Заповеди Блаженства: В жизни святых царственных страстотерпцев

Многие, если не все люди, желают себе и своим близким наследовать в жизни будущего века Царство Небесное, однако далеко не все люди понимают, как его можно наследовать.

Святой апостол Павел в послании к Римлянам говорит, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Христос Спаситель перечисляет в Заповедях блаженств те качества, которые необходимо приобрести человеку, чтобы наследовать жизнь вечную. По словам Спасителя, этими качествами души человеческой являются следующие добродетели: смиренномудрие и скромность, сожаление о грехах своих и исправление личных ошибок, кротость, мужество, мудрость, правдолюбие, милосердие, чистосердие, справедливость, Боголюбие и радость. Таким образом, Царствие Божие, нравственно начинаясь у человека здесь, на земле, в его душе и сердце, становится вечным достоянием его души.

Заповеди Блаженств даны Спасителем в Нагорной проповеди (Мф. 5: 1-12).

Святые отцы и матери Русской Церкви во всю тысячелетнюю историю необыкновенно близко восприняли и воплотили в своей жизни святые Заповеди блаженств Христа Спасителя.

Именно исполнение Заповедей Блаженств не по букве, а по духу и есть тот духовный плод, который обязан принести каждый человек в своей земной жизни. В противном случае его постигнет участь бесплодной смоковницы или дома, построенного на песке. Святой Царственный страстотерпец Николай II своей жизнью показал справедливость этих слов, что только исполнение Заповедей Божиих можно унаследовать Царствие Небесное и спастись в вечности.

Смирение как основная христианская добродетель

«Нищета духовная, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), – есть сознание своего падения, сознание необходимости в Искупителе, стремление всем существом к исповеданию Искупившего нас Сына Божия и Бога, Господа нашего Иисуса Христа – плоды борьбы со страстями. Эти плоды – залог вечного блаженства».

Святость, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, наивысшее счастье, какого только может желать человек. О святости святой Государыни Александры Федоровны говорят следующие слова, написанные из заточения о том, как озарена её душа непонятной, необъяснимой радостью и за это она благодарит Господа: «Во всём воля Божия; чем глубже смотришь, тем яснее понимаешь. Ведь скорби для спасения посланы».

Восходя на свою Голгофу, Царская семья прошла все 9 заповедей блаженств. Они прошли Свой путь в Царствие Небесное тесными вратами, отвергая соблазны и искушения, которые могли в любой момент их вытолкнуть с пути ко спасению.

Глубокая вера в Промысел Божий укрепляла святого Николая Александровича и давала совершенное спокойствие духа, которое никогда не оставляло его. «Смирение состоит в том, что бы человек считал себя грешником и не праведным, не настаивал на своем слове, отсекал свои хотения, очи опускал долу, переносил обиды, ненавидел честь и покой, всем говорил: прости мне», как и старался поступать святой государь.

Царица внушала своим детям, что пред Богом все равны и гордиться своим положением не должно, а надо уметь благородно держать себя, не унижая своего положения. «И все это она делала с поразительным спокойствием и величием, не поддаваясь ни панике, ни отчаянию».

Государь получил блестящее образование, одарен был безграничной памятью, исключительной умственной силой, глубокими и многообразными познаниями, сильной дисциплинированной во лей, обладал выдающимися качествами человека и просветителя. Но при этом был очень сдержанным. Таким образом, Царская семья являла собой образ смирения. Для них венцом смирения, духовной нищеты являлось нетленное богатство – Царство Небесное. Только нищий духом сможет окончательно познать свою немощь, и от этого познания он ещё более будет смиряться. А смирение будет побуждать его к плачу о прожитой греховной жизни, что в свою очередь, поможет плачущему исправить свою жизнь.

Плач и печаль о грехах

Ко спасению приводит только покаянный и благотворный плач. По слову святого апостола Павла, «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10). Поставив впереди всех заповедей духовную нищету, Господь показал, что нельзя восходить к другим добродетелям без смирения. Главным же следствием духовной нищеты должен быть покаянный плач, о котором говорится во второй Заповеди блаженства.

