Изображение христианского содержания в древнейших памятниках книжной миниатюры

Автор: Иерей Евгений Солонков, кандидат богословия, преподаватель МинДС

В Христианской Церкви всегда особое внимание уделялось книгам. Данные археологии свидетельствуют о том, что доминирующей формой священных книг у христиан изначально был кодекс, пользоваться которым было удобнее, чем свитком. Книга в виде кодекса, состоявшая из сшитых между собой отдельных тетрадей, обходилась также значительно дешевле, чем в виде свитка, что тоже имело большое значение.

С IV века в качестве материала для письма стал широко использоваться пергамен — обработанная особым образом кожа телят и ягнят. С кожи снимали волосяной покров и полировали. Пергамен был более прочным материалом, чем хрупкий папирус, который к этому времени уже окончательно вышел из употребления. Оказалось также, что пергамен, в отличие от папируса, легко принимает краску. И постепенно листы рукописей вместе с писцом начали оформлять и живописцы. С введением в употребление пергаменного кодекса-книги стали широко применяться миниатюры — изображения, располагаемые на отдельном листе или занимающие большую его часть.

Самой ранней известной рукописью, украшенной миниатюрами христианского содержания, является Россанский кодекс (codex Rossanensis). Этот кодекс содержит Евангелия от Матфея и Марка, написанные по-гречески на очень тонком пергамене серебряными чернилами, а первые три строки Евангелий выполнены золотыми. Рукопись исследователи датируют 2-ой половиной VI века. Миниатюры выполнены акварельными красками одновременно с текстом. Всего в манускрипте 18 миниатюр. Они еще не слились с текстом и занимают самостоятельное положение в начале кодекса, что служит одним из признаков его древности. Сама рукопись находится в Museo del Arcivescovado города Россано, который расположен на юге Италии (Калабрия) и принадлежит архиепископу этого города.

Россанское Евангелие содержит следующие миниатюры, отражающие земную жизнь Иисуса Христа: Воскресение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, изгнание Спасителем из Иерусалимского храма торговцев, Тайная вечеря, умовение ног, молитва Спасителя в саду Гефсиманском, исцеление слепого и изображение Иисуса Христа перед Пилатом. Данный кодекс содержит также изображения притчи о мудрых и неразумных девах и притчи о милосердом самарянине.

Россанское Евангелие содержит два иллюстрированных заглавных листа. На одном из них находятся бюстовые изображения евангелистов с Евангелиями, а на другом — евангелист Марк, пишущий Евангелие. Это древнейшее изображение такого рода.

Еще одной существенной особенностью иллюстрации Россанского кодекса являются изображения пророков (с текстами их пророчеств ) вместе с изображениями новозаветных событий. Всего в рукописи представлены 40 изображений пророков, по 4 на одну иллюстрированную страницу. Это свидетельствует о неразрывной связи Ветхого и Нового Заветов в сознании миниатюриста, который приводит не только ветхозаветные пророчества, находящиеся непосредственно в евангельском тексте, а также и не упоминаемые в Евангелии. Этим он вносит в иллюстрацию текста некоторый элемент богословского толкования, хотя и не сообщает ему иконографического развития.

Самые разные предположения существуют о месте написания Россанского кодекса. Местом вероятного его написания называют Нижний Египет. Сообщают о его «александрийском» происхождении, а также называют Сирию, Малую Азию, Константинополь и Каппадокию.

Большая часть миниатюр Россанского кодекса представляет нам самые древние образцы византийских иконографических сюжетов евангельской истории, и особенно нужно сказать об изображениях из истории страданий Спасителя, многие из которых встречаются здесь впервые. Ценность миниатюр Россанского кодекса увеличивает также тот факт, что многие из его сюжетов (Воскресение Лазаря, Тайная Вечеря, Вход в Иерусалим, Молитва Спасителя в Гефсиманском саду, а также изображения евангельских притч о добром самарянине, мудрых и глупых девах) стали образцами для подражания в византийской иконографии IX-XIII вв.

Самой ранней точно датированной рукописью Евангелий с миниатюрами является Евангелие Рабулы. Эта рукопись написана по-сирийски в 586 году в монастыре Мар Иоанна в Бет-Загба писцом по имени Рабула. Об этом свидетельствует надпись на одном из листов данного манускрипта. C 1497 года рукопись хранится в библиотеке Лауренциана во Флоренции. Так как эта иллюстрированная рукопись точно датирована, то ее долго считали первичным источником для изучения христианского искусства в Сирии.

Миниатюры Евангелия Рабулы представляют события евангельской истории от Рождества Христова до Сошествия Святого Духа на апостолов. В рукописи есть также и изображения таких ветхозаветных событий, как получение Моисеем скрижалей Закона и суд Соломона, однако внутреннего соответствия между изображенными лицами и событиями Ветхого и Нового Завета нет. Очень широко иллюстрированы здесь чудеса Иисуса Христа, но отсутствуют изображения притч.

Наибольший интерес среди миниатюр кодекса представляет изображение Распятия Спасителя. Это одно из самых древних изображений Распятия и самое раннее из встречающихся в иллюстрированных кодексах Священного Писания. В этой миниатюре дан полный образ Распятия, принятый затем в византийской иконографии. На том же листе, под изображением Распятия , помещено и изображение Воскресения Христова. На миниатюре представлена гробница в виде небольшой башни. Из гробницы исходят три луча света и поражают трех стражников. С левой стороны ангел возвещает двум мироносицам о Воскресении Спасителя, а с правой — им является Сам Христос.

