Воссоединение Белорусских униатов в 1839 году

Автор: Иерей Алексий Хотеев, магистр исторических наук, преподаватель МинДС

24 февраля текущего года в Полоцке проходило большое церковное торжество. Сто восемьдесят лет назад здесь состоялось событие, которое принято называть Полоцким собором. Правда, это было не традиционное заседание с ведением протокола и выступающими ораторами. Это была соборная молитва.

В Неделю Торжества Православия 12 февраля (по старому стилю) 1839 г. в полоцком храме св. Софии прошло служение высшего униатского духовенства во главе с епископами Иосифом (Семашко), Василием (Лужинским) и Антонием (Зубко). На службе было опущено имя папы римского, а вместо него поминались православные патриархи. Совместная Литургия и благодарственный молебен завершили приготовление воссоединения униатов с Православной Церковью.

В Полоцке последними поставили свои подписи под соборным решением члены местного духовного управления и семинарии. Подготовленный Соборный Акт заключал в себе выражение единства с Восточной Церковью и желание быть с ней неотступно. К документу прилагался список имен 1305 священников и монахов (на то время это более чем три четверти униатского духовенства), которые дали письменное согласие на воссоединение. В ответном обращении Святейшего Синода Русской Церкви (30 марта 1839 г.) объявлялось о принятии бывших униатов в евхаристическое общение и совершенное единение с Православием. Так совершилось достопамятное историческое событие: уния, раздиравшая духовное единство Русской Церкви, была упразднена согласным решением самих униатских священников. До конца 1839 г. сбор подписей продолжался, так что отказались принять Соборный Акт всего несколько десятков из них.

Как известно, великое познается в отдалении. Проходят годы, и время испытывает на прочность человеческие дела. Чем далее в прошлое уходит Полоцкий Собор 1839 г., тем более становится очевидным его значение. Умерли совершившие воссоединение священнослужители — в субботу перед Неделею Торжества Православия стала служиться по ним панихида. С 1840 г. каждый четверг на первой неделе после Пятидесятницы в белоруссколитовских епархиях стали совершаться Литургии и крестные ходы в память о воссоединении. Традиция была прервана в советские годы, но в 2012 г. Синод Белорусского Экзархата принял решение восстановить ежегодное поминовение митрополита Иосифа (Семашко) и его сотрудников, а в ближайший воскресный день к 12 февраля (25 по новому стилю) служить «благодарственный молебен Господу Богу в память о даровании духовного единства белорусскому народу».

И сегодня особенно важно говорить о значении Полоцкого Собора в истории Православия на Белорусской земле. Восточное исповедание, которое приняла Западная Русь во время святого Владимира, настолько сроднилось с самим духом народным, что его не могла вытравить никакая католическая миссия. За переход в католичество польские правители давали привилегии и должности, монахи-иезуиты предлагали бесплатное образование, но они смогли увлечь таким образом только знать. Горожане, мелкая шляхта, простой народ оставались верны Православию. Тогда было испробовано другое средство к обращению в католичество — уния. Православным было предложено сохранить привычные обряды и язык богослужения, но вероисповедание их должно было стать католическим.

Самое печальное то, что именно высшее духовенство — епископы — большей своей частью согласились на церковную унию с Римом в 1595 г. Они действовали негласно, скрывая свои приготовления. Польское правительство обмануло их, обещая сенаторские должности, польское латинское духовенство с презрением смотрело на них, а паства отвернулась от своих неверных пастырей. До сих пор там, где появляется уния, это мнимое согласие и союз, начинаются споры, стычки, обвинения. То же случилось на белорусской земле.

Более двух веков уния разъединяла людей, говорящих на одном языке и имеющих общее этническое происхождение. И достойно замечания то, что именно духовенство, ответственное за духовную жизнь своих прихожан, почти единогласно согласилось вернуться в Православие. Впрочем, речь шла не о присоединении некоего стоящего особняком церковного общества. Речь шла о том, чтобы открыто назвать свое исповедание, хранимое под коркой латинства, его настоящим именем. Униатам нужно было, как говорилось в Соборном Акте, не столько восстановить, сколько выразить свое единство с Восточной Церковью и, прежде всего, с Церковью Русской. Дело воссоединения не велось формальным образом с помощью указов или распоряжений российского правительства. В действительности оно было готово и далее терпеть унию, лишь бы не было возмущения в крае. К успешному завершению дело вели самые образованные и авторитетные униатские пастыри во главе с еп. Иосифом (Семашко). Их подлинное отеческое отношение, учреждение для униатских клириков семинарий и духовных училищ, восстановление в унии православного богослужения с 1834 г. стали прологом Полоцкого Собора. Кротость, умеренность, постепенность, по собственному признанию Преосвященного Иосифа (Семашко), были его постоянными принципами.

В книге Деяний приводятся слова иудейского учителя Гамалиила: «Если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян. 5,38-39). И действительно, через двадцать пять лет в ходе польского восстания 1863 г. мятежники вновь позвали в унию бывших униатских священников. За приверженность Православию и русскому правительству рассылались угрозы, случались расправы над православными пастырями. Но уния не возродилась. Не смогла восстать она и в 1921 —1939 гг. в Западной Белоруссии при покровительстве польского правительства и всех усилиях католических миссионеров. Тогда католики предъявили свои притязания на многие православные храмы, но широко привлечь православных в унию им не удалось. С 90-х годов в Беларуси вновь стали известны униаты, но у них нет никакой преемственности от униатов былого времени. Деяние Полоцкого Собора 1839 г. стало поворотным событием в Церковной истории Белой Руси. Как бы его не пытались сейчас трактовать, тогда это было возвращение белорусского народа к своим духовным истокам. Поэтому в Белорусской Православной Церкви текущий год объявлен Годом Полоцкого Собора.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.