У высокомерного нет слез. Он хвалится тем, что никогда не плачет и никогда не заплачет. Сокрушенный и смиренный духом плачет. Его душа всегда полна слез.

У нас есть даже примеры святых, погибших вовсе не за веру, а именно из-за нежелания быть причиной и соучастниками братоубийственных конфликтов. Это и святые князья Борис и Глеб, и Царственные страстотерпцы. Они предпочли погибнуть, но не предстать пред Богом как прямые виновники междоусобия. И если междоусобия не удалось избежать, то это произошло без их вины.

Первая мировая война (1914-1918) стала для святого царственного страстотерпца Николая II началом конца Его последующей жизни.

То, что пережила Царская семья за время своего 16-месячного заточения сначала в Царском Селе, затем в Тобольске и, наконец, в Екатеринбурге, известно только одному Богу.

Два с половиной месяца прожила в Екатеринбурге Царская семья во власти настоящих бандитов, грубых, бесстыдных, разнузданных, от которых веял невольный ужас и отвращение.

Но постепенно озверевшие охранники были поражены той силой христианского смирения и кротости, с которыми вся царская семья переносила мучительное заключение.

По мере приближения к своему исходу, Царская семья достигла, как об этом свидетельствуют их письма из заточения, исповеднической крепости веры, мученического незлобия и всепрощения к своим врагам.

Кротость как добродетель, помогающая человеку быть постоянным

Заповедь о кротости Господь Иисус Христос приводит после покаянного плача. В этом можно видеть указание на то, что только с помощью кротости и незлобия человек способен сохранить покаянное на строение. Праведный Иоанн Кронштадский называет кротость «жемчужиной христианской души».

Все члены Царской семьи были подобны в кротости Сыну Божию. Святой государь Николай II обладал редкой выдержкой и мужеством как к своим подчиненным, так и в отношениях с семьей. Близко знавший его человек писал: «Святой царь не позволял себе ни одного раздражительного слова, ни единого угрюмого или сердитого взгляда».

В высказываниях государя о своих врагах никогда нельзя было уловить ни малейшего оттенка раздражения. На выраженное однажды по этому поводу удивление государь сказал: «Эту струну личного раздражения мне удалось уже давно заставить в себе умолкнуть. Раздражительностью ничему не поможешь, да к тому же от меня резкое слово звучало бы обиднее, чем от кого-нибудь другого». Не только святые царь и царица обладали добродетелью кротости, но и их дети.

Все великие княжны воспитывались в строго религиозном духе и в строгих требованиях внимательного отношения к каждому человеку без всякого сознания своего превосходства, а тем более кичливости своим высоким положением. Царские дети были духовно простые и любящие всё простое, образованные, естественные, нетребовательные, открытые, глубоко правдивы, проникнуты чувством долга, истинно религиозны.

Простота и скромность были отличительными чертами святой царской семьи. Никогда никто из окружающих не слышал от них слово «приказываю».

Святая Царская семья терпела нападки от недоброжелателей. Святая государыня Александра Федоровна переносила все с истинным спокойствием, смирением, так как верно понимала что, «терпение сносить скорби – её прямая обязанность как христианки». Находясь в заключении, святая Царская семья терпеливо и кротко переносила все обиды, насилия и оскорбления, но при этом, если позволяли обстоятельства, святой государь «шел к солдатам, сидел с ними, разговаривал, играл в шашки, проявлял чрезвычайную простоту. он вел к ним и детей».

Из жизнеописания святых Царственных страстотерпцев мы видим, что кротость, как нравственнопсихологическая сила, способна обезоружить агрессивные намерения противника. В этом отношении кротость выступает как принцип этической доблести, нравственной борьбы со злом, которое может быть побеждено только добром. Но как христианская добродетель, как внутреннее, присущее человеческой личности качество души, кротость способна привлекать и восхищать своей нравственной красотой всякого человека.

 

Заповеди Блаженства, данные Спасителем в Нагорной проповеди (Мф. 5: 1–12): Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно

Алчущие и жаждующие правды и их духовное насыщение

Вообще алкать и жаждать – значит сильно, мучительно и томительно желать. Правда состоит из двух частей: знания истины и применения истины. Все, что человеку необходимо знать и делать, чтобы приблизиться к Господу Богу и угодить Ему, названо одним словом – правда. Этой правдой жили святые Царственные страстотерпцы и насытились сполна.

