Преподобный Амвросий Оптинский о молитве

Автор: чтец Сергей Сергеевич Думенков, преподаватель МинДС.

В жизни христианина молитва является воздухом для души. Часто её именуют матерью всех добродетелей. В Евангелии Христос Спаситель, Истинный Бог и Истинный Человек, заповедует: «Должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18,1). Однако пример Евангельского фарисея заставляет задуматься о тех ошибках, которые могут быть допущены человеком при творении этой добродетели, так что она может быть даже «в грех» (Пс.108,7). В силу этого, в творениях святых отцов молитва является главной темой. Поэтому великий Оптинский старец, преподобный Амвросий (Гренков), который считал молитву главной христианской добродетелью.

Молитвенное правило о. Амвросия

Прежде всего стоит отметить, что преподобный Амвросий не только учил о необходимости молитвы в жизни человека, но и сам никогда не опускал своего молитвенного правила. Несмотря на многочисленные болезни, он слушал читаемые ему келейниками молитвы, или стоя на своей кровати, или, по немощи, сидя на сделанном специально для него седалище. Когда же находился в крайне болезненном состоянии, то выслушивал положенные правила лежа. Ко времени начала утреннего правила он вставал в четыре часа утра, звонил в звонок, на который приходили к нему келейники и прочитывали: утренние молитвы, двенадцать избранных псалмов и первый час. Затем, после короткого отдыха, старец слушал часы – третий и шестой с изобразительными и, смотря по дню, – канон с акафистом Спасителю или Божией Матери. Следует отметить, что акафисты о.Амвросий всегда выслушивал стоя. Иногда, чувствуя ослабление сил, он отпускал келейных и, немного отдохнув, звал их обратно, чтобы дослушать правило. Так же было и во время часов. Несмотря на крайнее бессилие и болезненность, день старца всегда заканчивался вечерним молитвенным правилом, состоящим из малого повечерия, канона Ангелу Хранителю и вечерних молитв. По окончании правила он обычно просил у предстоящих прощения. В заключение келейники принимали у старца благословение и уходили.

Всенощное бдение

Всенощное бдение также служилось в скитской келии старца. Келейники были в качестве чтецов, а писарь о. Климент (Зедергольм) – канонархом. Общим положением в скиту было отправлять церковную службу только два раза в неделю – в субботу и воскресенье, а также в некоторые установленные дни. Иногда больные и немощные скитяне вместо того, чтобы идти слушать бдение в монастырь, испрашивали у старца благословение быть на его келейном бдении; и старец, конечно, благословлял. Сам же преподобный и среди бдений, по сообщению его жизнеописателя, никогда не оставался без привычного свое го дела. Во время чтения паремий, кафизм и канона он или кого-либо исповедовал в келии отца Иосифа, или принимал посетителей, кого не успел днем. Тем не менее, он всегда выслушивал шестопсалмие и праздничное величание с чтением Евангелия. Если же пастырь со своими делами не успевал управиться, а бдение до шестопсалмия уже отслужили, то Служба на несколько минут прерывалась, и старца дожидались.

После окончания келейного бдения, которое с перерывами продолжалось часа три и завершалось почти с бдением, совершающимся в храме, уставшие келейники прочитывали для своего батюшки конец вечерних молитв, начиная с «Владыко Человеколюбче» и, получив благословение, отходили на отдых.

Божественная литургия

Когда в скиту проходила своя литургия, начинавшаяся всегда не ранее шести часов утра, о.Амвросий с келейниками вставал за полчаса или за час до службы, прослушивал часы с изобразительными и отпускал келейников в церковь, а сам оставался один и молился Богу. В великие праздники, такие как Рождество Христово и Пасха, перед литургией старец также выслушивал праздничные часы и отпускал всех в монастырь на Богослужение. На следующий день праздников – Рождества Христова и Святой Пасхи – в скиту служил Божественную литургию сам настоятель монастыря архимандрит Исаакий соборно; а после со служащими иеромонахами и иеродиаконом шел к старцу поздравлять его с праздником. После ухода всех ревностный пастырь начинал снова принимать желающих поздравить батюшку и получить от него духовное наставление.

Наставления о совершении молитвы. Смирение при молитве

Как и все святые отцы, преподобный Амвросий считает, что важными условиями чистой молитвы являются: внимание к помыслам, страх Божий, смирение и безгневие.

Надеясь на Божию помощь, мы в то же время искренне должны осознавать себя немощными, недостойными даров Божиих, которые можем получить только по Его неизреченной милости. В нашей душе не должно быть даже и мысли о каких-либо заслугах пред Богом, так как подобное самомнение ведет к падению. Сознание своего ничтожества и недостоинства, раскаяние и слезы – вот что должно наполнять душу молящегося.

