Свято-Елесеевский Лавришевский монастырь

Автор: Алексей Демидов, (МинДС, 3 курс)

Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь расположен на берегу реки Неман в Новогрудском районе Гродненской области. Монастырь относится к Новогрудской епархии.

Стоит отметить, что этот монастырь является самым ранним по времени основания из действующих мужских монастырей в Беларуси; а также первым из белорусских монастырей, который, по историко-документальным сведениям, называли лаврой (в XVI веке).

Преподобный Елисей, согласно житию, происходил из рода великих князей Литовских и Русских. Исторические сведения о его жизни до принятия монашеского чина разнятся. В исторической науке существует путаница насчёт имени преподобного в миру. Историки до сих пор спорят о родственной принадлежности Елисея. Однозначно известно, что преподобный Елисей жил в первой половине XIII века при великом князе Миндовге.

Около 1225 года, как сообщает историческая запись Ипатьевской летописи, Елисей ушёл из мира к преподобному Лаврентию и вместе с ним основал монастырь в честь Пресвятой Богородицы на берегу реки Неман. Вскоре вокруг них собралась монашеская братия. Около 1250 года в ночь на 23 октября один из насельников монастыря, будучи бесноватым, убил преподобного в келье. После кончины Елисея бесноватый келейник получил исцеление от тела преподобного. В 1505 году при короле Польском и великом князе Литовском Александре крымским татарам (под руководством хана Менгли Гирея, разорившим Новогрудок) в районе монастыря встретилась многочисленная конница. Татарам виделось, что весь монастырь наполнен войском, хотя в нем не было ни одного воина. Испугавшись, татары прекратили свое нашествие. Это Божие чудо было явлено в связи с молитвенным заступничеством преподобного Елисея.

За этот чудесный случай преподобный Елисей был прославлен в лике святых. В 1514 году на соборе в Вильно он был канонизирован Киевским митрополитом Иосифом II Солтаном (1507—1621 годы).

В середине XVI века монастырь был разорён крымскими татарами. Мощи преподобного Елисея были спрятаны на территории монастыря.

Первое возрождение монастыря

В 1775 году началось возрождение разорённой и заброшенной обители, которая строилась вокруг деревянной (на каменном фундаменте) церкви.

При учреждении в 1828 году духовной семинарии в Жировичах доходы Лавришевского монастыря были обращены на ее содержание.

Последним настоятелем монастыря с 1820 года был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1824 году в монастыре жило 5 насельников. При монастыре была библиотека, которая насчитывала 500 томов книг. В 1836 году в связи с реорганизацией церковных штатов монастырь был закрыт, а монастырская Успенская церковь была обращена в приходскую. Местночтимые чудотворные иконы Спасителя и Богоматери перенесли в Дереченскую Церковь Зельвинского уезда.

С 1904 по 1914 гг. настоятелем храма был будущий священномученик — иерей Сергий Родаковский (1882- 1933 гг.), выпускник в Минской духовной семинарии.

Второе возрождение монастыря

Возрождение монастыря было предпринято в начале XX века стараниями святителя Митрофана (Краснопольского) (1869-1919 гг.) и графа К.А. Хребтовича-Бутенева. Священномученик Митрофан, епископ Минский и Туровский, 14/27 июля 1913 года совершил чин освящения деревянного храма, построенного на первоначальном месте существования древнего Лавришевского монастыря. Храм был освящен в честь пророка Елисея.

Владыка Митрофан, радуясь положенному началу возрождения древней обители, сказал в проповеди следующие слова: «Для многих этот монастырь неизвестен, а когда-то здесь была лавра, служившая оплотом местному Православию. Это какой-то особенный благодатный уголок. Народ здесь и до сих пор живет чисто церковным укладом жизни. Это, несомненно, наследие влияния Лавришевского монастыря. Враги понимали его громадное значение и старались не оставить камня на камне, то есть никаких следов его существования. Мало того, чтобы изгладить совершенно из памяти народной и само имя монастыря, было придумано название для его развалин: «Незвище», и обыватели, как дрозды напетые, пошли называть это святое место «Незвищем». Теперь, благодаря графу Хребтовичу, устроен там небольшой деревянный храм. Место дивное! На берегу Немана возвышается конусообразная гора – это место Лавришевского монастыря, и теперь там стоит храм! Сердце мое радовалось, когда на освящение мною этого храма пришло видимо-невидимо народу. Сейчас там оставлен иеромонах, и народ несметными толпами движется в обитель: наблюдаются трогательные картины народной веры. Я думаю, со временем там будет монастырь, хотя и не богатый, но народом любимый».

