Незаметные чудеса святой праведной Софии, княгини Слуцкой

Одно из важных свидетельств прославления Богом человека – чудеса, совершающиеся и после его перехода в небесные обители. В традиции почитания святой Софии сохранилась память о ее чудесной помощи благочестивым жителям Слуцка в спасении от пожаров, эпидемий, болезней и других невзгод. Но целый ряд ее чудес остался незамеченным.

Хорошо известно, сколь скорбной была земная жизнь святой Софии. Потеря благочестивых родителей в младенчестве, трудная жизнь под опекой иноверных родственников, жизнь, которую она называла «тюрьмой». Подготовка к брачному союзу, сопровождавшаяся конфликтом, едва не переросшим в гражданскую войну. Жизнь в статусе княгини, владелицы богатого княжества, которое было обременено огромными долгами, так что княжеской чете приходилось довольствоваться необходимым минимумом. Потеря детей прежде их рождения и, наконец, смерть при родах в 26-летнем возрасте. «Блаженни плачущии, яко тии утешатся», – написали благочестивые случчане на гробе святой, свидетельствуя и о характере земных духовных трудов Софии, и о ее небесном блаженстве, непреложно обещанном Спасителем мира.

Из духовного опыта Православной Церкви известно, что святые угодники испытывают особую любовь к земле и людям, связанным с их земной жизнью. Именно здесь они совершают свои чудеса и пользуются ответной любовью своих земляков.

Святая София была последним жившим на земле представителем древнего благочестивого рода Олельковичей. Главным сокровищем их жизни было прославление Бога в Православной Церкви, о которой они щедро заботились, будучи ктиторами и Киево-Печерской обители – духовного центра Русской Церкви, и монастырей и храмов в своем Слуцком княжестве. Казалось бы, что со смертью последней из рода Олельковичей некому будет заботиться о Православии. Ведь так много было еще при жизни Софии сторонников его исчезновения с конфессиональной карты Речи Посполитой.

Также из духовного опыта Православной Церкви известно, что заканчивая свой земной путь, святые угодники, предстоя пред Престолом Божиим, делают для своих духов ных детей больше, чем находясь на земле. Так произошло и в небесной славе святой Софии. По смерти своей она смиренно, незаметно совершает великие чудеса, о которых нельзя не рассказать.

Первое чудо состояло в том, что православная церковная жизнь в Слуцком княжестве сохранилась в неизменном виде после ее смерти и при владельцах-протестантах, и при владельцах-католиках. В других регионах Великого Княжества Литовского православные землевладельцы переходили в католичество, своих подданных переводили в унию, и количество православных монастырей и храмов стремительно уменьшалось. Православие стало гонимым меньшинством, принадлежность к которому сулило одни лишь проблемы. Никакими логическими причинами объяснить сохранение православной церковной жизни в Слуцком княжестве в неизменном виде при инославных князьях невозможно. Это она, святая София, предстоя пред престолом Божиим, вразумляла своих земных наследников сохранять святое Православие. В конце XVIII века Слуцкое княжество осталось единственным оазисом Православия в Речи Посполитой.

Второе чудо состояло в том, что именно этот оазис стал малым зерном возрождения Православия на белорусских землях. В 1785 г. настоятель Слуцкого Троицкого монастыря архимандрит Виктор (Садковский), ученик и помощник святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского, был рукоположен во епископа Переяславского и Бориспольского, с пребыванием в Слуцке. В это время владыка Виктор был единственным православным епископом в Речи Посполитой. В том же году в Слуцке им была основана духовная семинария для подготовки православных пастырей, которая доныне продолжает свое служение Церкви и белорусскому народу, являясь старейшим высшим учебным заведением на территории Республики Беларусь. Как некогда КиевоПечерская лавра для Киевской Руси, теперь Слуцк, предстательством святой Софии, стал настоящим духовным центром Православия на белорусских землях.

