Исторический путь духовной семинарии в Жировичах

В минувшем году исполнилось 190 лет со дня открытия духовной семинарии при Жировичском Успенском монастыре. Данное обстоятельство побуждает нас обратиться к освещению основных вех исторического пути, пройденного духовными учебными заведениями на территории древнейшей белорусской обители.

Монастырь, основанный в XVI столетии, в 1609 г. вынужденно принял Брестскую церковную унию и по прошествии непродолжительного времени примкнул к ордену базилиан, ориентированному на активное распространение унии среди православных.

К началу XIX ст. Жировичи являлись не только крупнейшим центром религиозной жизни и паломничества, но и значимым образовательным центром. Еще в XVIII веке при базилианском монастыре в Жировичах была открыта школа для светских лиц, в которой обучали иностранным языкам, поэзии, тригонометрии, стереометрии, алгебре, химии, логике, риторике, праву и другим дисциплинам. Однако в следующем столетии этой школе было суждено быть преобразованной в духовное учебное заведение.

В 1820-е годы в Униатской Церкви достигло апогея противостояние белого духовенства и чрезвычайно влиятельного базилианского монашеского ордена, выступавшего в качестве главного инструмента по латинизации унии. Прямым следствием проводимой базилианами политики явилась стремительная утрата Униатской Церковью своих уникальных черт, во многом воспроизводивших духовную и литургическую традицию Византийской Церкви. Отрыв от православных корней грозил униатам потерей восточно-славянской идентичности. К началу XIX ст. униатское духовенство практически полностью перешло на польский разговорный язык и внешне ничем не отличалось от римо-католического духовенства.

Опасаясь возможного растворения Униатской Церкви в Римо-Католической, белое духовенство выступило с инициативой открытия при Жировичском монастыре духовной семинарии при условии переселения монашествующих в соседние обители. Содержание семинарии предполагалось осуществлять за счет доходов от монастырских земель. Главным инициатором данного проекта выступил протопресвитер (впоследствии митрополит Литовский) Иосиф Семашко. Таким образом, латинизаторская деятельность базилианского ордена запустила процесс возвращения униатов к православным истокам.

Указом императора Николая I в 1828 г. сперва состоялся перенос управления Литовской епархии из Новогрудка в Жировичи, а затем и открытие в монастырских стенах Литовской греко-униатской семинарии. Первым ректором семинарии стал заседатель униатской коллегии протоиерей Антоний Зубко, впоследствии архиепископ Минский и Бобруйский. Инспектором был назначен член Литовской консистории протоиерей Михаил Голубович, впоследствии также возглавлявший Минскую епископскую кафедру.

Преподавательский состав семинарии был сформирован из униатских священнослужителей, симпатизировавших идее возвращения в Православие.

Примечательной особенностью новооткрытой семинарии стало акцентирование внимания учащихся на изучении духовно-литургической традиции Православной Церкви. При этом преподавание постепенно было переведено на русский язык и на учебники для семинарий Православной Российской Церкви. В современной историографии этот факт оценивается весьма неоднозначно и дает основания критикам упрекать сторонников Иосифа Семашко в русификации белорусского населения.

Однако обращение к документальным источникам свидетельствует о том, что даже после принятия архиерейского звания, главный сторонник возвращения белорусских и литовских униатов в православие призывал подчиненное ему духовенство произносить проповеди не на польском языке, а на местном наречии. Иными словами, отход от унии явился фактором сохранения белорусской культурной традиции от нараставшего доминирования польского элемента.

Главной задачей деятельности грекоуниатской семинарии в Жировичах виделась подготовка нового поколения духовенства, симпатизирующего Православию как вере отцов и придерживающегося не искаженной латинским влиянием византийской богослужебной практики.

Первоначально учащиеся духовной семинарии в Жировичах постигали не только традиционные для подобных учебных заведений светские и духовные дисциплины, но и учились играть на музыкальных инструментах. Семинарский оркестр, принимавший участие в воскресных и праздничных богослужениях, славился далеко за пределами Слонимского края. Распоряжением епископа Иосифа Семашко, возглавившего Литовскую греко-униатскую епархию в 1833 году, оркестр был отстранен от участия в богослужениях и заменен мужским хором. Однако семинарский оркестр еще долгое время продолжал свое существование. Каждую субботу после вечерни учащиеся семинарии выходили на балкон соборной колокольни и в течение часа исполняли различные музыкальные произведения.