К совершению молитвы следует приступать со смиренным сердцем и полным сознанием своей греховной немощи. В письме к одной монахине старец на ее душевное смущение отвечает следующими словами: «Ты пишешь, что сердце твое упорствовало сознать себя грешною. Явно, что тут предварило незаметное вражие окрадение самомнением и возношением. В таком случае с сокрушенным сердцем должно припадать ко Господу и молить благость Его, чтобы избавил и уврачевал душу и сердце от таковаго омрачения и ослепления. И самая сильная брань бесовская, может быть, утверждается на затаившемся или таящемся самомнении и возношении; или попущается для того, чтобы не возноситься. Ежели всякая добродетель без смирения не может состояться, то кольми паче молитва прежде всего требует смирения».

Безгневие при молитве

Совершение молитвы также требует безгневия. «Где люди заботятся преимущественно о молитвенном подвиге, — пишет преподобный Амвросий,- тут-то враг и старается возводить с обеих сторон гневливость, которая делает человека неспособным не только к молитве, но и ко всякому доброму делу». Господь наш Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23- 24). Из этих слов Спасителя видно, что к молитве нельзя приступать с гневом, обидой и злобой на кого-нибудь. Готовясь к ней, необходимо простить обидевших нас, а если мы на кого прогневались или оскорбили – попросить прощения. В письме к одной монахине старец пишет: «Приступая к молитве, ограждай себя крестным знамением и продолжай молиться, и по времени милостью Божией избавишься от сего искушения, если поменьше будешь гневаться на других и удерживать себя от осуждения». Далее батюшка указывает на то, что враг рода человеческого всеми способами старается помешать человеку, совершающему молитву, вселяя в него гнев и злобу на окружающих людей: «Враг наш душевный не возстает так ни против какой добродетели, как против молитвы…; всеми способами подвизает человека на гнев и на немирствие против других, которые по своему неразумию, а вместе по наущению вражию, мешают нам проходить внимательную жизнь». Преподобный также говорил о тех, кто лишается покрова Божиего по причине злопамятности: «Кто сердится, тот лишается покрова Божия. Нужно молиться без злопамятности».

Неверие и страх в молитве

Лукавый во время молитвы вселяет в нас неверие, чтобы отбить желание приступать к молитве, то есть перестать обращаться к Богу. Враг желает, чтобы человек считал лишь себя единственно способным побороть все жизненные трудности с помощью своих собственных сил. Таким образом, человек отходит от Бога и становится на путь погибели, вступает во власть диавола, который ведет его к смерти. Преподобный Амвросий так пишет об этом: «Ангел покаяния святому Ерму говорил, что «вера свыше есть, от Бога, а сомнение и неверие есть дух земной, и от диавола». Если апостолы, будучи еще несовершенными, молились Господу, чтобы приложил им веру, то кольми паче нам, немощным и изнемогающим в вере, прилично и потребно молиться, чтобы Господь преложил неверие наше в веру, и отгнал дух сомнения и нерассудного недоумения». Не следует допускать и какого-либо страха (кроме страха Господня), и боязни молитвы. «Страх, бывающий при молитве, считай искушением от врага, который старается отвратить от молитвы всякого, желающего молиться».

Молитва за врагов

Высшего своего проявления молитва достигает не тогда, когда мы молимся за близких людей, за наших благодетелей или за тех, кто относится к нам безразлично, но тогда, когда молимся за своих врагов, прощая им все причиненные нам обиды.

Пример такой молитвы показал Сам Господь наш Иисус Христос, молившийся за Своих распинателей: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34) и заповедавший нам молиться за своих врагов, чтобы быть сынами Отца. Господь дал заповеди: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Святые апостолы также учили, что христиане не должны воздавать злом за зло: «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет. 3, 9).

Преподобный Амвросий в письме к духовной дочери, исполняющей должность казначея в монастыре и испытывающей притеснения от других, советует: «Молись с верой и усердием Господу и Царице Небесной, чтобы помогли тебе в несении скорбей. Молись и за оскорбляющих тебя сими словами: «Спаси Господи, (такую-то) и молитвами ее помилуй и меня, грешную». Особенно так молись во время сильного смущения. Хорошо при этом полагать великие поклоны, если позволяет место». Мы видим, что преподобный Амвросий учит своих духовных чад следовать примеру Самого Господа и искренне, от всего сердца, прощать обижающих нас. И Господь, видящий наше усердие, несомненно покроет множество наших немощей и дарует Свою благодать.

