Вопрос жизни: редакция отвечает читателям

«Как понять эту строку Евангелия: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу…» Получается, что сатана низвергнут, но имеет право еще о чем-то просить Христа?»

Давайте откроем Книгу Иова. Здесь, в первой главе мы читаем следующее: «И был день, когда пришли сыны Божии (здесь имеются в виду ангелы – прим. ред.) предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благо словил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня» (Иов 1:6-12).

Созвучно словам Книги Иова звучат и слова Евангелия от Луки: «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк. 22:31-32).

«Сеять» – здесь имеется в виду просеивать, отделяя зерна от плевел, от всего постороннего. Этим понятным для земледельцев образом обычно изображались серьезные испытания. Сейчас такие испытания мы можем назвать, например, словом «встряска». Цель сатаны – сбить человека с толку, столкнуть его с пути спасения, «потрясти» его так, чтобы он совсем забыл о Боге. Сатана всегда хочет делать свое черное дело. И здесь у нас возникает естественный вопрос: а почему Бог допускает такое, почему Он позволяет сатане «просить» и трясти человека? А потому, что сущность любви Божией к человеку в том, что Бог оставляет неприкосновенной человеческую свободу выбора между Богом и сатаной. Господь Иисус Христос не говорит, что запретил сатане сеять апостолов как пшеницу, но говорит: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». То есть Господь предсказывает отречение Петра (вследствие искушения сатаны) и как совершенный Человек, молится Богу Отцу о том, чтобы даже после отречения вера Петра не исчезла совсем, чтобы после покаяния в своем грехе, он смог помогать и другим людям преодолевать последствия искушений и падений.

У меня сынок растет, ему 10 лет. В последнее время его стали бить мальчишки во дворе. Муж учит его что надо давать сдачи, чтобы не повадно было. А я ему говорю, что надо быть смиренным и кротким и избегать зла, а значит, уклоняться от драк, в которых можно нанести вред другому человеку. А он меня вчера спросил: «Мама, у меня нога болит, ходить больно. Если я не буду давать сдачи – они же меня покалечат». И я поняла, что не знаю, что надо говорить сыну. Помогите мне, пожалуйста. Как надо воспитывать мальчиков в таких ситуациях?

Господь говорит нам: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Это евангельский идеал, к которому призывает нас Господь. Чтобы идти к этому идеалу и достичь его нужно всегда, когда стоит выбор между общением с Богом и земным благополучием, всегда выбирать общение с Богом и поступаться земным благополучием. Вы спросите, а чем моя выбитая челюсть лучше, чем проученный моей «сдачей» хулиган? Отвечаем. Насилие над другим человеком, в том числе и в оборонительных целях («сдача») не может не затронуть Вашу душу. Нельзя доброжелательно сдать «сдачу». Вы обязательно почувствуете ненависть, злобу, чувство мести, в случае успеха – превозношение. Все перечисленные чувства отдаляют нас от Бога, который прославляет кротких и смиренных, и предостерегает нас от всякой злости и обиды. Если я ценю то, что сказал Господь, т.е. мой душевный мир и мой путь к евангельскому идеалу и к спасению, то для меня меньше значат моя выбитая челюсть, может даже мой выбитый золотой зуб, и даже, если встанет такой вопрос – моя земная жизнь, чем моя вечная жизнь. Я не могу отказаться от вечной жизни ради 70 лет (или сколько там мне еще осталось) этой временной жизни. Именно такой выбор сделали святые страстотерпцы Борис и Глеб, предпочтя смерть от политических конкурентов и вечную жизнь борьбе за власть, всегда переполненной ненавистью и злобой.

Однако святые Борис и Глеб вполне могли справиться со своими «конкурентами», имели для этого все возможности, но сознательно отказались от насилия. Другое дело, когда мальчик в 10 лет просто физически не может противостоять уличным хулиганам. У него пока нет выбора. А Господь желает от нас свободного, а не вынужденного стремления к Себе, к тому идеалу, который Он нам дает. Своему сыну в такой ситуации я бы рассказал о той перспективе, которая является идеалом для христианина и предложил бы записаться в спортивную секцию, где учат приемам самозащиты. И помогал бы ему идти по обоим путям, веря в то, что однажды он сделает правильный выбор.

