Проповедь в день выпуска

Автор: Выпускник МинДС иерей Владимир Грицевич, бакалавр богословия.

Если кто удостоится получить эту честь и будет в ней ходить достойно и беспорочно, то она доставляет ему жизнь и нетленный венец… (Свят. Иоанн Златоуст)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!

Дорогие архипастыри, отцы, братья и сестры! Сегодня в Евангельском чтении мы слышали слова Спасителя, предупреждающие нас об опасностях, которые сопровождают каждого христианина на его пути в Царство Небесное. Несколькими стихами ранее Христос, обращаясь к Своим Ученикам, говорил им о пути, ведущем в Вечную Жизнь. И, научая Апостолов быть внимательными и осторожными, Господь предостерегает от лжепророков, сравнивая их с волками в овечьей одежде.

Святитель Феофан Затворник говорит о, что «еще не было времени, когда бы не имело приложения это предостережение». Употребляемое Христом выражение «волки в овечьей шкуре», является образным и очень часто встречается в еврейской литературе. В ней израильский народ представляется в образе овечьего двора, а ложные пророки – волками.

Овца – символ простоты и кротости. Иносказательное выражение «быть в овечьей одежде» значило иметь личину простоты и кротости, чтобы под этой личиной легче и удобнее увлекать за собою людей неопытных.

В применении к лжеучителям и льстецам это выражение означает тех, которые без милосердия и сострадания завлекают в свои ложные учения людей и тем губят их души. Предупредив, что среди христиан будут появляться лжепророки, Христос говорит о том, как определить этих «волков в овечьей шкуре». Господь учит, что они узнаются по плодам, ибо «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые». Причем, у истинного пророка добрые плоды произрастают даже на самой неблагоприятной почве.

Всегда истинные пророки отличались тем, что несли свое послушание самоотверженно и бескорыстно, были глубоко смиренными и вели строгую по отношению к себе жизнь. Они бесстрашно обличали людские грехи и пороки, за что часто были отвергаемы обществом и преследуемы сильными мира сего. Они ставили себе целью привлекать людей к Царству Божию и были созидающим и объединяющим началом в жизни своего народа. Деятельность истинных пророков воодушевляла на добродетельную жизнь и подвиг лучших сынов еврейского народа, то есть вела к славе Божией.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Совсем другой образ действий и другие цели преследовали самозваные пророки, которых было немало. Избегая обличений грехов, они умело льстили людям, чем обеспечивали себе успех среди народной массы и милость сильных мира сего. Обещаниями благоденствия они усыпляли народную совесть, что вело к нравственному разложению общества. В то время как истинные пророки делали все для блага и единства Царства Божия, лжепророки искали личной славы и выгоды».

В конечном итоге деятельность лжепророков способствовала гибели государства, а вредными плодами их деятельности стали гордость и отторжение людей от Царства Божия.

Христос предостерегает, что из-за таких плодов дерево будет «срублено и брошено в огонь». Однако плоды появляются благодаря корням. Какой корень, такие и плоды. Ведь если корни находятся в хорошей почве, если корни мощные и могут добывать себе все необходимое, то тогда и плоды на дереве будут хорошие. И все должно быть на своем месте: плоды – на виду, а корни – глубоко в земле. Чтобы доказать, что корни – сильные, достаточно показать плоды.

Так и в духовной жизни. Наши корни — это наши молитвы к Богу и наше чтение Священного Писания; это наше посещение дома Божия; это очищение в таинстве Покаяния и обновление в Причащении Тела и Крови Христовых. Все это необходимо для духовной жизни, но все это должно быть целомудренно сокрыто, как сокрыты в земле корни растения. А наверху должны быть плоды: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание», как учит апостол Павел. А если плодов нет, то остается хвалиться внешними подвигами, но они не имеют никакой силы.

Дорогие архипастыри, отцы, братья и сестры! Сегодня для семинарии особо важный день, ведь сегодня из стен духовной школы выходят будущие пастыри, те кто призваны вести словесное стадо в Царство Небесное. И сегодняшнее Евангельское чтение важно для каждого из нас. Именно к пастырям и учителям Церкви особо обращены эти слова, ведь смотря на священника, люди видят плоды его духовной жизни. Каждый должен взращивать тот талант, который даровал ему Христос. Придя в семинарию, мы услышали призыв Божий и пошли вслед за призывающим Христом. О необходимости заботиться о Божием даровании апостол Павел пишет к своему ученику апостолу Тимофею: «Не неради о своем даровании живущем в тебе» (1 Тим. 4,14). Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Везде нужны труды: благодать дается не для лености и нерадения, а как пособие нашей немощи». О необходимости активно развивать и умножать дарования Божии пишет и апостол Иоанн Богослов. В Апокалипсисе он сообщает Суд Божий церкви Лаодикийской: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3,15-16). Человек, а особенно пастырь, всегда должен быть активным, он не должен быть теплохладным, потому что, как говорят святые отцы, это состояние нравственного бессилия, расслабления. Господь говорит о человеке ни холодном, ни горячем: «Извергну тебя из уст Моих», извергну как нечто скверное, отторгаемое организмом чужеродное тело. Люди представляются как бы заключенными в Боге, Который одних вмещает в Себя, а других извергает из Себя. Праведники действительно некогда будут жить в Боге и с Богом: этим объясняется та неизъяснимо высокая степень блаженства, какую будет иметь каждый праведник, хотя бы она и была у некоторых, сравнительно с величайшими праведниками, – низка. И теперь мы некоторым образом живем в Боге: «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4,16).

Посему дорогие отцы, братья и сестры, давайте искренне стремиться возгревать те дары, которые нам дал Бог, чтобы принести достойные плоды. В чем да помогут нам Пресвятая Богородица, небесные покровители духовной школы — святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и все святые. Аминь!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.