Памятка поломнику…

Паломничество по святым местам — это одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни и приобщиться их святости.

В моей жизни, милостью Божией, паломнических поездок было не мало. В основном я посещал святыни нашей православной Церкви в составе группы, состоящей из студентов и преподавателей Минской духовной семинарии. Мы ездили по Золотому Кольцу России, несколько раз посещали Оптину Пустынь. Неизгладимое впечатление на меня произвели святыни Киева и Одессы. Хорошо сохранилась в памяти поездка, опять же с группой из семинарии, в Крым и особенно соборная молитва в СвятоУспенском монастыре в Бахчисарае.

Но с особой теплотой и незабываемыми чувствами мне вспоминается посещение острова Залит и встреча с протоиереем Николаем Гурьяновым в 1998 году. Тогда я был студентом Минской духовной академии. Главных причин моего паломничества было две. Прежде всего, хотелось определиться относительно своего жизненного пути. Я понимал, что нахожусь перед выбором: или монашество, или семейная жизнь. Хотелось сделать правильный шаг. Вторая причина состояла в том, что в обществе тогда остро стояла тема паспортов и разного рода электронных документов. Наша монастырская братия в то время так же болезненно реагировала на современные вызовы. И один из насельников, особенно уважаемый мной, как-то предложил: «Почему бы тебе, Виктор, не поехать на остров Залит к о. Николаю и спросить, как относиться к новым паспортам». В 90-х этот богоносный старец был самым известным священнослужителем в Русской Православной Церкви. Стоит отметить, что мою поездку одобрил и схиархимандрит Митрофан (Ильин), Жировичский подвижник благочестия. На его вопрос «Как дела ?», я обычно отвечал кратко: «Всё — запутанно». Он же, благословляя со свойственным ему юмором, говорил: «Бог благословит распутать». Но один раз, после уже знакомых слов приветствия, старец сказал: «Езжай ты, Виктор, на остров к о. Николаю». Забегая вперед, следует сказать, что ответы о. Николая почти буквально совпали с теми назидательными советами, которые были ранее сказаны мне о. Митрофаном. Старцы были в одном духе. Для нашей Церкви это явление не новое. Такими были преподобные старцы Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Спасались они в обители аввы Свирида в VI в. Находясь в разных местах и духовно окормляя приходивших к ним за советом, они говорили одно и то же. Это же я увидел и в отношении наших старцев о. Митрофана и о. Николая. Такая вот предыстория.

Что касается самой поездки, то несложно было взять билет до Пскова. Тем более, что до меня к о. Николаю уже ездили некоторые студенты. Они, получив от старца спасительные благословения, с удовольствием рассказывали о маршруте и о так называемых искушениях в пути. И вот приехал я в незнакомый мне город Псков. Узнал, где находится автовокзал, купил билет на автобус и поехал в нужном направлении. Люди подсказывали, как доехать к о. Николаю попроще и побыстрее. Проезжаю остановку за остановкой, и тут все навязчивее крутится лукавая мысль, что слишком приукрасили семинаристы трудности и искушения на пути к старцу. Можно было сразу догадаться, от кого она, но мысль эта зацепилась за мое самомнение и помрачила реальность. Автобус приехал на какую-то станцию, и я подумал, что люди, которые ездили до меня, просто были простаками в духовной жизни, ну что тут трудного, взять билет и доехать до нужной остановки. После того, как я принял эту мысль, мое состояние поменялось. Вместо спокойствия пришла тревога. В состоянии какой-то обеспокоенности я подумал, что место, на котором стоит мой автобус, а он как на зло стоял долго, это и есть нужный мне населенный пункт. Увидев край озера, я еще больше убедился в правильности своих рассуждений. Ни с кем не посоветовавшись, я вышел из автобуса. Двери закрылись, и мой транспорт уехал. От прохожих мне стало известно, что это не моя станция. «Вы рано вышли», — сказал кто-то. Всей глубиной своей души я прочувствовал свою ошибку. Пришлось идти пешком до главной дороги. Начал голосовать. Не сразу нашел попутный транспорт. Трудности заставляли делать работу над ошибкой. Причиной неустройства была мысль, связанная с самопревозношением, гордостью, осуждением. Душевный мир был нарушен, а от этого — необдуманные поступки. Оставалось только одно – покаяние: «Господи, прости мне грех осуждения». Господь помиловал меня и послал мне человека, который ехал в нужном мне направлении.

