Духовная школа: из истории к современности

Еще в IV веке великий учитель Христианской Церкви – святитель Григорий Богослов – задавался трудноразрешимым вопросом: «Кто же способен, словно некую глиняную скульптуру, изготавливаемую за один день, создать защитника истины, который стоит с ангелами, славословит с архангелами, возносит жертвы на горний жертвенник, священнодействует вместе со Христом, воссоздает создание, восстанавливает образ Божий, творит для высшего мира и – скажу больше! – является богом и делает других богами?».

В этом вопросе речь идет о священниках, о пастырях, в которых как нуждалось человеческое общество в IV веке, так нуждается и в веке XXI. Действительно, кто же способен сделать это? Святителю Григорию был прекрасно известен правильный ответ на этот вопрос. Это – Святой Дух, Которым по-настоящему живет душа человека, это Он создает защитников истины. В таинстве Священства, через возложение рук епископа, благодать Святого Духа таинственным образом совершает это чудо.

В светском обществе справедливо полагают, что хороших специалистов готовят хорошие учебные заведения, хорошие учителя. А кто готовит хороших священников? По инерции иногда и нам, преподавателям семинарии, кажется, что это мы, это семинария подготовила, научила, образовала тех пастырей, успехам которых радуешься от всей души. С годами такая тщеславная самоуверенность проходит. Выпускники отучили. Вот студент-отличник, который был всем примером, окончив семинарию, не стал священником, растворился вне Церкви. А вот слабенький студент, никак не проявлявший себя, окончил семинарию, принял священный сан и – словно расправил крылья. А вот этот получил несколько выговоров и был на волоске от исключения. Однако и он, после первых жизненных испытаний, тоже стал ревностным священником, к которому с надеждой идут люди, несмотря на его молодость. Так всесильный Дух Святой восполняет недостатки и исцеляет раны и учит нас, учителей, не забывать о том, Кто главный Учитель в Церкви Христовой.

Но тогда возникает логичный вопрос: а зачем тогда вообще нужны учебные заведения для подготовки священников? Когда-то преподобный Серафим Саровский сказал, что спасение — это дело, в которое мы вкладываем копейки, а Бог – миллионы. Но, тем не менее, без этих копеек, без желания и труда со стороны человека Господь не спасает, и дар благодати в таинстве Священства может оказаться напрасным. Чтобы приготовиться к принятию священного сана, молодому человеку нужно потрудиться над собой. Эту возможность и дает ему духовная школа, для этого мы, ее преподаватели, и несем это служение. Быть может тот студент-отличник, имея прекрасные способности, совсем не трудился, наслаждаясь высокими отметками и благожелательностью преподавателей. Он не заработал тех копеек, которые нужно было вложить в дело служения Богу.

В истории Православной Церкви на наших землях попытки создавать школы для будущих священников предпринимались регулярно, начиная с первых веков развития Церкви после Крещения Руси. Войны, завоевания, политическая нестабильность, межконфессиональные конфликты последующих веков больно ударяли именно по школам, многие из которых существовали недолго. В 1785 г. первый Минский епископ Виктор (Садковский) открыл Минскую духовную семинарию, которая первоначально размещалась в Слуцке, а в 1841 г. переехала в Минск.

В XVIII веке в Русской Православной Церкви была создана сеть духовных семинарий, и обучение в них стало обязательным для всех желающих стать священником. Кроме того, российским государством был закреплен сословный характер духовенства. У сыновей священников был выбор лишь между армией и семинарией. Это привело к тому, что у части семинаристов не было желания трудиться над собой, а будущее священство было для них совсем не желанным. Изза этого к началу ХХ в. обстановка в большинстве духовных семинарий была совсем не духовной.

К примеру, учащийся духовной семинарии в Тифлисе (совр. Тбилиси) Сосо Джугашвили свои копейки вложил в революцию, был исключен из семинарии и стал Иосифом Сталиным, одним из самых жестоких гонителей Церкви. Впрочем, в финале своего жизненного пути он несколько изменил свое отношение к Церкви. В 1918 г. все духовные учебные заведения Русской Православной Церкви были закрыты. Массово закрывались и православные приходы, тысячи священников оставались без средств к существованию, преследовались властью. Но многие из них не сломались, не отказались от священства и веры. Были и те, кто в те тяжелые 20-30-е годы гонений слышал в своем сердце голос Божий и принимал священство вопреки всему

Из пяти патриархов Русской Православной Церкви ХХ века двое не учились в семинарии. Один из них – Святейший Патриарх Пимен (Извеков) (1910-1990). 16 июля 1930 г. монах Пимен (Извеков) был рукоположен в иеродиакона. К тому моменту никаких семинарий уже давно не было. Но это не помешало будущему патриарху учиться и готовиться к таинству Священства. Накануне рукоположения монах Пимен сдал экзамены за курс семинарии комиссии под председательством бывшего ректора Вифанской духовной семинарии протоиерея А. Зверева. А в 1971 г. он был избран на патриарший престол.

В 1943 г. Иосиф Сталин кардинально изменил советскую религиозную политику. Одной из составляющих перемен стало разрешение на открытие духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. В 1944-1948 г. были открыты 2 духовные академии и 8 духовных семинарий.

В день открытия первой возрожденной духовной школы 14 июня 1944 г. тогда еще будущий патриарх Алексий I (Симанский), обращаясь к новым преподавателям и студентам, сказал: «Прежняя духовная школа была школой серьезной, глубокой, строгой, а в иных случаях и суровой школой. Добрая ей память, честь и слава…. Слабой стороной прежней духовной школы было то, что она имела двойственную задачу. Это была школа сословная… Понятно, что не каждый сын священника, или диакона, или псаломщика имел склонность к пастырскому служению, к тому, чтобы следовать по стопам своих отцов и предков … Теперь же не так должно быть и не так будет. Сословий у нас нет… и каждый гражданин, чей бы он ни был сын и потомок, может свободно избирать себе путь по своему влечению; и потому те, кто поступает в наши духовно-учебные школы, поступят в них не подневольно, а следуя влечению своему послужить святой Церкви в священном сане».

Эти школы с потерями, но выдержали хрущевские гонения, и к духовному возрождению, которое началось в 1989 г., Русская Православная Церковь имела сформировавшуюся школьную традицию, прошедшую суровые испытания ХХ века.

Протодиакон Павел Бубнов, преподаватель Минской духовной семинарии, кандидат богословия.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.