Православие в Ирландии

В нашу семинарию приезжают поступать православные со всего мира. В этот раз мы познакомимся с прихожанином православного прихода в Ирландии, выпускником Минской духовной семинарии, Вячеславом Анатольевичем Сортыней.

Вячеслав, здравствуйте! Расскажите нам о себе.

Родился я в Литве. Крещение принял в 1989 году после армии, а воцерковился в 1994 году. Сейчас проживаю в Ирландии, в городе Дублин. Тружусь при храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла алтарником и пономарем.

Как Вы узнали о нашей семинарии?

Мой духовный наставник в Литве посоветовал поступать в Жировичскую семинарию, сказав, что «наши все учатся в Жировичах». Тем более, что в Беларуси легко было оформить документы, так как не требовалось никаких особых приглашений, не пришлось обращаться в ОВЦС за направлением на обучение, достаточно было благословения владыки. Тогда правящим архиерем у нас был архиепископ Елисей Сурожский, ныне Гаагский и Нидерландский.

А как вы оказались в Ирландии?

В Ирландию я приехал в 2003 году, в июле. До этого уже был опыт проживания на Британских островах. Какое-то время жил в Шотландии, в небольшом городке в провинции Донегол, где живут чистые кельты, сохранившие православные корни. Но там не получилось легально работать. А в Ирландии и Литве тогда появлялись официальные агентства по трудоустройству иностранцев. Также хотел служить в Православной Церкви. Как-то на проповеди услышал, что ирландцы – не католики, а православные (в сравнении с агрессивным континентальным католицизмом). Сами ирландцы открыты в отношениях с людьми, разговорчивы.

Сразу попали в общину?

Нет, только в октябре 2003 года. 11 октября у меня именины, а накануне, 10 октября, я приехал в Дублин. Мне очень хотелось, чтобы приход был Московского патриархата. Настоятелем в то время в Дублине был отец Михаил Гоголев, его благословил служить еще приснопоминаемый митрополит Антоний (Сурожский). Отец Михаил приехал на остров в 2002 году и сразу начал искать помещение для храма. Нашел недалеко от центра большой англиканский храм. Англикан стало мало, поэтому храм у них был закрыт. При этом хозяевам дорого приходилось платить за страховку, и они предложили нам выкупить этот храм.

А какое население в Ирландии? Русских там много?

В Республике Ирландия по статистике проживает от двух с половиной до трех с половиной тысяч россиян. Русскоговорящих до десяти тысяч человек. А тех, кто каждый день применяет русский язык — до двадцати пяти тысяч. Общее население в Ирландии — около четырех миллионов человек, из которых примерно 65 тысяч православных.

Как же англикане, остались без храма?

У них есть еще один храм, при кладбище, построенный где-то в конце XIX-го века. Он небольшой, поэтому его легче содержать. Мы же насобирали денег и смогли полностью выкупить храм. Но в октябре 2013 года в Ирландии произошло большое наводнение, когда за сутки выпала месячная норма дождя. За двадцать минут уровень воды поднялся почти на два метра. Подземная речка, которая находится у нас за храмом, вышла на поверхность и затопила первый этаж. Залило архив, пекарню, библиотеку, детскую школу, кухню. Вся мебель и все, что там находилось, пришло в непригодность. Также затопило и приходской домик, где жил отец Михаил Насонов с тремя детьми. Хорошо, что все случилось днем и он успел вынести детей. Божией милостью храм не пострадал, так как он расположен на втором этаже. Храм большой (второй по величине в Сурожской епархии), намоленный. Поэтому другой не искали, делали ремонт.

Кроме помощи при храме вы еще где-нибудь работаете?

Да, работаю на складе в компании по производству лекарственных препаратов.

Как в Ирландии относятся к православным?

В Ирландии 4% протестантов и 78% католиков. И когда по случаю приезда, тогда еще епископа, Марка Егорьевского, к нам приглашали католического архиепископа Дублина, то он сказал, что присутствие православных очень важно для этой страны. Кроме нашего прихода существует еще один приход РПЦЗ, который строили трое благочестивых православных ирландцев, и семь приходов РПЦ МП ,у которых нет своего храма. Священники договариваются с англиканами или католиками. И англикане, и католики охотно предоставляют свои церкви для служения и всегда идут навстречу. Отличие только в том, что протестанты берут плату за это, а католики — нет.

Вы поддерживаете контакты с другими общинами

Да, мы общаемся. Раньше, когда был один центральный приход, все собирались в Дублине на большие праздники, такие как Пасха, Рождество и другие. Сейчас, когда уже несколько общин, Богослужение совершается повсеместно. Есть традиция на Торжество Православия организовывать «Всеправославную вечерю». Каждый год мы собираемся в другом приходе: у румын, у греков, у грузин…, они, в свою очередь, приходят к нам. Потому что есть жажда общения с Богом, общей молитвы, живого общения. Бывает, чтобы посещать богослужения в воскресные дни, люди ездят за 50 или даже за 100 километров.

А в будние дни богослужения есть?

Сейчас, когда настоятель храма живет в Дублине и ему не приходится издалека добираться, в будние дни бывают одно или два богослужения. Каждую пятницу у нас читается акафист Божией Матери. Но если праздник приходится не в воскресный день, а среди недели, не всегда можем служить, так как в основном весь клир работает.

В честь кого построен ваш храм?

Это бывший англиканский храм, постороенный еще в 1838 году, он назывался Епископальной церковью на Харольдс Кросс (такой район Дублина). В протестантской традиции церквям не дают названия в честь кого-либо, т.к. нет почитания святых и Божией Матери, нет Предания. В алтаре храма остались надписи о том, кто основал этот храм, кто были его прихожане. Мы сохранили все эти исторические англиканские записи.