Меня уже давно волнует вопрос о том, где та грань, между тем, что от Бога и тем, где человек сам сделал усилие и это может вмениться ему в подвиг. Ведь как я пытаюсь себе объяснить, чтобы не возноситься, человек должен понимать, что всё хорошее от Бога, а всё греховное от человеческой повреждённой натуры и его потаканию страстям. Но ведь вменилась же праведность в подвиг Аврааму!

Такой глубокий вопрос свидетельствует о Вашей глубоко ищущей душе. Но, чтобы разобраться в этом вопросе, для начала нужно полностью отказаться от такой терминологии, от слов «заслуга», «подвиг».

Чего же Бог ждет от человека?

Вот большая, по словам Спасителя, заповедь в Священном Писании: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30). «Блаженни нищии духом» – это о тех, кто не знает за собой никаких заслуг и подвигов.

Этими и другими словами, заповедями, советами, Господь подсказывает нам, что для Него важно наше духовное СОСТОЯНИЕ, а не отдельные дела и подвиги. Все, что мы делаем ради Бога – это не подвиги, и не заслуги, а, как говорил преподобный Серафим Саровский, строительные леса при строительстве здания спасения нашей души. Спасает только Бог, только Он исцеляет, очищает, освящает нас. Для нас самый главный подвиг – исполнять все заповеди Божии и знать, что у нас нет никаких подвигов и никаких заслуг. Исполнение заповедей нужно не Богу а нам, они – Его дар нам, указание нам пути счастья. Нам остается лишь всегда благодарить Бога, за то, что Он открыл нам Себя, даровал нам Свое Небесное Царство.

«Кто из вас, имея раба пáшущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, чтó должны были сделать» (Лк. 17:7-10).

 

В Псалтири встречаются фразы с призывом убивать грешников. Разве это не противоречит новозаветному духу?

Здесь нет никакого противоречия. Все Писание, и Псалтирь, и Новый Завет написаны Духом Святым, говорившим через пророков, евангелистов, апостолов. Эти строки крайне важны для нашего спасения.

Вот, к примеру, такая фраза: «Поутру избивал я всех грешников земли, чтобы истребить из города Господня всех делающих беззаконие» (Пс. 100:8). Или еще: «Дочь Вавилона, окаянная… Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень» (Пс. 136:9).

Через святого пророка Моисея Господь заповедует ветхозаветному Израилю: «Не убий», но при этом заповедует применять смертную казнь за целый ряд грехов. Неисполнение во втором случае заповеди Божией тоже являлось грехом. Одно дело убивать в страсти гнева, мести, осуждения. Другое дело – казнь по приговору суда Божия, либо пророка, судьи израильского, либо царя. В Ветхом Завете, до совершения Искупления человечества Христом, когда люди не имели возможности принять исцеляющей их благодати Святого Духа, примеры греха и безбожия были смертельно опасны. Они становились для совершавших их грешников и тех, кто им подражал, причиной вечной смерти. Поэтому те, кто совершал тяжкие грехи, осуждались Богом на казнь – досрочное рождение в вечность – для ограничения и нераспространения зла греха и безбожия среди оставшихся. Это то же самое, что и ампутация – она совершается для того, чтобы оставшийся организм мог жить дальше. Для спасения в вечности этих казненных грешников это было благодеяние, это лучше чем прожить в грехе всю жизнь, а потом вечно страдать. Если бы не было этих жестоких мер, грех и безбожие поглотили бы ветхозаветных людей. Для этого и дан был закон – сохранить людей и знание, и почитание Бога до воплощения Христа. Псалмы отражают этот подход, как писания ветхозаветные.