Но приключения не закончились. От станции до острова нужно было плыть еще на катере. У стоявших лодочников, которые промышляли как раз перевозом людей, я спросил, сколько стоит их услуга. Они назвали очень большую для меня сумму, и стало понятно, что это ещё одно искушение. Тем более, что были еще планы попасть в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и пожить там несколько дней, что также требовало материальных затрат. Я сидел, молился и каялся. И вот приезжает группа состоятельных людей, которые тоже изъявили желание попасть к о. Николаю. Они не торговались с перевозчиками, а на мою просьбу поехать с ними, утвердительно кивнули головой. Какую-то лепту в оплату проезда я внес тоже, но все остальное покрыла благодать Божия.

Приехал я на остров и увидел множество людей во дворе старца. Запомнилось, что около калитки тоже стояли люди, с виду монашествующие. Один из них выражал боязнь, что о. Николай может сказать не то, что он хотел услышать. Я же вошел во двор с верой и искренним желанием услышать слово праведника. Возле дома старца было как-то суетливо: кто-то приходил, кто-то уходил. Я влился в ручеек людей, которые подходили к о. Николаю. Поклонившись, хотел взять благословение. И тут произошло событие, которое запомнилось мне на всю жизнь.

О. Николай своей десницей ударил меня по правой щеке. Не сразу я понял, что произошло. Смотрю я в глаза старцу, а глаза его были, как два глубоких колодца, наполненных чистой оживляющей водой. Старец был выше меня и поэтому смотрел сверху вниз. Я открыл рот, стою и думаю: «И что дальше?». А он мне тихо говорит: «А ты не забывай подставлять другую щеку». От этой Евангельской заповеди, услышанной из уст старца, я пришел в себя. Ведь Господь на все времена сказал: «Когда ударили тебя в правую щеку, подставь и другую» (ср.Мф.5,39). После этого была беседа с о. Николаем. Он говорил со мной так, как будто знал меня всю жизнь. На мои вопросы отвечал кратко, неоднократно повторял: «Бог всё устроит. Все будет хорошо». Я спросил насчет паспортов, и он ответил, что это не та печать. Старец заметил, что в Царство Небесное пускают не по паспорту, а по жизни, согласной с Евангелием. О. Николай, беседуя со мной, говорил о красоте Богом сотворённого мира, обращал внимание на то, какие красивые птички, какое красивое небо и, между прочим, сказал, какое красивое кладбище. Встреча была непродолжительной, но мне казалось, что я побывал на другой планете. Я взял благословение у старца и отправился в Псково-Печерский монастырь, где хотел встретить день святых апостолов Петра и Павла. Обратный путь был совершенно спокойный. Я пришел на берег и, не успев подумать о том, как перебраться на другую сторону озера, увидел бегущего рыбака. На мою просьбу довести до станции, он сразу согласился, причем, за чисто символическую плату. Молитвами о. Николая без особых приключений пожил в монастыре и добрался до Минской духовной семинарии.

Вспоминая о своём паломничестве на остров, я делаю работу над ошибками. Паломничество – это тоже добродетель. И поэтому она должна быть неразрывно связана с другими христианскими добродетелями, прежде всего, с молитвой, покаянием, милосердием, смирением. На своем личном опыте я понял, что нельзя осуждать тех людей, которые, как мы думаем, ошиблись в чем-то. Нужно усерднее молиться и каяться, чтобы сохранить душевный мир. Может быть, тогда и ехать никуда не надо будет. Ведь как говорит пророк о Господе: «В мире место Его» (Пс.75,3).

Протоиерей Виктор Василевич, кандидат богословия, инспектор МинДС

 

 Моим самым запоминающимся паломничеством было путешествие в монастырь на остров Валаам. Длилось оно в общей сложности около недели и оставило много незабываемых впечатлений. Это паломничество – первое после осознанного прихода в церковь. Оно стало для меня своеобразным подарком и поддержкой от Бога на новоизбранном духовном пути.

Период адаптации новоначального христианина к первому духовному опыту заставляет всегда очень ярко переживать любые, даже, на первый взгляд, малозначительные события. В такое время в повседневной жизни особо чувствуется указующая Божественная рука, поэтому я особо остро и с неким воодушевлением воспринимал все происходящее вокруг. В такой ситуации все обыкновенные положительные впечатления можно возводить в квадрат.

Если в обычное время компания из семьи и прихожан из общего прихода была бы для меня самым обычным делом, то в тот раз это были самые прекрасные люди, ставшие на время поездки роднее ближайших родственников. Если в обычное время лесной пейзаж не обращает на себя внимания, то тогда каждая встречная коряга приводила меня в полный восторг, заставляя жалеть об отсутствии кистей, красок и малейших художественных способностей. Сейчас меня даже удивляет то, какие это были абсолютно искренние и неподдельные чувства.

Если говорить о самом путешествии, то нужно упомянуть о том, что отличает обычного туриста от туриста-паломника. Если первые довольствуются только эстетическими ощущениями от окружающих незнакомых мест, то вторые получают еще и духовное удовлетворение, пользу. Если об эстетичном можно с радостью делиться с окружающими, то духовное хочется сохранить как сокровенное и глубоко личное сокровище.

