Наша цель — это Сам Христос

Беседа с паломниками архимандрита Ефрема Ватопедского в переводе Самойловой Ирины расскажет нам о том, как стать счастливыми.

Человек, как известно, имеет в своем составе бессмертную душу и тело с определенными свойствами (способностями говорить, видеть, слышать и т.п.) Кроме этих телесных способностей, или свойств, существуют также свойства внутренние. Например, мы можем сказать: «этот человек мирный». Когда мы говорим, что у меня на сердце мир и спокойствие? Что это за мир такой? Если я говорю, что внутри меня мир, это значит, внутри меня некое безмолвие. И вот это свойство уже не имеет отношения к телу. Это — свойство души, а точнее – духовное состояние.

А значит, каким образом человек в своей жизни преуспевает: когда имеет прекрасное телесное здоровье, или когда, болея телесно, все попечение устремляет на духовное оздоровление? Ибо, по слову апостола Павла, сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9), потому что все совершается лишь благодатью Божией. И это невозможно где-то изучить, прочитать. Это живой опыт, переданный нам нашими отцами. И этот опыт действительно помогает человеку преуспевать, достигать совершенства и быть счастливым.

Когда человек счастлив? Как-то на одной беседе я рассказывал, что, когда был маленьким, очень завидовал богатым людям. В деревне, где я рос, у нас были очень богатые соседи. Я тогда думал: как же везет этим людям – они путешествуют, едут, куда хотят, у них нет проблем. Однако придя к Богу и став монахом на Святой Горе, в силу своего сана я стал очень много встречаться с богатыми людьми, беседовать с ними. И тогда я увидел, что больше всего проблем как раз у богатых. И поверьте, много раз я искренне радовался, что сам я не имею богатства.

Таким образом, счастье человека не в том, что он идет или едет, куда хочет, говорит, что хочет или делает, что хочет. Когда человек счастлив? Когда он живет согласно воле Божией. И когда человек действительно преуспевает? Когда внутри него царит благодать Божия. Это подтверждают все святые. Посмотрите на них. Недавно читал книгу одного современного сербского святого. Он особенно подчеркивает, что в человеке должен быть «христоум», «христосознание» «христожелание», «христосердце». Это очень важно. То есть человек подвизаясь, должен полностью настроиться на Христа. И как говорит святой Силуан Афонский, познать Христа Духом Святым.

Как этого достичь? В первую очередь уделить должное внимание духовному деланию, устроению нашей души. Я часто общался с теми, кто был близок к отцу Паисию. Один из них рассказывал, что, поскольку много находился рядом со старцем, знал, как тяжело мучался геронда от невыносимых болей. Но, принимая огромное количество паломников, отец никогда и виду не подал никому, какую боль он терпит. И дело не в том, что он стеснялся.

Он принимал каждого человека с такой искренней радостью и с таким неподдельным интересом, что любовь к этому человеку была сильнее той боли, которую он терпел.

Я лично вспоминаю своего родного отца, когда он болел: он так стонал, что это слышали все в доме. Конечно, он преувеличивал немного, такой у него характер был. А святой, который действительно невыносимо страдал, в то же время скрывал это так, что никто и не догадывался. Как думаете почему? Потому что эту боль, это страдание и эту болезнь покрывала благодать Святого Духа, которую этот человек стяжал от Бога. Как-то я был у него в те дни, и он мне говорит: «Когда я с Богом, я чувствую себя здоровым без всяких лекарств, а вот когда я весь с болезнью, они мне нужны». Меня тогда впечатлили эти слова.

Человек в жизни действительно преуспевает только тогда, когда пройдет все испытания и искушения. Нет ни одной жизни, в которой бы не было искушений. Да, Бог может подарить нам относительно спокойное, без испытаний, время на 5, 10, 20 лет, но все равно наступит момент, когда нам придется претерпеть трудности на своем пути. И самое первое, с чем мы столкнемся, это болезни. Потому что это естественно нашей природе.

Некоторые приходят ко мне и говорят: «Геронда, важнее здоровья ничего нет!» Но разве это так? Ведь неизбежно придет тот момент, когда человеческое естество состарится и заболеет. Согласитесь, после 50-ти мы начинаем пить таблетки от давления, для понижения сахара, для укрепления сердца, и чего только там еще нет! Конечно, здоровье важно, но я не согласен, что оно превыше всего. Тогда выходит, что те, кто нездоровы, не способны и преуспеть. В этот конкретный момент есть люди, которые лежат в реанимации, дышат с помощью аппаратов и тому подобное, и что выходит, на них ставить крест?

Итак, чтобы уметь действительно преуспевать в своей жизни, чтобы достичь своей главной жизненной цели – вечной жизни – человек должен иметь правильное ви́дение своей жизни. Он должен иметь здоровое духовное зрение. Получает это зрение, или прозрение, человек от Бога тогда, когда победит в себе свое плотское мудрование, то есть все свои человеческие представления и желания этого мира, и всем сердцем возжелает мира горнего. Как только он это сделает, уйдет вся тяжесть и суета. Как говорил отец Паисий, надо сойти с пути мирского и пойти по пути Божиему. Это очень важно.