Помимо построенной церкви существовал проект храма-колокольни, датированный 1912 годом. Стараниями графа Хребтовича-Бутенева, на чьих землях существовал монастырь, были построены братский корпус и дом для паломников. Возрожденный монастырь числился Лавришевским подворьем Минского архиерейского дома.

В июле 1913 г. на подворье был назначен иеромонах Донат (в миру Иулиан Литвинко). Он родился в 1851 г. в мещанской семье в Игуменском (Червенском) уезде Минской губернии. Обучался в Минском духовном училище. В возрасте 42 лет поступил в Пинский Богоявленский монастырь Минской епархии. В 1897 г. был рукоположен в иеромонаха. В 1903-1907 гг. был настоятелем Ляденского монастыря Минской епархии. В последующее время до 1913 г. подвизался в Свято-Духовом монастыре г. Минска. Получил серебряную медаль Красного Креста в память участия в деятельности Общества во время Русско-Японской войны 1904-1905 гг. Последним местом его монашеского служения стала Свято-Елисеевская Лавришевская обитель, которую он покинул, как вспоминают старожилы, во время Первой мировой войны помимо своей воли, по принуждению солдат русской армии. Иеромонах Донат окончил свою жизнь в 1924 г. в сeле Турец Кореличского района Гродненской области.

В августе 1913 г. на подворье прибыли монах Геронтий (в миру Георгий Белозубов) и монах Илиодор (в миру Иоанн Уколов) — прежде иноки Рясняжского монастыря Харьковской епархии. Монах Геронтий исполнял послушание регента, а монах Илиодор – псаломщика. В октябре 1913 г. на подворье встретили послушника из Почаевской Лавры Емельяна (Жигайло). Таким образом, штат монастыря постепенно пополнялся. Однако возрожденная обитель просуществовала недолго. В 1914 г. началась Первая мировая война. Линия фронта стала быстро приближаться к Лавришевскому монастырю. В 1915 г., в результате наступательных действий немецких войск, храм сгорел, постройки были разрушены, а братия навсегда покинула подворье. Известно, что послушник Емельян в мае 1915 г. переехал в Свято-Троицкий монастырь города Вильно.

Третье возрождение монастыря

В 1993 г. архиепископ Белостоцкий и Гданьский Савва (Грыцуняк) и епископ Новогрудский и Лидский Константин (Горянов) совершили освящение места, где стоял монастырский храм, и установили там памятный знак. В 1997 г. приступили к строительству храма.

5 ноября 1998 г. епископом Новогрудским и Лидским Гурием храм был освящен в честь преподобного Елисея Лавришевского.

С 2001 г. при храме зарегистрирована приходская община – приход преподобного Елисея Лавришевского села Гнесичи Новогрудского района. Решением Синода Белорусской Православной Церкви от 21 апреля 2007 г. приход преобразован в Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь. Проектирование монастыря ведется по канонам «Золотого Сечения» — древнейшему принципу построения геометрии пространства, по которому строились православные храмы на Руси: территория обители символически показывает макет храма под открытым небом. Вокруг монастыря возводится Аллея православных святынь: по периметру всего монастыря будут находиться 33 часовни, посвященные православным святыням вселенского значения. На территории обители существует купель, которая уникальна тем, что в ней есть алтарь, освященный в честь Иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Начиная с 2002 г., ежегодно накануне дня празднования памяти преподобного Елисея в Новогрудке проводятся Свято-Елисеевские чтения.

До нас дошло так называемое Лавришевское Евангелие, созданное в середине XIV века. Этот уникальный рукописный памятник белорусского книгописания хранится сейчас в библиотеке им. Чарторижских в Кракове (Польша). Лавришевское Евангелие – это лицевое Евангелие (лекционарий, предназначенный для богослужебного чтения) русской редакции на 183 листах. Евангелие проиллюстрировано цветными миниатюрами, обернуто кожей, титульный лист украшен изумрудами.

Двери монастыря всегда открыты для паломников. Каждый гость обители здесь найдёт что-то для себя: кого-то утешит мудрое слово игумена Евсевия; кто-то услышит интересный рассказ об истории обители; кого-то порадуют свежим ветром и чистым воздухом деревья Налибокской пущи. Ежедневно Лавришевский монастырь с радушием привечает паломников, которые не остаются без благодатной помощи по молитвам преподобного Елисея.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.