Мне, как хористу, очень запомнился один случай, связанный именно с певческой деятельностью. Для паломников в Валаамском монастыре предусмотрен мини-концерт малого состава праздничного валаамского мужского хора. Это был квартет, исполнивший разнообразные партесные, знаменные и византийские напевы – замечательное украшение поездки. Одной из особенностей этого выступления было пение тропаря Пасхи по очереди. Первый раз его спел высокий яркий тенор, второй – низкий бархатный бас, а на третий раз регент движением руки пригласил всех слушающих поучаствовать в пении. И теперь у меня есть удивительная возможность похвастаться, что я пел в профессиональном праздничном хоре Валаамского монастыря.

Это одно из многих положительных воспоминаний, которым хочется поделиться после своей поездки. Со временем они тускнеют и стираются о новые жизненные ситуации, но все же оставшиеся теплые эмоции не заменить ничем. Для меня стало важным умение отсортировывать что-то значимое от второстепенного. И теперь я по-хорошему горжусь своим новым опытом в пении, с радостью вспоминаю о своих духовных переживаниях, с ревностью возрождаю свои внутренние добродетели. Чего желаю и каждому читателю. Помогай Господь!

Дмитрий Голамбовский (МинДС, 3 курс)

 

Паломничество – это прекрасное время для духовных размышлений о человеческом бытии, о душевных переживаниях увиденного и услышанного, телесных упражненях в достижении смирения.

За свою жизнь до учёбы в семинарии мне удалось посетить некоторые святые места. В основном путешествия были связаны с паломническими поездками моего прихода (храм в честь Святого Архистратига Михаила а./г. Н. Двор Минского района Минской епархии). Первым пунктом нашего приходского паломничества в 2003 г. стал Свято-Иоанно-Кормянский женский монастырь (д. Корма Добрушского района Гомельской области). Мы с прихожанами посетили следующие города: Москву, Киев и Санкт-Петербург, поклонились чудотворным святыням Святой Руси. Также побывали в Троице-Сергиевой Лавре, Введенской Оптиной пустыни (Калужской епархии), Серафимо-Дивеевском монастыре (Нижегородской епархии) и в Свято-Успенской Почаевской Лавре. В некоторых местах, например в Псково-Печерском Успенском монастыре, побывали несколько раз. Самым запоминающимся паломничеством стало посещение Святой Земли в феврале 2015 года в рамках православного молодёжного международного фестиваля «Братья». Тема фестиваля-паломничества «По стопам Христа на Святой Земле», девиз «Ищите и обрящите» (Мф. 7,7). Программа включала посещение паломнических мест, связанных с жизненным путем нашего Спасителя Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и апостолов. Путешествующие провели первые дни слета в Галилее, где совершили крестный ход на гору Фавор, побывали в Кане Галилейской и совершили прогулку на катере по Галилейскому озеру. Далее участники отправились в Палестину, где посетили храм Рождества Христова в Вифлееме, Хеврон, Лавру Саввы Освященного в пустыне и другие святые места. Участники окунулись в реке Иордан на месте крещения Господа нашего Иисуса Христа Иоанном Предтечей. В Самарии состоялась Божественная Литургия в храме над колодцем Иаковлевым, участники поклонились мощам священномученика Филумена (Хасаписа) (1913-1979 гг.). Завершился фестиваль поездкой в Иерусалим, где была отслужена ночная Литургия в храме Гроба Господня, а также встречей с Патриархом Иерусалимским Феофилом III в его резиденции. Эти поездки оставили в моей душе неизгладимые впечатления. Из паломничества я всегда возвращался с яркими эмоциями, которые переживал в течение года. Паломничество, совершённое раз в году, на мой взгляд, положительно сказывается на жизни человека. Думаю, что, побывав хоть раз в святом месте, каждый человек обязательно хочет туда вернуться. Самое важное в паломничестве – это проявить себя человеком как в моральной, так и в нравственной сфере.

Демидов Алексей, (МинДС, 3 курс)

 

Главная цель паломника — соприкоснуться со святыней. Святыня – по самому значению слова – это избранность, превознесенность над земным миром. И потому очень важно иметь чувство благоговения.

За свою жизнь я паломничал не так много, как хотелось бы, но самыми длительными и запоминающимися стали: паломничество на Святую Землю (2016 г.) и паломничество к мощам святителя Николая Чудотворца (2017 г.), которые к тому времени были привезены в СанктПетербург. О последнем расскажу подробнее.

В поездке я хотел испросить благословения у святых на поступление в семинарию. Паломничество было организовано приходом, который я посещаю – в честь святой равноапостольной Марии Магдалины города Минска. В поездку на комфортабельном автобусе мы отправились вместе с мамой.