Зная близко святых людей, например, я близко знал нашего отца Иосифа (схимонах Иосиф Ватопедский (1921-2009)), каждый отмечает их особое мирное состояние духа. Любой об отце Иосифе скажет, что он был невероятно спокоен, мирен, всегда пребывал в молитве. Много претерпев страданий, гонений, старец повторял: «Не забывайте, Тот, Кого мы любим больше всего, Первый был изгнан, поруган и оплеван».

Важно, чтобы человек мог переступить эту мирскую границу, которая отделяет его от мира горнего, духовного. Только тогда он обретет настоящую свободу. Когда человек свободен от мира? Когда для него не важно, как его видят и оценивают люди. Часто мы осознанно или нет ищем если не похвалы, то человеческого одобрения. Можем спрашивать: «Что вы об этом думаете? Как вам мое что-то там видится?», и тому подобное. Все только для того, чтобы нас похвалили, порадовали наше самолюбие. Нам нравится, когда о нас хорошего мнения. И мне, к сожалению, нравится. Так делать не нужно. Все, что мы говорим, делаем, предпринимаем, должно быть только ради одного – стяжания благодати Божией и исполнения воли Божией. Нам нужно всячески избегать человеческого одобрения, признания и славы. Как это сделать? Ведь мы ее так любим, эту славу человеческую. Это становится возможным, когда человек искренне и всем сердцем возжелает славы Божией и исполнения воли Божией. Тогда Господь дает ему почувствовать, насколько одобрение Божие слаще и лучше одобрения человеческого. А после этого человек начнет видеть, что слава и похвала человеческая изгоняют славу Божию. Тогда человек искренне начинает ненавидеть человеческую славу, похвалу и одобрение. Именно так поступали все святые. Они говорили, что человеческая слава – это полный ноль по сравнению с тем, когда Сам Бог прославляет и хвалит тебя.

Когда человек живет в церкви, где сияет благодать Божия, эта благодать очищает и просвещает его. Человек, живущий в Церкви, сам наполняется этой благодатью, которая из него изливается. Поэтому в таком человеке все меньше остается места для похвалы и славы этого мира, пока наконец он совсем не уходит от всей этой мишуры. Разные мирские мелочи на него перестают действовать.

Бывает кто-то говорит, вот я, мол, помню то, что мне кто-то сказал два года назад, а другой мне еще вот это сказал, я все помню, все как вчера, не могу успокоиться, так переживаю. Бывает, кто-то из наших знакомых впадает в некое искушение, мы сразу начинаем судить-рядить, называть причины, выносить ему приговор и даже прорицать его будущее наказание. Часто еще и втайне радуемся, особенно если этот человек чем-то досадил нашему самолюбию до этого. Вот, мол, по делам ему, справедливое наказание понес. Так рассуждают люди, внутри которых еще полно страстей. Если с вами такое случится, исследуйте, что таится в вашем сердце, какие там еще живут страсти, что действительно наполняет вас, и потом попробуйте себя поставить на место обвиняемого. Крайне полезно для нас ставить себя на место того, кто терпит искушение. Святые отцы называют это добродетелью самоукорения. Очень важно постоянно подвергать себя беспристрастному суду. Это делание привлекает благодать Божию и учит нас смирению. Потому что смиренным Бог дает благодать (1 Пет. 5, 5).

Когда человек приступает с усердием к этому деланию, приступает дьявол, чтобы помешать ему. Сейчас в мире пошла такая мода, что не принято говорить о дьяволе, как будто это просто какая-то идея чегото злого. Это заблуждение. Как существуют ангелы, которые служат и исполняют волю Божию, конкретные реальные духовные существа, так существуют и конкретные реальные хитрые злые духи. Они всячески препятствуют человеку на его духовном пути, любыми способами пытаясь помешать ему достичь того, что Бог уготовал ему. Поверьте, здесь, на Святой Горе, это все очень хорошо ощущается. Но кто всеми силами старается подвизаться, познавать себя, познавать свои немощи, тот в итоге становится способным познавать и Бога. Ибо познать Бога можно, только познав себя.

Когда человек хочет жить духовной жизнью, он должен понимать, что это не какая-то параллельная жизнь, не какая-то работа, которую можно делать несколько часов в сутки, но это постоянное состояние. По слову Христа, «ищите прежде Царствия Божия и правды его, и все остальное приложится вам» (Мф. 6, 33). Не важно, какую профессию имеет человек, бизнесмен, торговец и др., если он будет везде искать правды Божией и ей руководствоваться в своих делах, он будет духовно преуспевать. Такой человек знает, для чего он живет, и живет по-настоящему. Он способен в любой момент своей жизни общаться с Богом.

Если человек не имеет в себе Бога, он везде одинок. В семье, среди друзей он чувствует себя несчастным. Почему так? Потому что он не выполнил своего предназначения – не соединился с Тем, Кто его создал, не достиг Источника своей жизни и счастья. Все свои силы, устремления, весь фокус нашей жизни мы должны устремить только ко Христу, Он и есть наша цель и наш смысл жизни. Как говорил святой Порфирий, Христос – это всё!

Если мы так себя настроим, вся наша жизнь пойдет по-другому. Мы будем постоянно ощущать благодать Божию, мы будем легко преодолевать все препятствия и трудности, потому что с нами будет Сам Христос. Мы будем нести свой крест, но Христос будет Сам Его делать легким по Своему слову — «иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30).

Источник: «Утешение» — Издание митрополии Лимассола. Перевод Самуйловой Ирины, студентки 5 курса заочного отделения МинДС.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.