Как открывали семинарию после войны

Ввиду того, что духовное просвещение является неотъемлемой частью служения Православной Церкви, духовное образование и воспитание будущих служителей Церкви всегда играло важную роль в церковной жизни. Без возобновления жизнедеятельности духовной семинарии в Советской Беларуси невозможно было бы полноценное возрождение церковной жизни в Республике в целом.

В первые же дни после начала революции 1917 г. в Восточной Беларуси у православных верующих была изъята наиболее ценная церковная недвижимость, в число которой входили здания семинарий и духовных училищ.

Последний всплеск гонений в Беларуси дал знать о себе в 1937-1938 гг. Подавляющее большинство людей, арестованных в эти годы, были расстреляны. Вместе с архиереями, служившими в Беларуси, погибло и духовенство. Также за годы войны советскими партизанами и немецкими карателями в стране были убиты десятки священников.

Несмотря на то, что после войны широкомасштабных репрессий со стороны властей против духовенства не последовало, отдельные случаи арестов в первые послевоенные годы все же наблюдались. Они коснулись прежде всего тех лиц, которые принимали наиболее активное участие в возрождении церковно-приходской жизни в период немецкой оккупации.

Поступление в клир Православной Церкви в Беларуси нового поколения кандидатов для принятия священного сана вынуждало церковное священноначалие позаботиться о том, чтобы организовать для них обучение в духовной школе.

В послевоенный период возрождение духовного образования, как и любое значимое решение по отношению к Православной Церкви, не могло обойтись без утверждения Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК(СМ) СССР. Кроме того, Совет в лице своих уполномоченных как республиканского, так и областных, активно принимал участие в открытии и возрождении духовной школы.

Возможность возобновить духовное образование в Беларуси появилась только в конце Великой Отечественной войны. После открытия в 1944 году московских духовных школ 22 марта 1945 года патриарх Алексий обратился в Совет по делам Русской Православной церкви при СНК СССР с просьбой открыть богословскопастырские курсы в Ленинграде, Минске, Киеве, Ставрополе, Луцке и Львове. В другом письме аналогичная просьба касалась Одессы и Таллина. Во всех названных городах, за исключением Таллина, такие курсы были организованы.

Постановлением СНК СССР 511- 147/с от 23 марта 1945 года, адресованным Председателю СНК БССР П. К. Пономаренко и уполномоченному по делам Русской Православной Церкви при СНК БССР А. Д. Лобанову, руководство Республики и республиканского Совета по делам Русской Православной Церкви ставилось в известность о том, что Московская Патриархия получила разрешение организовать богословско-пастырские курсы с двухгодичным сроком обучения в г. Минске на 25-40 человек.

В свою очередь, Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г. Г. Карпов просил распоряжения Председателя СНК БССР и республиканского уполномоченного о предоставлении помещений как для учебных занятий курсов, так и для общежитий слушателей, а также оказания содействия в производстве ремонта и оборудовании помещений соответствующим инвентарем за счет епархиального управления.

Первый из архиереев, возглавлявший Православную Церковь в Беларуси в послевоенный период, – архиепископ Василий (Ратмиров) свидетельствовал о том, что для организации духовной школы власти предлагали бывшее здание духовной семинарии в Минске, Мирский замок, учебный корпус XVIII века на территории Жировицкого монастыря. От этих вариантов архиепископ вынужден был отказаться, так как, по его словам, у белорусской епархии не было средств для ремонта огромных зданий.

31 августа 1945 года уполномоченный по делам Русской Православной Церкви в БССР А. Д. Лобанов предоставил отчет председателю Совета Г. Г. Карпову, в котором описывал проделанную им подго-товительную работу по организации богословско-пастырских курсов в Советской Беларуси.

Первым и наиболее серьезным вопросом, с которым пришлось столкнуться уполномоченному Совета, стала попытка размещения богословско-пастырских курсов в городе Минске. Предварительно А. Д. Лобановым были тщательно изучены жилищные возможности города Минска как путем переговоров с заведующими районными жилищными управлениями, так и путем личного неоднократного объезда города с целью выявления хотя бы полураз-рушенного здания, которое после соответствующего восстановления можно было бы использовать для размещения курсов. При почти полной разрушенности города (до 80%) подыскать такое помещение оказалось невозможным.

Разместить курсы было сложно и вне города Минска, так как жилищный вопрос на территории Советской Беларуси после изгнания фашистских оккупантов, в связи с произведенными ими разрушениями, настолько обострился, что многие государственные районные ор-ганизации размещались в колхозных избах, а областные организации были до невероятности уплотнены. Для поиска помещения республи-канскому уполномоченному пришлось лично побывать в г.Бресте, Гродно и Барановичах, как менее других разрушенных городах. Хотя попытки подыскать соответствующее помещение в этих городах и не увенчались успехом, но из разговоров с областными благочинными удалось выяснить, что наиболее подходящим местом для размещения богословско-пастырских курсов являлся Жировицкий монастырь, расположенный в 8 километрах от города Слонима и в 200 километрах от города Минска. А. Д. Лобанов совместно с архиепископом Белорус-ским Василием 15-го июня этого года выезжал в Жировицкий мона-стырь, чтобы проверить эти данные.