В 1793 г. владыка Виктор получил титул епископа Минского, а основанная им духовная школа – наименование Минской духовной семинарии, при этом и епархиальное управление, и семинария оставались в Слуцке под покровом святой праведной Софии. С образованием Минской губернии древний Минск начинает свое возвышение, чтобы в будущем стать стольным градом. В 1840–1841 гг. Минские архиепископы и Минская духовная семинария переезжают в Минск. Вскоре, в 1870 г., братия Слуцкого Троицкого монастыря также переводится в Минск, где для укрепления православной духовной жизни образуется СвятоДухов мужской монастырь, главный храм которого является сегодня кафедральным собором Минских митрополитов. В здания же Слуцкого Троицкого монастыря, в главном храме которого остались и мощи святой Софии, переводится братия Грозовского Иоанно-Богословского монастыря, также длительное время опекавшегося Слуцкими князьями.

Но вот пришел ХХ век, пора великих потрясений и испытаний, из которых самым суровым стал воинствующий атеизм новой власти. Были закрыты все храмы и в Слуцке, и в Минске, да и по всей советской Беларуси. В 1930 г. кощунствующие безбожники произвели вскрытие мощей святой Софии в Слуцке, изъяли их и увезли в Минск, в анатомический музей медицинского института, препятствуя этим, как им казалось, распространению почитания святой Софии. Но и здесь святая София вновь совершила чудо.

Всем православным известно определение Промысла Божия. Он есть «непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Господь зло обращает к добрым последствиям! Так и святая София совершила чудо. И зло поругания и изъятия своих честных останков обратила к их еще большему почитанию и прославлению.

Во время Великой Отечественной войны вновь началась молитва в Свято-Духовом храме города Минска, который был преемником традиции Слуцкого Троицкого монастыря. Необъяснимым чудом мощи святой Софии, еще 10 лет назад пребывавшие в Слуцком Троицком монастыре, оказались в минском Свято-Духовом храме, где еще недавно молилась братия Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. Случайное совпадение? Не похоже. Это настоящее чудо святой Софии, которая с присущей ей скромностью и смирением продолжает деятельно участвовать в духовной жизни уже не только Случчины, но всей Беларуси, а больше всего – ее стольного града Минска.

После освобождения Беларуси Свято-Духов храм становится кафедральным собором Минских митрополитов. Повсеместной традицией Православной Церкви стало помещение в главные кафедральные храмы Поместных Церквей, митрополий, епархий святых мощей наиболее значимых святых страны, региона, епархии. Святая праведная София, княгиня Слуцкая, сама избрала Минск и своим пришествием предуказала Свято-Духов собор как главный православной храм столицы Беларуси. Господь же явил нам святую Софию как великую святую Белорусской земли, усердную предстательницу в периоды тяжелых испытаний, стойкую защитницу Православной веры.

В послевоенные десятилетия официального безбожия у мощей святой Софии находили поддержку и утешение многие православные жители Белой Руси. Когда в 1978 г. на кафедру Белорусских митрополитов был назначен владыка Филарет, он своим мудрым святительским сердцем воздал должное трудам и чудесам святой Софии. В 1984 г. скромно и незаметно совершилось прославление прославленной Богом святой праведной Софии, княгини Слуцкой, через включение ее имени в состав новоучрежденного собора Белорусских святых. А вслед за этим начались и новые чудеса святой Софии по утверждению Православия на Беларуси. В честь собора Белорусских святых был освящен и первый храм – в новом здании Минского епархиального управления, где и сегодняпо-прежнему возносит молитвы за Беларусь Высокопреосвященнейший митрополит Филарет, Почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси. После 1984 г. в СвятоДуховом соборе, при мощах святой Софии, совершались рукоположения новых епископов, священников и диаконов, прославления святых угодников Божиих, непрестанно совершалась и совершается молитвао дальнейшем возрастании святого Православия на Белорусских землях.

С 1992 г. минские митрополиты стали носить титул «Минский и Слуцкий», а в 2014 г. впервые в истории древний Слуцк стал центром самостоятельной православной епархии. В двух крупнейший городах епархии – Слуцке и Солигорске – активизировалось православное храмостроительство. 1 апреля 2015 г. в Слуцк, в храм женского монастыря в честь святой праведной Софии, княгини Слуцкой, была перенесена частица ее святых мощей – ее честная стопа. Святая София не оставляет своим чудесами стольный белорусский град Минск, но и ее земная родина – древний Слуцк и молодая Слуцкая епархия не остаются без ее заступничества.

протодиакон Павел Бубнов

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.