ты отдал свою жизнь за нее, или чтобы тебя разрезали на тысячу кусков, чтобы ты вынес все, что может принести жизнь, не отказывайся от этого… Он положил Церковь к ногам Своим любовным попечением, а не угрозами или страхом, или чемто подобным. Вот так и ты веди себя по отношению к своей жене».

26 ἵνα αὐτὴν ἁγιάσῃ καθαρίσας τῷ λουτρῷ τοῦ ὕδατος ἐν ῥήματι, (чтобы её Он освятил, очистив омовением воды в слове)

Мы уже сказали, что Апостол учит мужей любить своих жен, а любовь эта – христианская, жертвенная, т. е. Павел призывает мужей к самопожертвованию – вот истинная мера любви мужа к жене.

Однако Апостол указывает и границы самопожертвования мужа. Христос Своим самопожертвованием хотел освятить Церковь, очистив ее предварительно омовением воды (или как в СП: «банею водною») – здесь имеется в виду, конечно, омовение в Таинстве крещения. А следующее выражение: «в слове» – значит посредством крещенской формулы «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Однако под «Словом» может, конечно, пониматься и все Евангелие. Оглашение словом, т. е. Евангелием, предшествовало крещению.

27 ἵνα παραστήσῃ αὐτὴν ἑαυτῷ ἔνδοξον τὴν ἐκκλησίαν, μὴ ἔχουσαν σπίλον ἢ ῥυτίδα ἤ τι τῶν τοιούτων, ἀλλ’ ἵνα ᾖ ἁγία καὶ ἄμωμος (Чтобы представил Он Себе Самому (чтобы поставил Он перед Собой) славную Церковь (Церковь во славе), не имеющую ни (одного) пятна, или морщины, или чегонибудь подобного, но чтобы (она) была святая и безупречная.)

Итак, конечная цель Христа – сделать Церковь святой и безупречной, украсить ее славой и поставить ее рядом с Собою как достойную Себя, Бога, невесту, в день Своего Второго пришествия.

А что это поучение значит для мужа и жены (если помнить, что апостол постоянно ставит Христа и Церковь, их отношения в пример супругам)? Это поучение значит, что и любовь мужа к жене должна доходить до самопожертвования только там, где дело идет об истинном благе жены: во всех же других случаях, когда требования жены к самоотвержению мужа не имеют такого основания, понятно, странно было бы требовать от мужа, чтобы он непременно жертвовал собою для жены.

Для этого муж сам должен понимать, что есть истинное благо: и для жены, и для него самого, конечно – т. е. речь идет о знании христианства, о знании заповедей Божиих. Ведь только зная все это, муж может правильно заботиться о благе жены и своей семьи вообще. Поэтому смехотворно и убого выглядят претензии на полное послушание мужа-безбожника к верующей жене. С другой стороны, жалкое зрелище муж-христианин, который удовлетворяет все греховные капризы неверующей (или маловерующей) жены. Мы знаем и примеры такого потакания всем греховным страстям детей. Сколько детейчудовищ вырастила так называемая слепая материнская любовь!..

28 οὕτως ὀφείλουσιν οἱ ἄνδρες ἀγαπᾶν τὰς ἑαυτῶν γυναῖκας ὡς τὰ ἑαυτῶν σώματα. ὁ ἀγαπῶν τὴν ἑαυτοῦ γυναῖκα ἑαυτὸν ἀγαπᾷ (таким образом имеют долг мужья любить своих жен, как свои тела. Любящий свою жену самого себя любит). 29 οὐδεὶς γάρ ποτε τὴν ἑαυτοῦ σάρκα ἐμίσησεν, ἀλλ’ ἐκτρέφει καὶ θάλπει αὐτήν, καθὼς καὶ ὁ Χριστὸς τὴν ἐκκλησίαν· (никто ведь когда-либо не возненавидел свою плоть, но кормит и греет ее (т. е. заботится о ней), как и Христос Церковь). Все те высокие слова о самопожертвовании и т. п. – это очень высокий на самом деле стандарт любви. Апостол подозревает, что мужьям будет нелегко соответствовать таким высоким требованиям в реальной семейной жизни. Поэтому он предлагает еще один пример любви.

Все мы любим самих себя, все заботимся о себе, о своем теле, если мы, конечно, нормальные люди, а не мазохисты или какие-нибудь извращенцы. Господь Иисус Христос еще в Нагорной проповеди сформулировал «золотое правило», которое заключается в том, чтобы мы обходились с другими так, как хотим, чтобы поступали с нами (Мф. 7:12 ) – просто потому, что это заложено в человеке самой природой.Совет мужу «питать и греть» свою жену так же, как он делает это со своим телом, уместен еще и потому, что муж и жена суть «плоть едина». Бог рассматривает половую близость не только как средство физического единения, но и как символ и выражение единства личностей. Когда муж и жена становятся глубоко близки друг другу, очевидной истиной становится утверждение, что любящий свою жену любит самого себя. И здесь речь идет не только о физической близости супругов, но и о душевной, и о духовной – т. е. близости во всех аспектах человеческой личности. Причем, речь ведь идет не об идеальных людях, а о двух человеческих личностях со всеми присущими грешным людям недостатками. И в терпении этих недостатков друг друга (ср.: Гал. 6:2) супруги постепенно будут возрастать до подлинно христианской жертвенной любви. Именно в этом смысле христианский брак часто называют «школой любви». Ведь, если муж и жена по-настоящему любят друг друга, они не могут быть счастливы поодиночке, не может быть один счастлив, а другой – нет. И опять же – единение в браке апостол сравнивает с единением христиан в теле Церкви:

30 ὅτι μέλη ἐσμὲν τοῦ σώματος αὐτοῦ, (потому что мы есть члены тела Его)

Далее, в 31-м стихе Апостол цитирует слова книги Бытия: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). Бог заложил в природу человека этот фундаментальный принцип: вырастая, человек оставляет родительский дом, чтобы создать свою семью. Это – норма жизни. И своя семья у человека (и у мужа, и у жены) становится на первое место. Очень красиво сказал об этом преподобный Паисий Святогорец: «Супруги должны любить друг друга так сильно, чтобы их любовь лилась через край. И уже от этого преизлияния супружеской любви они должны оказывать своим родителям всё уважение и всю благодарность».