Жировицкий монастырь был расположен в очень живописной местности при шоссейной дороге, соединяющей город Слоним с Московско-Брестским шоссе. Основание монастыря относится к концу XV столетия. От разрушений в период немецкой оккупации монастырь не пострадал.

Из церковных зданий на территории монастыря были расположены: Свято-Успенский собор, построенный в 1760 году, Свято-Никольская церковь, храм чудотворного образа Божией матери, построенный в 1672 году, и Крестовоздвиженский храм, построенный в 1769 году.

Все указанные церковные здания были каменными и хорошо сохранившимися. Для жилищных нужд монастырь имел каменное двухэтажное здание, полезной площадью 820 кв. метров.Кроме того, имелась возможность освободить для нужд монастыря пристройки монастырской колокольни, состоящие из 7 комнат, которые на то время занимали частные жильцы. Указанные помещения намечалось использовать для проживания преподавательского состава курсов. Столовая для студентов пред-полагалась общая с монастырской братией. Ввиду того, что помеще-ние, где намечалось разместить курсы, было занято посторонними ли-цами, ничего общего с монастырем не имеющими, республиканский уполномоченный предложил председателю Жировицкого с/совета освободить указанное помещение.

 

Для проверки хода работы по подготовке помещения для курсов, ремонта и т.д. в Жировицкий монастырь архиепископом Василием был направлен архимандрит Митрофан (Гутовский), а республиканский уполномоченный А. Д. Лобанов направил для той же цели уполномоченного по Барановичской области Дороша.

В августе 1945 года письмо с постановлением о разрешении на открытие богословско-пастырских курсов на территории Беларуси получил уполномоченный Совета по дела Русской православной церк-ви при Брестском облисполкоме А. Е. Авласенко. В этом письме было указано, что архиепископ Белорусский Василий дал указание всем благочинным Белорусской епархии объявить в своих приходах об от-крытии в Жировицком монастыре богословскопастырских курсов, а те, в свою очередь, имели подробные указания о правилах приема и документах, которые требовались от поступающих. Принимать участие в отборе кандидатур уполномоченными Совет находил нецелесообразным.

Богословско-пастырские курсы при Жировицком монастыре были открыты 25 ноября 1945 года.

Согласно информационной записке уполномоченного по делам Русской Православной Церкви по Барановичской области Барташа от 3 марта 1946 года, в это время на богословско-пастырских курсах, расположенных в Жировицком монастыре, обучалось 11 человек. Ректором курсов являлся архимандрит Митрофан (в миру – Гутовский Михаил Петрович), инспектором — священник Боровой Виталий Михайлович.

29 мая 1946 года архиепископ Василий Минский и Белорусский (Ратмиров) дал интервью корреспондентам иностранной прессы, в ко-тором отметил, что в Жировицком монастыре «…размещаются Богословско-пастырские курсы, которые готовят священников, это начало духовной семинарии».

Через некоторое время священноначалие Православной Церкви обратилось в Совет по делам Русской Православной Церкви с вопросом о возвращении к традиционной структуре духовного образования и замене пастырских курсов духовными семинариями. В ответ на письменную просьбу Святейшего Патриарха, обращенную к Совету по делам РПЦ, 15 июля 1946 г. был получен следующий ответ Г. Г. Карпова: «Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР согласен на преобразование пастырско-богословских курсов в Москве, Саратове, Ленинграде, Киеве, Львове, Одессе, Минске, Луцке и Ставрополе в духовные семинарии с четырехгодичным сроком обучения».

23 ноября 1946 года в ответ на просьбу патриарха Алексия Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР выразил согласие на открытие духовной семинарии в Жировицком монастыре вместо разрешенных к открытию богословско-пастырских курсов в городе Минске.

После рассмотрения документов, касающихся открытия богослов-скопастырских курсов, которые были преобразованы в Минскую духовную семинарию, можно сделать вывод, что их открытие на территории Советской Беларуси являлось основанием для открытия духовной семинарии. Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК БССР принимал активное участие в восстановлении церковной жизни в Беларуси и не мог остаться безучастным к решению столь важного для церкви вопроса, как открытие духовной школы. В послевоенный период, в связи с низким уровнем материального обеспечения, во всех сферах жизни БССР для открытия и дальнейшего существования духовной школы в Республике важна была финансовая и юридическая помощь Совета по делам Русской Православной церкви. В случае отсутствия собственного духовного учебного заведения, Православная Церковь в Беларуси не смогла бы полноценно функционировать. Студенты, получившие богословское образование благодаря открывшимся после войны богословско-пастырским курсам, преобразованным в Минскую духовную семинарию, впоследствии стано-вились священнослужителями и трудились для восстановления церковной жизни в Республике.

Татьяна Александровна Спиридонова

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.