Обратив внимание на практически повсеместное использование в приходских храмах органов и фисгармоний, епископ Иосиф Семашко распорядился упразднить несвойственную для византийского богослужения органную музыку и заменить ее пением. По этой причине в 30-е гг. XIX в. стал вопрос о подготовке необходимого количества псаломщиков, которыми предполагалось заменить приходских органистов. Реализация данной инициативы потребовала открытия при семинарии духовного училища.

Помимо выполнения своих непосредственных задач по обучению и воспитанию нового поколения духовенства, преподаватели грекоуниатской семинарии в Жировичах с 1831 по 1837 гг. проводили ознакомление среднего и старшего поколения клириков с утраченными в унии особенностями православного вероучения и богослужения. За означенный период такую своеобразную переподготовку прошли сотни униатских священников.

Впоследствии первый ректор семинарии вспоминал: «Наши убеждения сообщались духовенству, приезжавшему в Жировичи. В некоторых из них мы вселяли полное убеждение нашими доводами; другие же верили нам, безусловно, как людям сведущим и притом ничем не нарушившим их доверия к нам».

Таким образом, благодаря епископу Иосифу Семашко и его сподвижникам из числа преподавательской корпорации семинарии Жировичский монастырь превратился из центра насаждения церковной унии в центр по возвращению латинизированных униатов к истокам православной духовной традиции. В 1834 г., после ознакомления с состоянием дел в семинарии, епископ Иосиф писал: «Семинария Литовская идет по-прежнему быстрыми шагами к цели своего преобразования. Успехи в науках отличные, нравственное образование прекрасное, расположение духа самое приятное, изучение отечественного языка самое успешное».

К концу 1835 г. процесс преобразования Литовской греко-униатской семинарии и духовного училища достиг своей цели, что позволило перевести их подобно православным учебным заведениям в ведомство Комиссии духовных училищ.

Плодом деятельности греко-униатской семинарии в Жировичах стала широкая подготовка духовенства к воссоединению с Православной Российской Церковью. Это воссоединение состоялось 12 февраля 1839 года на церковном Соборе в г. Полоцке. По результатам Полоцкого Собора в Православие перешло свыше 1.600 приходов и более 1 млн 600 тысяч человек.

Весной 1845 года архиепископ Иосиф (Семашко) перевел Литовское епархиальное управление и греко-униатскую семинарию из Жирович в губернский центр — город Вильно (современный Вильнюс), что существенно укрепило позиции Православия в регионе. Вместе с тем, архиепископ Иосиф с большим сожалением покидал стены древней обители. Свои переживания он выразил в следующих словах: «Жировичи есть истинное сердце епархии. Сколько ни думаю, а все останавливаюсь на той мысли, что нужно оставить в Жировичах и семинарию, и консисторию. Здесь настоящий центр епархии».

После переезда духовной семинарии в г. Вильно на территории Жировичского монастыря продолжилась деятельность духовного училища, являвшегося первой ступенью в дореволюционной системе богословского образования.

Одним из наиболее прославленных смотрителей Жировичского духов ного училища был П. Ф. Полянский, будущий священномученик митрополит Крутицкий Петр, в 1925–1937 годы стоявший во главе Русской Православной Церкви в звании Патриаршего Местоблюстителя. На протяжении десяти лет, с 1896 по 1906 гг., Петр Федорович руководил духовной школой в Жировичах. После тщательной ревизии Учебного комитета при Святейшем Синоде Жировичское духовное училище было признано примерным по постановке учебно-воспитательной работы и хозяйственной деятельности.

Среди наиболее известных питомцев Жировичского духовного училища можно назвать выпускника 1901 г. Иосифа Антоновича Сченсновича (1886-1937 гг.). В 1937 г. он был необоснованно осужден и приговорен к расстрелу, а в 2001 г. причислен к лику святых новомучеников.

