Встреча с православной молодежи из Америке

Автор: монахиня Мария (Лермонтова), бакалавр богословия

3-4 июня 2019 года группа православной молодёжи из Америки побывала в Минской духовной семинарии. Была организована встреча со студентами, на которой гости рассказали о своей жизни в православных приходах.

В статье даются выдержки из докладов, произнесенных на русском языке. Родословная каждого из молодых людей уходит корнями в Россию, у кого во втором поколении, у кого в третьем или в четвертом. Несмотря на то, что они родились и выросли далеко за рубежом – ребята чувствуют жажду общения с когда-то покинутой предками Родиной, учат русский и церковно-славянский языки, стараются понимать и участвовать в богослужении. Что движет ими?

Происхождение Православной Церкви в Америке связано с миссионерской деятельностью Русской Церкви. Распространение Православия на Американском континенте обусловлено освоением русскими людьми Аляски и Западного побережья США. Одним из первых, кто основал русские поселения на этой земле и начал здесь строительство православных храмов, был Григорий Шелихов (1748–1795). По его инициативе в 1793–1794 г.г. на остров Кадьяк была направлена миссия, составленная из иноков Валаамского монастыря во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым).

В настоящее время большинство церквей в Америке являются протестантскими. На сегодняшний день самой «главной» церковью Америки по численности прихожан является Католическая церковь, на втором месте — первая баптистская южная церковь. Православная Церковь занимает третье место.

Наш мир разнообразен, и люди по разным причинам покидают родные края и мигрируют в различные уголки планеты. Например, эмиграция начала прошлого века состояла из россиян, которым не было пути обратно. Они знали, что встреча с Родиной для них будет встречей со смертью.

И в наше время люди нередко уезжают в другие страны. Желание человека внести в свою жизнь изменения к лучшему часто может давать повод подумать, что в другой стране все иначе и лучше, чем в той, в которой живешь.

Люди едут с разными целями: учиться, зарабатывать деньги или поправлять здоровье. Но важно то, что многие из них сохраняют любовь к Родине и к Православию. Они стремятся сохранить родной язык и учат своих детей разговаривать по-русски, ходить в православные храмы, чтобы отыскать Отечество Небесное. «Я отдаю должное своим родителям, друзьям и друзьям моих родителей, которые постоянно напоминают мне как важно сохранять русский язык и Православную веру. Мои родители позаботились о том, чтобы я и мои сестры посещали церковные службы каждую субботу и воскресенье»,- сообщает о своей жизни Юлия Кулеша.

С каждым поколением становится труднее сохранять свои традиции: «Дома мы учили русский язык и русскую историю. В церкви, после литургии, наш батюшка проводил воскресную школу, где мы начали изучать церковные темы, включая Библию, двунадесятые праздники и Символ Веры. Кроме воскресной школы у нас в церкви каждый год устраивался детский театр, где мы ставили спектакли на рождественскую тематику. Спектакль был всегда по-русски, и даже дети, плохо говорящие на этом языке, очень старались правильно все сказать».

Приходы зарубежья немноголюдны. В этом, по словам ребят, есть свои плюсы. Формируется более сплочённая церковная община – все прихожане знают друг друга, и при этом у них складываются теплые сердечные отношения. После службы во многих храмах предлагается совместное чаепитие, общение. Здесь можно вместе петь духовные песни, читать Евангелие, делиться впечатлениями о прочитанных книгах. То есть можно учиться радоваться друг о друге, чтоб потом эту радость о Господе нести другим людям. Ведь часто самые элементарные вещи: улыбка, внимательное доброе слово, приветливый взгляд важны не только для каждого отдельного человека, но и в жизни прихода в целом. Вот как рассказывает о своем приходе одна из девушек:

«Жизнь в Америке не является легкой для православной христианки. Нелегко бывает выделяться из толпы своим необычным взглядом на мир. Но несмотря на все сложности, я себя не чувствую одинокой, потому что я знаю, что у меня есть сильная поддержка. Эта поддержка начинается с моего необычного и неповторимого прихода, в котором я, можно сказать, выросла. Многие из детей и молодежи стали моими самыми близкими и сокровенными друзьями, а их родители стали для меня, в какой-то мере, и моими родителями. Мы вместе боролись с трудностями. Более того, мы вместе преодолевали потери. Все это нас сблизило и превратило наш приход в огромную семью, где двери каждого дома друг другу открыты. Если мне когда-либо плохо, я знаю, что могу зайти в любой из этих домов и за чашечкой чая поговорить о своих проблемах, спросить совета».

Некоторым необходимо добираться до ближайшего храма в течение часа езды на машине, а то и более. После посещения очередного богослужения им приходится идти в мир, где люди не знают о Христе, где нет веры, нет надежды и настоящей радости. Приходится учиться сохранять эту радость, дарованную Божией благодатью, в себе и дарить ее другим людям. Вот как говорит об этом Мария Микаелян:

«За пределами этого мира я вхожу в светский мир, в котором царит не благодать, а, скорее, ее противоположность. Я должна признаться, что именно светский мир усилил мою веру в Бога после того, как я увидела жизнь без Него, и как люди от этого страдают. У меня есть много светских друзей и знакомых. Благодаря им мне раскрылись многие ужасы жизни. Увидев и услышав об их проблемах, я получила более правильное представление о жизни. Мне этот опыт очень помог общаться с людьми, которые нуждаются в помощи. Некоторые из них даже начали заходить в наш храм. Также я начала понимать смысл нашей веры больше, стала понимать, сколько благодати мы от нее получаем и как мы эту благодать не ценим».

Понимание того, что отчуждение от Бога приводит к потере благодати, помогает преодолевать соблазны и искушения, которые окружают человека в земной жизни. Постичь это может только тот, кто имеет хотя бы небольшой опыт жизни с Богом. Это понимание человеку приоткрывается постепенно, через какие-то скорбные обстоятельства.

В отношении этих молодых людей, мы можем сказать, что разлука с земным Отечеством привела их к определенным трудностям и испытаниям. Эти трудности и испытания стали для них причиной накопления мудрости, толчком для поиска смысла жизни, для поиска того Небесного Отечества, к которому призван всякий человек. Ведь если мы верим в Отечество Небесное, в воскресение и в вечную жизнь, то мы ни при каких условиях не должны отчаиваться и в земной жизни тоже. Мы верим в просветляющий смысл ее страданий. Мы верим в ту радость, которая рождается из этих страданий, заставляя забыть скорбь. Жизнь, прошедшая без испытаний, оставляет душу малоразвитой и неотзывчивой. Одно из самых великих препятствий, которое не дает человеку возрастать духовно,- это призрачное наполнение жизни благополучием. Неудовлетворенность ребят внешним влечет их к Запредельному. Своей устремленностью к Небесному они увлекают других людей, тем самым помогая этим людям найти главный и единственный смысл их жизни.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.