В Ирландии много христиан?

Да, больше 80%. Но если лет 15 назад страна была христианской, то сейчас прошло несколько референдумов, после которых легализировали аборты, разрешили однополые браки, отменили в конституции статью, запрещающую богохульство, общество секуляризуется.

Количество людей у Вас на приходе со временем растет?

Да. Если, скажем, лет 10 назад причащалось человек 80, то сейчас может быть 150 – 200 причастников. Среди них немало детей. Православный храм у нас открыт с утра до вечера. В нем есть дежурный, который может рассказать приходящим людям о нашем храме.

А какая у вас подготовка ко крещению (оглашению)?

Священники проводят собеседования. Групповых оглашений нет. В основном крестят детей, взрослых — редко.

У вас есть такие, кто только при церкви работает?

У нас есть школы при церкви: воскресная и русская общеобразовательная. Есть кружки: музыкальный и театральный. Этим занимается российское посольство.

А проповедь говорится на русском языке?

Наш настоящий настоятель не очень хорошо владеет английским. Я слышал проповедь Антония Сурожского. Он говорил на русском языке, затем слово в слово повторял на английском. Он продублировал свою же проповедь без листика. И другие наши священники: отец Михаил Гоголев, отец Георгий Завершинский — тоже говорили сначала на русском, потом на английском. Богослужение тоже у нас проходит на двух языках: на церковно-славянском и на английском. Если, скажем, в Дублине богослужение идет в будние дни и заходят англоязычные, то мы и Апостол, и Евангелие читаем по-английски, и вставляется часть богослужения на английском. А в воскресные дни независимо от того, есть ли англоязычные, 40% службы проходит на английском языке.

Митрополита Антония (Сурожского) люди помнят?

Мы его поминаем постоянно. Владыка Антоний учил в человеке видеть прежде всего человека. В Сурожской епархии проходят научные конференции, посвященные владыке Антонию. Приезжают священники, епископы, архиепископы, митрополиты и выступают с докладами.

Как у вас обстоят дела с паломничествами?

У нас очень много православных святынь. Это ранние ирландские церкви, которые остаются до сих пор в руинах. К сожалению, все фрески в них были уничтожены викингами и протестантами. У нас есть гора святого Патрика, которая находится на западном побережье в 250 км от Дублина. Туда ежегодно совершаются восхождения. Она метров 700 высоты. Но, чтобы на нее подняться, приходится преодолевать расстояние в 4 километра. Это занимает 2-2,5 часа ходьбы. Лет пять назад там служили первую православную Литургию. Наверху находится кровать из камней, где спал святой Патрик. Рядом с тем местом стоит католическая часовня.

Католики его тоже почитают?

Католики-ирландцы даже босиком восходят, но последние 250 метров надо идти по камням, это очень тяжело. Тем более, что гора довольно крутая. Есть город Даун Патрик в северной Ирландии. Там находятся могилы святого Патрика, святого Коломбы Айонского, просветителя Шотландии и святой Бригитты — трех светильников Ирландской Церкви.

Что может быть интересным человеку, который не был в Ирландии?

В Ирландии природа красивая, холмистая. Погода очень переменчивая, как ирландцы говорят, 4 сезона в день. И дождь может быть, и солнце, и ветер. В стране бывает много всяких культурных мероприятий. Одно из таких торжеств посвящено дню Святого Патрика. В этот день устраивают гулянье. Существует предание, что святой Патрик перед началом миссии постился сорок дней, и Господь пообещал, что святой Патрик сам будет судить ирландцев в конце света. Также существует предание, что по молитвам святого Патрика за семь лет до конца света Ирландия уйдет под воду, чтобы избежать разрушения и чтобы народ Ирландии избавился от иноземного рабства. У нас даже есть такое выражение «ирландское везение», которое утверждает, что повезло тому, кто родился ирландцем.

Ирландцы необычно относятся к смерти. Считается, что на третий день после смерти наступает пробуждение. У них это время веселья. Оно даже так и называется «вэйк» – пробуждение. Они переживают, но считают, что душа умершего человека идет на встречу к Жениху. Недавно произошел случай, которым я был просто потрясен. У наших соседей ирландцев родилась двойня, мертвые дети. Соседи — католики. Католический священник благословил этих детей, но, конечно же, не крестил. Детей принесли в церковь, дали им имена, помолились и мать написала: «родились спящими», а не «мертвыми».

Вера ирландцев глубокая, а не поверхностная. Если ирландец посвящает себя служению Христу, то он ни одного богослужения не пропустит. Ирландцы-католики знают святых, почитаемых православными: святителя Николая Чудотворца, Василия Великого, Киприана и Иустинью и многих других. Люди молятся перед православными образами, и по их молитвам происходят чудеса и исцеления. К сожалению, православных ирландцев мало. В основном наша диаспора состоит из русских, есть люди из Прибалтики, из Молдавии. Самый первый наш диакон, отец Сергий, из Беларуси (из Могилевской области), регент из Беларуси, старший алтарник также из Беларуси. Почти каждый год к нам приезжают сестры из Елизаветинского монастыря. Они принимают участие в фестивале, выступают с благотворительными концертами, поют у нас на службах.

Для нас важно, что, находясь здесь, в Ирландии, мы вспоминаем и молимся святым, которые принадлежат нераздельной небесной Церкви Христовой. Эти святые зовут нас ввысь, к небу, туда, где все будут едины.

Беседовали протоиерей Виктор Василевич, кандидат богословия и иерей Геннадий Белых.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.