В связи с военными действиями Первой мировой войны в 1915 г. деятельность Жировичского духовного училища прекратилась. Возобновление духовно-образовательной деятельности в Жировичах стало возможным лишь только по прошествии трех десятилетий. Изменение религиозной политики советского государства, произошедшее в годы Второй мировой войны, позволило начать процесс восстановления духовного образования на белорусских землях.

Вскоре после освобождения белорусских территорий от немецкой оккупации архиепископ Минский и Могилевский Василий (Ратмиров) получил разрешение на открытие при Свято-Успенском Жировичском монастыре пастырско-богословских курсов. Данное учебное заведение было рассчитано на двухгодичное обучение 40 человек.

В январе 1947 года Минско-Белорусскую епархию возглавил архиепископ Питирим (Свиридов), трудами которого богословскопастырские курсы в том же году были преобразованы в Минскую духовную семинарию. Учебная программа семинарии была рассчитана на четыре года обучения.

Открытие духовной семинарии в Жировичах совпало с закрытием семинарии в Вильнюсе. По этой причине 20 учащихся Литовской семинарии пополнили ряды жировичских семинаристов. По состоянию на начало 1948 г. в Минской духовной семинарии обучалось 110 человек.

Преподавательская корпорация возрожденной семинарии состояла из выпускников дореволюционных богословских учебных заведений и богословского факультета Варшавского университета. Данное обстоятельство обеспечило историческое, интеллектуальное и духовное преемство возрожденной семинарии от состоявшихся и авторитетных богословских учебных заведений. С начала 50-х годов XIX в. преподавательский коллектив начал пополняться выпускниками возрожденных Московской и Ленинградской духовных академий.

Поступательному развитию Минской духовной семинарии воспрепятствовало очередное изменение вектора советской религиозной политики. Усилившееся давление на абитуриентов духовных учебных заведений и массовый призыв семинаристов на армейскую службу привели к резкому сокращению числа учащихся семинарии. С 1959 г. в Минскую духовную семинарию не допускались новые абитуриенты, что повлекло за собой неизбежное закрытие учебного заведения в 1963 г. За 16-летний период первого возрождения Минскую духовную семинарию окончили 243 человека, 70 из которых впоследствии получили высшее богословское образование в Московской и Ленинградской духовных академиях.

Среди наиболее известных преподавателей Минской духовной семинарии этого периода можно отметить известных впоследствии в качестве профессора Московской духовной академии протопресвитера Виталия Борового и заведующего аспирантурой Московской духовной академии профессора Д.П. Огицкого. В числе знаменитых выпускников семинарии этого периода состоят : ныне здравствующий заслуженный профессор Московской духовной академии К.Е. Скурат, а также уже упокоившиеся архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевский), архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько), епископ Читинский и Забайкальский Палладий (Шиман) и другие.

Возрождение духовного образования на территории Беларуси произошло в конце 80-х годов XIX в., когда в советском государстве стремительно развивались процессы либерализации общественно-политической жизни. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем 10–11 апреля 1989 года, было одобрено открытие Минской духовной семинарии на территории Жировичского СвятоУспенского мужского монастыря.

23 июля 1989 г. патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий 4-й освятил здание семинарии.

16 сентября того же года состоялись Торжества по случаю начала учебного года, а в октябре начались учебные занятия. Семинарские аудитории и спальные помещения разместились на двух этажах монастырского корпуса XVIII столетия, который в то время использовался Жировичским сельскохозяйственным техникумом.

Первым ректором возрожденной семинарии стал наместник Свято-Успенского Жировичского монастыря архимандрит Стефан (Корзун) (ныне архиепископ Пинский и Лунинецкий), а первым инспектором – благочинный обители игумен Гурий (Апалько) (ныне ректор семинарии, архиепископ Новогрудский и Лидский).

В 1996 г. Жировичи посетил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, при содействии которого семинарии была возвращена вторая половина учебного корпуса и выделены средства на масштабную реконструкцию здания.

Весной 1991 года Минской духовной семинарии был предоставлен статус высшего учебного заведения, следствием чего стал переход на пятилетнюю программу обучения и расширение числа изучаемых дисциплин.