Чтобы в семье было спокойствие и мир, муж должен любить свою жену сильнее матери, отца и всех остальных родных. Также и жена должна любить мужа больше всех родных ей на земле людей. Сколько разводов происходит именно из-за вмешательства в личную жизнь молодой семьи матери когото из супругов. Своих отца и мать нужно любить и почитать, как гласит пятая заповедь декалога. Нужно прислушиваться и к их советам. Однако видя, что вмешательство родителей в жизнь семьи переходит границы, нужно стараться тут же пресекать попытки контролировать жизнь своей семьи.

32 τὸ μυστήριον τοῦτο μέγα ἐστίν, ἐγὼ δὲ λέγω εἰς Χριστὸν καὶ εἰς τὴν ἐκκλησίαν. (Тайна эта великая (есть), я ведь говорю относительно Христа и относительно Церкви)

Апостол снова сравнивает две величайших тайны: тайну брака и тайну Церкви. В Церкви соединяются в одно тело Христово, в одну семью прежде абсолютно чужие люди: разной национальности, разного пола, разной социальной, культурной, политической ориентации. В общем, между людьми нет ничего общего и вдруг… они оказываются в одной семье любящих людей. Совершенно разные люди соединяются в Церковь и становятся родными – только Христос может сотворить это чудо.

Но ведь то же самое происходит и в браке: абсолютно чужие прежде люди вдруг становятся самыми близкими в этом мире – более того, они оказываются одним целым, «плотью единой»! Разве это не чудо?

Свт. Иоанн Златоуст: «Подлинно это таинство, – что человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, болела им, в болезнях родила… сочетавается с тою, которой прежде не видал, которая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает ее всему. Подлинно — это таинство. И родители не печалятся, но, напротив, печалятся, когда этого не бывает, и в знак радости не жалеют издерживать деньги и делать расходы. Поистине — это таинство великое, заключающее в себе какую-то сокровенную мудрость».

Апостол Павел не пытается проникнуть в эту тайну, он просто констатирует ее и еще замечает сходство этой тайны, тайны брака, с тайной отношения Христа к Церкви.

33 πλὴν καὶ ὑμεῖς οἱ καθ’ ἕνα ἕκαστος τὴν ἑαυτοῦ γυναῖκα οὕτως ἀγαπάτω ὡς ἑαυτόν, ἡ δὲ γυνὴ ἵνα φοβῆται τὸν ἄνδρα. (Однако и вы, каждый из вас, свою жену так же да любит, а жена пусть боится своего мужа).

Стих 33-й представляет собой краткий вывод из тех наставлений, которые Павел дает мужьям и женам: так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя (потому что вы стали одним целым), а жена да боится (своего) мужа.

Словом «боится» переводится греческое слово «φοβῆται» – здесь, конечно, имеется в виду не рабский страх, боязнь наказания и т.п., а страх оскорбить, обидеть каким-либо необдуманным поступком, чем-то задеть чувства любимого человека. Это то же самое, что добровольное повиновение.

Итак, мы увидели, что любовь, которую Павел предписывает мужу, жертвенна и служит тому, чтобы помочь жене раскрыться в своей любви к мужу – это и значит послушание мужу. Поэтому «страх», который Апостол требует от жены, означает ее ответ на эту любовь и желание помочь мужу стать таким, каким Бог хочет его видеть в роли главы жены и главы всей семьи.

Образ внутритроичного бытия раскрывает перед нами идеал взаимоотношений внутрицерковного бытия; бытия любого церковного общества, в том числе и семьи. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Персоны Святой Троицы Отец, Сын, Дух Святой являют идеал взаимоотношения для персон, составляющих организм Церкви Христовой. Именно в контексте таких отношений и нужно понимать главенство мужа и подчинение жены. Бог-Отец – это не тиран, и Бог Сын – это не раб, который из страха наказания тянет ненавистную лямку покорности. Иисус Христос всегда подчеркивал Свою зависимость от Отца, главенства Отца, будучи равным Отцу по естеству. Он выполнял миссию Отца в деле искупления рода человеческого, будучи идеальным послушником Отца. Именно так Он смог выполнить Свою миссию. Своим поведением Он показал нам высочайший образец послушания, которым должны руководствоваться в том числе и жены.

Брак – величайшее таинство, дар, который доверил Господь людям. Этот талант необходимо взращивать в себе (см.: Мф. 25:14–30), над ним необходимо трудиться и тогда он будет все больше и больше радовать супругов: «ибо всякому имеющему дастся и приумножится» (Мф. 25:29).

Брак – это подлинная «школа любви». В Таинстве венчания, когда мы слушаем чтение Апостола, мы слушаем программу работы супругов над своим браком; а в Евангелии мы видим образ будущего мессианского брака (брак в библейской традиции – всегда образ Царства Небесного), образ бытия в браке вечной любви со Христом. «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего…» (Мф. 25:23) – Господь так скажет супругам, которые смогли возрасти в любви благодаря браку («школе любви»), значит можно им доверить самое главное: Царство Небесное.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.