Терпеливое и неленостное совершение молитвы

Если Господь и отказывает нам в просьбах, то не без причины. Если Он не исполняет, то есть как бы не слышит наши молитвы, надо разобраться: то ли мы просим, что сообразно с волей Божией, со счастьем ближнего и с нашим спасением? Если мы просим благ позволительных, но Бог не внемлет нашим прошениям, тогда, вероятнее всего, мы не имеем должной веры в Него и любви к ближнему. Таким образом, Господь, не отвечая на наши моления, хочет тем самым вразумить нас, чтобы мы очистили свое сердце и просили бы усерднее. Молитвенный подвиг следует совершать неленостно, с твердым упованием на то, что Господь слышит наши молитвы. Нужно постоянно подвигать себя на обращение к Богу, зная, что молитва невозможна без особенного подвига терпения. Как велика сила неотступной и терпеливой молитвы, пояснил Сам Господь наш Иисус Христос. Он привел яркий пример о вдове, которая только своей настойчивостью склонила к милости жестокого судью (Лк. 18, 1-8). В другой Своей беседе Он показал, что неотступность и терпение могут больше сделать, чем дружба (Лк. 11, 5-8). Наставление о действенности прилежной молитвы Господь заканчивал такими словами: «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам» (Лк. 11, 9).

Батюшка Амвросий так говорил о терпении в молитве: «Касательно препятствий и лености на молитве, а также и другой борьбы душевной, помните всегда слово Евангельское, что «Царствие Небесное нудится, и нужницы восхищают е» (Мф. 11, 12). Безстрастие не все имеют. А если кому и дается оное, то по многой борьбе и по великом подвиге, более же – за смирение». И в другом письме: «Если же не хочется молиться, надо понуждать себя.

Святые отцы говорят, что молитва с понуждением выше произвольной молитвы».

Внимание при молитве

Молитва является сильнейшим оружием против диавола и его козней. Сам Господь в Евангелии говорит: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9, 29). Поэтому враг нашего спасения, сильно боясь молитв, всеми силами старается мешать нам во время их совершения. Он действует на наше воображение образами, которые нас прельщают или возмущают; развлекает наши мысли посторонними предметами, мечтаниями, своими внушениями и прочим. Относительно всего этого батюшка Амвросий дает такой совет одной монахине, просящей наставления о молитве: «Помни, что тебе теперь крепче должно держаться молитвы и не увлекаться никакими ни помыслами, ни рассуждениями, хотя бы они с шуией стороны происходили, хотя бы, по-видимому, с десной. Молитва со смирением — непобедимое оружие на врага, а рассуждениями его не победишь».

Ни на каких рисующихся в уме образах, мечтах или представлениях останавливать своего внимания нельзя, «…чтобы не внимать тебе никаким внушениям и представлениям вражиим; хотя бы благовидным, хотя бы неблаговидным; они означают глубокую бездну, от которой у кого не закружится голова?».

Своеволие в молитве

Нередко те люди, которые не имеют духовного руководства, берутся совершать большие молитвенные правила или просить во время молитвы того, что практически им сделать не удается, отчего испытывают различные вражеские искушения. Так, одна из сестер Шамординской обители, находившаяся в духовном окормлении у преп. Амвросия, начав молиться псаломскими словами «Искуси мя, Господи, и испытай мя…» (Пс. 25, 27), испытала сильное вражеское нападение. В своем письме старец дает ей такой ответ: «Вперед так не молись; эти слова Давидовы к тебе нейдут. Молитва каждого должна быть сообразна с его мерою; должна быть смиренна и разумна. А ты сама не понимала, о чем молишься; просила Господа испытать тебя, а когда после необдуманной твоей молитвы Господь попустил испытание, то и оказалось, что ты ни к чему негодна еще, и немощна».

Необходимость молитвы в наше время

 Итак, мы видим, какое огромное внимание уделяет преподобный Амвросий молитве. Молитва – это свидетельство нашей верности Богу, готовность жить так, как хочет любящий нас Господь. Следовательно, нельзя назвать христианином того, кто не молится, не устремляется к Богу.

Преподобный Амвросий, как истинный учитель молитвы, уделяет в своих творениях значительное внимание совершению этой добродетели. Эти наставления батюшки имеют особенную значимость в наше время. Указание на это мы находим в словах нашего современника – преподобного Паисия Святогорца, который говорил: «Сегодня мы живем во времена Апокалипсиса, и не нужно быть пророком для того, чтобы это понять. Все идет одно за другим. Мы не знаем, что нас ждет, это видно из положения, господствующего в мире. Поэтому сейчас, как никогда, нам нужно сильнее опереться на молитву и сразиться со злом молитвой. Это единственный выход».

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.