С 1996 по 2015 год на территории Жировичского монастыря действовала Минская духовная академия, временно размещавшаяся в учебном корпусе Минской духовной семинарии. В 2015 году академия переехала в белорусскую столицу, что не только открыло перед ней широкие возможности для научно-богословского развития, но и значительно усилило присутствие Белоруской Православной Церкви в отечественном научном и образовательном пространстве.

Начиная с 2013/2014 учебного года Минские духовные школы перешли на трехуровневое обучение по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. При этом обучение в духовной семинарии предполагает усвоение программы бакалавриата. В рамках духовной академии действуют программы второго и третьего уровней.

Помимо богословско-пастырского отделения, при Минской духовной семинарии действует отделение заочного обучения, предлагающее богословско-пастырскую специализацию для священнослужителей и богословско-педагогическую специализацию для мирян. Действуют при семинарии также регентское и иконописное отделения.

По мере своего становления Минская духовная семинария переросла рамки образовательного учреждения, став заметным научнобогословским и исследовательским центром. Естественным следствием научной деятельности преподавателей семинарии стало издание ряда монографий по библеистике, богословию, патристике, литургике, сектоведению, расколоведению, гражданской и церковной истории.

На базе Минской духовной семинарии регулярно проводятся конференции и семинары внутрицерковного, республиканского и международного уровня. Многие годы осуществляется тесное взаимодействие с Национальной академией наук Беларуси и целым рядом высших учебных заведений.

При Минской духовной семинарии действует издательство, которое ставит своей задачей подготовку к печати лучших научных работ преподавателей и студентов.

С 2002 года при Минской духовной семинарии действует миссионерское молодежное братство им. преподобной Евфросинии Полоцкой, которое осуществляет духовно-педагогическую работу с детьми, являющимися воспитанниками детских домов и домов-интернатов.

С 2014 года на базе Минской духовной семинарии проходят занятия «Летнего богословского института», ориентированного на всех желающих повысить уровень своих знаний в области православного богословия.

Необходимо подчеркнуть, что Жировичский монастырь и действовавшие при нем духовные школы сыграли колоссальную роль в деле сохранения Православия и национальной идентичности белорусского народа. Вряд ли можно сомневаться в промыслительности столь тесной связи духовного образования в Беларуси с Жировичским Успенским монастырем, сохраняющейся на протяжении почти двух столетий. Благие плоды этого взаимодействия очевидны.

Именно поэтому Минская духовная семинария принимает самое активное участие в подготовке запланированных на 2020 год празднований 550-летия явления Жировичской иконы Божией Матери и 500-летия основания Жировичского монастыря. Одним из этапов этой подготовки стало открытие четвертого зала церковноархеологического музея Минской духовной семинарии, посвященного истории Жировичской обители.

В созданном по инициативе ректора семинарии Высокопреосвященного архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия четвертом музейном зале экспонируются материалы проводившихся на территории монастыря археологических раскопок, иконы и элементы декора монастырских храмов XVІІІ столетия, жезлы и посохи настоятелей, богослужебные предметы, уникальные документы и фотографии. Центральное место в экспозиции занимают список Жировичской иконы Божией Матери и так называемое Жировичское Евангелие.

В 1616 г. канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега преподнес Жировичскому монастырю щедрые земельные пожертвования, о чем собственноручно написал на страницах подаренного обители рукописного напрестольного Евангелия XVI века. В настоящее время Жировичское Евангелие находится на хранении в Библиотеке Академии наук Литовской Республики. В середине 2000-х гг. на средства православных меценатов была изготовлена факсимильная копия Жировичского Евангелия. Месяц назад Высокопреосвященнейший митрополит Минский и Слуцкий Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, передал данную копию в готовившийся к открытию четвертый зал музея Минской духовной семинарии.

Сердечно благодарим Вас, Ваше Высокопреосвященство, за этот бесценный дар, экспонирование которого бесспорно будет способствовать возрождению исторической памяти о значимости Жировичского монастыря в истории и культуре Беларуси.

Проректор по научно-богословской работе Минской духовной семинарии и Минской духовной академии А.В. Слесарев.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.