Христианская культура общения

Автор: Голамбовский Дмитрий (МинДС, 3 курс)

Общение – это один из главных способов взаимодействия людей как на бытовом уровне, так и на духовном. Слово может быть инструментом для исцеления и спасения души, а также и грозным оружием, приводящим к погибели ближних и себя самого.

Спаситель говорит: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста» (Лк. 6,45). Поэтому речь человека является самым явным показателем уровня его духовности. Необратимость сказанных слов заставляет нас пользоваться ими с особым вниманием и с усердием совершенствоваться в этом. Общение – это один из самых простых способов проявить любовь к ближнему, но в то же время один из простых способов навредить человеку, ввести в искушение или грех. Недаром святые отцы-подвижники особое внимание уделяли такому деланию, как хранение уст. Это считается одной из высших стадий духовного совершенствования.

Само слово «общение» имеет один корень со словами «общность» и «общее», что отчасти отражает его суть, так как в процессе общения между людьми действительно складывается общность на основе совпадений ценностей, интересов, задач, целей. Какие же общие ценности имеют православные христиане? Добро, правда, свобода, любовь, справедливость, милосердие и т.д. Каждый сумеет добавить что-то к этому списку, так как все это является проявлением Евангельского нравственного закона. По этому закону православный христианин выстраивает свою жизнь. Если выделять из общих ценностей те, которые мы способны проявить во время общения, то получится такой список: тактичность, отзывчивость, предупредительность, учтивость, корректность, обходительность, снисходительность, деликатность, вежливость. Все это является нормой поведения любого культурного человека, знакомого с этикетом. Христианина же в этом отличает искренность.

В непростом деле общения есть несколько принципов, которые помогают нам соблюдать христианские ценности и настраивают на правильное расположение к собеседнику.

Первым принципом является уважение образа Божьего в человеке, признание его чести и достоинства. О таком отношении к ближнему очень много говорится в святоотеческой литературе и вообще в православной среде. Мы говорим о том, что каждый человек – это образ Божий, что нужно уметь видеть этот образ даже в самом захудалом грешнике. Но что значит уважать образ Божий в человеке? Согласно православному учению, Бог при сотворении человека заложил в него некоторые собственные свойства, такие как: разумность, свобода воли, бессмертность (так как до грехопадения человек был бессмертен), способность к творчеству и другие. Именно это мы называем образом Божиим в человеке. Уважать его – значит уважать каждое его проявление.

Разумность, к примеру, это то, что отличает человека от животного. Уважение разумности есть признание человека как личности, отношение к нему на равных. Общение «свысока» по отношению к собеседнику нельзя назвать нравственным. Каждый человек нуждается в равенстве общения, и подавление этой потребности является наиболее частой причиной конфликтов.

Уважение свободы воли человека – это недопустимость навязчивого вмешательства во внутренний мир, а также уважение к взглядам и интересам окружающих. Говоря о заблуждающихся людях, нужно помнить о том, что следует разделять человеческие пороки и саму личность. Мы не должны презирать даже нравственно недостойного человека, но отвращаться не от личности, а от его порока. Однако в суждении о человеке нужно быть очень аккуратным и иметь рассудительность. Чтобы укорять человека за его пороки, нужно учитывать множество факторов: мотивы его поступков, внутреннее состояние, окружающие условия и тому подобное. Поэтому здравое суждение — очень тонкое занятие, требующее ювелирной работы.

Кроме всего этого, принцип уважения собеседника проявляется в небезразличии к его потребностям. «Если же человек видит высшую ценность общения только в себе самом, в удовлетворении только своих личных потребностей, если человек ставит перед собой неблагородные и сугубо корыстные цели, если другой человек выступает для него только как средство для удовлетворения своих личных потребностей и целей, то такое общение можно назвать безнравственным и бескультурным, ибо в таком общении нарушена мера гуманистичности в отношении к партнеру» (Сафьянов В.И. «Этика общения» 1998). Следующим важным принципом христианского общения является принцип снисходительности, или толерантности. Каждому человеку вследствие его грехопадения свойственно осознание особой значимости собственного «Я». Принцип снисходительности заключается в принятии невозможности резкого и быстрого преодоления человеческого эгоизма. Снисходительность в этом плане нельзя путать с попустительством или нездоровым смирением.

В завершении хотелось бы особо выделить такую христианскую ценность в общении, как доверие. И если уважение и снисходительность дают нам основу нравственного христианского общения, то именно доверие наполняет это общение глубиной. Благодаря доверию в общении появляются те самые общность и единство. А степень доверия к собеседнику показывает меру идеальности самого общения. Доверие отражает, преломляет, выражает и олицетворяет все представленные выше ценности общения.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.