Посетили много святых мест: Спасо-Евфросиниевкий монастырь в Полоцке, часовню блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, ставропигиальный Иоанновский женский монастырь на Карповке (где покоятся мощи святого Иоанна Кронштадтского) и, конечно, апогеем нашей поездки стала Свято-Троицкая АлександроНевская Лавра, куда к тому времени были привезены мощи святителя Николая Чудотворца. Но и на этом наше паломничество не закончилось, мы также посетили Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, где имели возможность приложиться к мощам преподобного Александра Свирского, а затем посетили часовню преподобного Серафима Вырицкого.

От паломнической поездки остались незабываемые впечатления. Очень хочу повторить ее снова, так как все святые, которых мы посетили, являются для меня теперь самыми близкими и почитаемыми.

Черняков Петр (МинДС, 2 курс )

 

К вопросу о паломничествах можно подходить с разных сторон. С одной стороны, вся жизнь человека – одно большое путешествие в сторону вечности. С другой — люди в течение всей истории старались лично соприкоснуться с чем-то значимым для их веры, чем-то большим, нежели достопримечательность. Так и родились паломничества.

Я отношусь к типу людей, которые не помышляют свою жизнь без путешествий. Каждый год во время каникул я стараюсь найти время для того, чтобы посетить какое-либо место, особым образом значимое для Церкви. Вот уже несколько лет во время летних каникул я посещаю Успенскую Почаевскую Лавру, которая находится в западной Украине. Это особое место, где было явлено много чудес и где к чуду относятся как к обыденности. Поездка в Почаев занимает 2 – 4 дня. Я намеренно отказываюсь от готовых паломнических туров, поскольку они накладывают массу ограничений по времени. В таких турах всегда бывает много ненужной суеты. Поэтому я выбираю общественный транспорт, в том числе и как замечательную возможность выйти из зоны комфорта. Впечатления, а также различные курьезы и приключения обычно начинались всегда практически сразу после начала поездки. В прошлом году сразу по прибытии в Ковель я узнал, что автобус Ковель-Почаев уже год как не ходит, несмотря на то, что в расписании все равно висит табличка с указанием этого маршрута. Пришлось ехать до Луцка. Из Луцка был автобус на Кременец, но, как оказалось, там нет возможности оплатить билет банковской картой, а наличных гривен у меня не было. Обменник не работал, банкомат тоже. Пришлось бежать около километра до ближайшего банкомата, а потом также быстро бежать обратно, чтобы успеть на автобус. И таких курьезов каждый раз было очень много.

Сразу же по прибытии Лавра удивляет своей величественной архитектурой, нехарактерной для большинства монастырей. Особо впечатляют фрески и иконы Успенского собора. Здесь есть возможность увидеть барокко во всей его красоте.

Здесь же, в соборе, находится камень, где сама Дева Мария оставила след своей стопы, из которого и по сегодняшний день истекает вода. Над царскими вратами также висит оригинал Почаевской иконы Божией Матери. Вообще в Успенском соборе много интересных и необычных вещей, нехарактерных для большинства православных церквей.

Проповедь здесь произносится со специального балкона, исповедь принимается в конфессионалах, устроенных по западному образцу. Сама икона Божией Матери спускается вниз по двум лентам. Но вместе с тем чувствуется дух искренней молитвы и православного благочестия. Богослужения здесь проходят по всем предписаниям устава. Все стихиры обязательно поются, причем с канонархом. Вседневные вечерня с утреней и положенными 9-м и 1-м часами длятся около четырех часов. Утром совершается полунощница с тремя канонами, часы и Литургия. Богослужение проходит очень торжественно. Два монашеских хора, стоящие на разных клиросах, поют также очень слажено. В определенное время есть возможность посетить пещерную церковь, где хранятся мощи преподобных Иова и Амфилохия, сохраняющие температуру живого человеческого тела. Здесь же есть возможность посетить и саму пещеру, где когдато молился преподобный Иов. Проход в пещеру – очень узкий. Когда я пролазил через него, то думал, что застряну. Но нет. Я благополучно залез в пещерку и вылез из нее.

Вообще говорить об этом месте можно очень много, но лучше один раз съездить и лично все увидеть. Поездка в Почаевскую Лавру дала мне возможность открыть для себя особый мир, мир где ангелы живут с людьми под одной крышей, мир, где человек, жаждущий спокойствия в своей душе, непременно его получит.

Каждый раз я возвращался домой очень уставший, но очень радостный. Я надеюсь, что в будущем смогу еще не раз посетить этот небольшой анклав Неба на земле.

Жук Евгений (МинДС, 2 курс )

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.