Свобода как фундамент ответственности

Автор: Протодиакон Павел Бубнов, кандидат богословия, преподаватель МинДС.

В 1517 году в предисловии к первой белорусской печатной книге – «Псалтири» – наш великий соотечественник Франциск Скорина писал, что цель этой Книги и смысл его личных трудов – «…да совершен будет человек Божий и на всякое дело доброе уготован».

Эти слова белорусского первопечатника сегодня назидательно встречают каждого посетителя Национальной библиотеки Республики Беларусь, которая сама является знаковым символом образования, просвещения, культуры для всей нашей страны. В своем предисловии к Псалтири Франциск Скорина отмечает, что приведенные им слова – цитата из 2-го Послания святого апостола Павла к Тимофею: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3,16-17). Несомненно, что развитие совершенства, гармонии и готовности Божьего человека к добрым делам является главной целью всей нашей системы образования. Ведь продолжение существования человеческого общества прямо зависит от способности передавать новым поколениям культуру жизни, искусство быть человеком.

А каковы же составляющие совершенства человеческой личности? Именно в этом контексте звучит сегодня тема «Свобода и ответственность». В ее приложении к молодежи она пользуется огромным интересом у всех обитателей образовательного пространства – педагогов, учащихся, родителей, властных структур. Однако эта тема видится всеми по-разному. К примеру, подрастающие дети. Когда они начинают ощущать вкус взрослой жизни, многие нормы начинают восприниматься ими как ненужные ограничения, им не хватает свободы. Они хотят и требуют больше свободы – от свободного доступа в интернет до свободного посещения занятий. С другой стороны, взрослые в теме «Свобода и ответственность» гораздо острее слышат последнее слово – «ответственность». И родители, и школа очень желают вырастить ответственную личность, гражданина, патриота, профессионала, человека способного ответить за свои слова и дела. Одно из самых характерных выражений критики в адрес детей звучит так: «ты безответственный!». Эта фраза означает, что критикуемый ребенок, подросток, студент – в самом прямом смысле – «не отвечает предъявляемым к нему требованиям». Сам же критикуемый на глубине подсознания радостно чувствует себя свободным от всех этих требований. Для него свобода – это хорошо, ответственность – это скучно. Однако и та и другая сторона не чувствует сути проблемы, акцентирует свое внимание лишь на отдельных ее гранях. А часто ли родители и педагоги ставят задачу вырастить «свободную личность»? Является ли внутренняя свобода человека для нас одной из составляющих той самой культуры жизни, которую мы хотим передать подрастающему поколению?

Нужно признать, что в нашем образовательном пространстве присутствует поляризация в восприятии сути человека: молодежь акцентирует внимание на свободе, обращаясь к ее внешним проявлениям, воспитатели же концентрируются на соответствии воспитуемых внешним требованиям своего, взрослого общества, называя это ответственностью. То, что молодежь называет свободой, взрослый мир называет безответственностью. Этот смысловой разлад является причиной отчуждения между учащими и учащимися, причиной конфликтов, осуждения и озлобления. Как же восстановить гармоничное, целостное знание о человеческой личности особенно в процессе образования этих самых новых человеческих личностей?

Сегодня все чаще государство и Церковь призываются к взаимодействию в воспитании подрастающего поколения в контексте глобализационных процессов.

Взаимодействие государства и Церкви. Для кого-то эти слова звучат обнадеживающе. Но какое же взаимное действие может Церковь приложить к воспитанию подрастающего поколения?

В духовной традиции Православной Церкви понятия «культура жизни» и «искусство быть совершенным человеком» являются центральными. Святитель Афанасий Александрийский еще в IV веке произнес слова, которые и сегодня часто повторяют православные священнослужители: «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом». Объект служения Церкви – именно человек. Цель этого служения – приведение человека к первозданной гармонии и красоте личности, так как ее задумал и создал Творец. Богословие – самая гуманитарная дисциплина, а суть миссии Церкви глубоко гуманистична.

Какое же место занимают понятия «свобода» и «ответственность» в первозданной красоте и гармонии человека, к которой Церковь приглашает человека?

В самом начале своей земной проповеди Господь Иисус Христос зашел в субботу в синагогу в городе Назарете. По обычаю того времени Ему предложили прочитать отрывок из Священного Писания. Этим отрывком оказались слова пророка Исайи (Ис. 61,1-2, Лк. 4,18) «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу». Окончив чтение, Господь произнес: «ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами» (Лк. 4,21).

«…Отпустить измученных на свободу»… Давайте обратим внимание на эти слова.

Кто такие «измученные»? Можно ли приложить к гармоничному человеку в качестве перманентного определение «измученный»? Конечно, нет. А можно ли приложить это же определение к нашему социуму? Можно ли сказать, что наше общество «измученное»? Да, в значительной мере. Ярким проявлением «измученности» нашего общества являются такие показатели, как невысокая средняя продолжительность жизни, высокий уровень суицидов, разводов, психических заболеваний, потребления алкоголя и иных веществ, которые на время лишают человека состояния измученности.

А что значит отпустить их на свободу? О какой свободе здесь идет речь?

Одно из главных направлений действия Церкви на человека – его освобождение от всего, что приводит к состоянию измученности. Это освобождение от иллюзий – ложного представления о мире и о самом себе. Работа над тем, чтобы увидеть себя и окружающий мир таким, каким создал его Творец. Понять смысл и радость жизни и свое предназначение в ней. Если человек не понимает смысл своей жизни – он, несомненно, находится в мучительном невежестве.

Это также освобождение от зла в разных его формах. Гнев, осуждение, зависть, тщеславие – все, что порабощает человека и лишает его адекватного восприятия жизни.

Освобождение от зависимостей – от всего, что может лишить человека свободы – телевизор, интернет, соцсети, алкоголь, наркотики, курение и так далее.

Освобождение от рабства стереотипам, суевериям, штампам массовой культуры. Освобождение от постоянной душевной тревоги за свое благополучие, здоровье, за то, что принесет завтрашний день.

Именно такое внимание к внутреннему содержанию человека и является главным содержанием «Православной культуры» — понятия, которое сегодня все чаще звучит в образовательном пространстве.

Только в этой внутренней свободе и можно найти себя, настоящего человека в его первозданной красоте, гармонии и совершенстве.

Очень хочется, чтобы в наших школах, колледжах, университетах наставники и учащиеся жили, учили и учились, разделяя слова Франциска Скорины: наша цель — «…да совершен будет человек Божий и на всякое дело доброе уготован». И тогда мы сможем лучше услышать и слова Главы нашего государства, прозвучавшие совсем недавно: «Школа — святое место. Как в церковь, надо идти в школу».

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.