Но псалмы, как и весь Ветхий Завет – это писания богодухновенные. И Церковь Христова читает эти строки и благодатью Святого Духа и видит теперь гораздо больше, чем видел ветхозаветный читатель. Мы видим, что «что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Мы видим теперь, что истинный источник греха и зла – не грешник, а диавол, во власти которого оказываются безбожники и грешники. И мы понимаем, что бороться нужно с ним, а не с людьми. Мы видим, что регулярно повторявшиеся нами грехи (осознанные или неосознанные) привели к греховным привычкам – страстям. Чтобы от них избавиться, нужно с ними бороться, нужно их в прямом смысле убивать, уничтожать. Мы видим из Священного Писания и опыта святых Церкви Христовой, что грех начинается не с действия, а с греховного помысла, который тоже нужно уничтожать, убивать. И оказывается, та жесткая практика закона ветхозаветной Церкви является подлинным прообразом для выражения духовной реальности и духовного опыта Новозаветной Церкви. Оказывается что Святой Дух, говоривший пророками и созидающий Церковь Христову, еще тогда, в Ветхом Завете уже вдохнул этот смысл духовной борьбы в эти строчки псалмов, а доступен стал этот смысл только тогда, когда Святой Дух просветил сердца новозаветных читателей Псалтири. Эти строчки крайне важны для нашего спасения. Именно поэтому поется трижды 136-й псалом перед началом Великого поста – периодом особой борьбы с грехом.

 

На чем основан обычай в храме целовать крест, евангелие, иконы? Разве есть в Священном Писании указание на это?

Это обычай – из глубокой библейской древности. Целование – это образ приветствия между людьми в древнем мире, в самых разных культурах. В Священном Писании Ветхого и Нового Заветов мы находим множество примеров «целований». Почти все послания святого апостола Павла начинаются и оканчиваются упоминанием «целований», как и сейчас мы пишем в письмах, что тот-то и тот «передает тебе привет».

Мы, конечно же помним евангельскую историю о жене-грешнице, которая не только миром мазала ноги Христа, но и целовала их. «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лк. 7:36-38)

По учению Православной Церкви, почитая образы Бога, Божией Матери, святых, мы почитаем их первообразы – Самого Бога, Его Матерь и Его святых. Целуя Крест и Евангелие, мы целуем Самого Христа, целуя икону Божией Матери – мы приветствуем Ее, то же самое и в случае с иконами святых, с мощами святых. Почему мы можем почитать Бога и Его святых через поцелуй? Потому что это древний обычай, освященный традицией Священного Писания и историей Церкви. Сегодня в нашем обществе в сфере приветствий немного другие традиции. Если человеку, входящему в церковную жизнь трудно сразу принять эту древнюю традицию – можно подождать, пока человек привыкнет. Самое главное в Том, Кого мы почитаем, Кого мы любим, в Кого мы веруем.

 

Подскажите, можно ли мне венчаться с мужем, если для него это просто формальность, а для меня таинство и вера в благодать Божию? Не будет ли это профанацией таинства? И надо ли настаивать на венчании, если супругу это совсем неважно, а для меня – важно, потому что я уверена – без помощи Божией мне одной семью как малую Церковь не создать.

Этот вопрос очень непростой. Каждая пара – это отдельная история, отдельный случай, и не зная всей Вашей жизни невозможно дать полезный ответ. Лучше всего обратиться непосредственно к священнику, которому Вы доверяете.

По существу вопроса можно сказать, что если человек взрослый и в сознании, то для участия в таинствах Церкви от него требуется вера в Бога, желание и готовность принять дар благодати Божией, желание и готовность трудиться над этим даром, возрастать во Христе всей своей жизнью, и семейной, в частности. И если такого желания у него нет, то это проблема. Понятно, что есть желание у Вас. Главное, что Вы понимаете: без помощи Божией тут не обойтись. Вот и просите помощи у Бога, верьте в Его силу.

Наверное, правильно будет приглашать мужа к Венчанию не только словами, но и примером своей, от Христа получаемой любовью, кротостью, снисхождениием, мудростью, открывать этим супругу красоту и силу христианства. Можете считать, что Вам дано от Бога миссионерское задание: открыть супругу радость христианства. Не лекциями, не укорами, не осуждением и отгораживанием своей христианской жизни от его, «нехристианской».

Светите ему светом веры. Вот что говорит нам святой апостол Павел: «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам» (1 Кор. 7:12-17).

Приведите мужа к таинству Венчания. Нежно возьмите мужа за руку и по жизни идите с ним к Богу, к Венчанию, к вере.

Желаем читателям помощи Божией в разрешении всех трудных вопросов жизни!

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.