Одной из лучших миниатюр кодекса Рабулы является Вознесение Христово. Здесь мы видим яркую иллюстрацию этого евангельского события. Кодекс содержит и миниатюру с изображением Сошествия Святого Духа на апостолов. Иллюстрация этого важнейшего для Церкви события впервые встречается в рассматриваемом кодексе. Основные черты данной композиции нашли свое дальнейшее развитие и отражение в византийской и русской иконографии.

Распятие, Воскресение Иисуса Христа, а также Вознесение, Сошествие Святого Духа, Христос на троне в Евангелии Рабулы занимают целую страницу, а остальные миниатюры с евангельскими сценами размещены среди таблиц канонов и выполнены в более упрощенной манере. Это может свидетельствовать о желаниии исполнителя рукописи изобразить важнейшие христианские события во всей ясности и полноте.

Евангелие Рабулы содержит большое количество изображений новозаветных событий. Никакой другой известный памятник этого периода не иллюстрирован так обширно. Исторический характер многих изображений предполагает палестинское происхождение оригиналов миниатюр, а старинные черты архитектуры и пейзажа показывают связь также с александрийской живописью. Греческая надпись над головой сотника на миниатюре Распятия Христова говорит о том, что оригиналом, скопированным Рабулой, был, вероятно, греческий кодекс. Миниатюры кодекса являются копиями широко использовавшихся, но неизвестных нам оригиналов, а многие из них впервые встречаются в данном кодексе.

Некоторый интерес представляют миниатюры написанного на сирийском языке Парижского Евангелия (Syr. 33). Оно хранится в Париже в Национальной библиотеке и датируется также VI веком.

Из миниатюр кодекса выделим изображение Благовещения. Данная миниатюра очень похожа на изображение на одной из ампул Монцы. Далее представлены исцеление согбенной женщины (Лк. 13, 11-13) и исцеление кровоточивой (Мф. 9, 20-22; Мк. 5, 25-34; Лк. 8, 43-48). Затем в этом кодексе следуют фрагменты следующих изображений: отделение овец от козлов, умножение хлебов и отречения Петра. Полностью сохранилась миниатюра, представляющая жен-мироносиц у Гроба. Эта композиция повторяется практически до мелких деталей на ампулах Монцы и похожа на соответствующую миниатюру в Евангелии Рабулы.

Из самых древних иллюстрированных рукописей Нового Завета можно упомянуть также Синопский кодекс (codex Sinopensis). Этот кодекс датируется VI веком и представляет собой роскошную рукопись, написанную по-гречески золотыми чернилами на пурпурном пергамене. Из всего кодекса сохранилось всего 43 листа Евангелия от Матфея, а также 5 миниатюр. Поэтому эту рукопись называют также Синопским фрагментом. Кодекс был вывезен в 1899 году из Синопа (Малая Азия) французским офицером и хранится сейчас в Париже в Национальной библиотеке. В этой рукописи, как и в Россанском кодексе, почти исчезает античный натурализм, и миниатюры приобретают монументальный характер. Изображения Иисуса Христа на миниатюрах имеют некоторые общие черты с фресками Дура-Европос. Эта рукопись имеет, вероятно, сирийское происхождение.

Венский генезис. Данная рукопись хранится в Венской Национальной библиотеке. Как и описанные выше, она датируется исследователями VI веком, но генетически Венский генезис старше их, так как в его миниатюрах сохранилось много эллинистических черт, однако отдельные элементы отражают восточное влияние. Рукопись написана по-гречески на пурпурном пергамене. Сохранилась только середина манускрипта.

Миниатюры в рукописи находятся на нижней половине каждой страницы. Всего в этой рукописи сохранилось 48 миниатюр из предполагаемых 192. Место написания Венского генезиса точно не известно: вероятными местами происхождения этого манускрипта исследователи называют Антиохию, Константинополь и Малую Азию. Миниатюры Венского генезиса широко иллюстрируют события Ветхого Завета. В нем имеются изображения грехопадения, изгнания из рая, событий из жизни Ноя, Авраама, Иакова и Иосифа.

Находящиеся на каждом листе данной рукописи миниатюры иллюстрировали все основные события библейской истории, содержащиеся в этом манускрипте. Так Венский генезис является самой древней дошедшей до нас, хотя и неполной, иллюстрированной рукописью книги Бытия.

Весьма интересным памятником является «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. Это написанное в Александрии в VI веке произведение содержит описание астрономических систем, ботаники, зоологии, языческих философских систем и христианского учения. Эти знания отражены в иллюстрациях: геометрических диаграммах, картах и миниатюрах. До нас дошла выполненная в X веке копия оригинальной рукописи. Среди миниатюр есть много изображений событий Ветхого и Нового Заветов. Среди них можно назвать Жертвоприношение Исаака, Даниила во рву львином, Моисея у неопалимой купины, Обращение апостола Павла, Сошествие Святого Духа. В этой рукописи, которая, кстати, была известна на Руси еще с домонгольского периода, мы находим уже полностью развитую иконографию Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых, пророков и ангелов.

В дальнейшем иллюстрирование рукописей успешно продолжалось, и к X-XI столетиям четко определились все главнейшие иконографические типы изображений. Художников к этому времени начали интересовать вопросы композиционного соединения миниатюры с текстом: расположение иллюстрации среди листов книги, сочетание изображения и текста на отдельных листах. Византийские художники и писцы начинают понимать рукописную книгу как единое целое, все составляющие элементы которого тесно взаимосвязаны.

Следует также подчеркнуть значение книжной миниатюры для некоторых регионов. Так, например, в Ирландии миниатюры с символами евангелистов были единственным существующим видом фигуративной живописи, а в Иране изображение человека и его быта возможно было только в рукописи. Это еще более увеличивает значение иллюстрированных рукописей для исследования развития христианской иконографии.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.