За любовь к православной Отчизне, за стремление к тишине, покою и миру во всем Божьем мире, за верность Господу, за служение справедливости, сторонниками иного миропорядка, основанного на страхе, корысти и насилии, святому царю была объявлена беспощадная война. Всё было против кроткого, чистого и любвеобильного царя, чтобы в страшный час борьбы против него он остался один.

Отсюда следует вывод, что блаженны алчущие и жаждующие правды именно не пассивно, незлословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Отсюда следует вывод, что блаженны алчущие и жаждующие правды именно не пассивно, не только умом, но волею своею стремящиеся исполнить Закон Божий – вечную правду Творца. И эту правду святые Царственные страстотерпцы исполнили до конца, неся её с большой верой во спасение в вечности.

Милосердие как добродетель, помогающая человеку быть человеком

Из всех дел правды Господь выделяет милосердие, желая, чтобы мы не рассеивались, но упражнялись в этом светоносном деле, развивая в себе богоподобное свойство. По словам святителя Иоанна Златоуста «милосердие более всего делает человека человеком».

Самая большая жертва – это отдать жизнь за ближних своих. Эту милость явил Христос всему роду человеческому. Эта милость так огромна, что она больше не называется милостью, а меняет свое название и называется любовью.

Такими были милосердными, жертвенными и глубоко любящи ми святые царственные страстотерпцы. Их подлинная любовь не была показной, а была совершенно естественной, не гордясь и не тщеславясь своей благотворительностью и смиренномудрием.

Известен такой случай. Одна еврейская женщина, не имевшая права въезда в Петербург, и получившая отказ в этом, обратилась на высочайшее имя с просьбой, разрешить ей приехать к больному сыну. На что святой государь наложил резолюцию, в которой было замечено, что не может быть такого закона, который не позволил бы матери приехать к больному сыну.

Как теперь подлинно установлено, святой любвеобильный царь тратил на дела благотворительности и неожиданную помощь колоссальные суммы из личных средств, ограничивая в тоже время себя в личном обиходе. Он носил много раз штопанную одежду. Через любимую учительницу своих детских лет, имевшую к нему доступ во всякое время, святой государь освобождал от платы учащихся своими взносами и отпускал крупные суммы на благотворительность из своих личных средств.

Когда старшей дочери Ольге Николаевне исполнилось 20 лет, она получила право распоряжаться частью своих денег. Её первой просьбой было разрешение оплатить лечение ребенка-инвалида, которого, выезжая на прогулки, она часто видела ковыляющего на костылях, и слышала, что родители ребенка слишком бедны, чтобы платить за лечение.

Святая Александра Федоровна ещё до начала Первой мировой войны занималась созданием в России целого ряда благотворительных учреждений. Она на личные средства организовала в Царском Селе школу нянь с приютом для сирот на 50 человек. Кроме того, святой был основан инвалидный дом на 200 человек для инвалидов Русско-японской войны 1904-1905 годов, в котором изувеченные солдаты доживали свой век.

Святые царственные страстотерпцы всё делали с любовью, милостью и состраданием. Подобно тому, как источник света источает вокруг себя свет и тепло, так любвеобильное сердце источает на других любовь и милосердие.

Чистота сердца как добродетель, помогающая человеку видеть Бога

Чистота сердца зиждется на милости, а милость говорит о чистоте души, чистом сердце. Так как сердце – это средоточие души. Чистое сердце – это зеркало, в которое любит смотреть Господь. «Оказывая окружающим милосердие, Спаситель призывает своих последователей к очищению сердца. Христианин не должен забывать и о своем личном духовном совершенствовании. Поэтому после заповеди о милосердии Спасителем Спаситель призывает своих последователей к очищению сердца».

Святые отцы указывают некоторые признаки истинного чистого сердца. Преподобный авва Исайя, например, утверждает, что чистота сердца доказывается нерассеянной молитвой.

Святой государь искал в людях те черты, которые были Ему присущи. Его простую, незлобивую, застенчивую, беспритяжательную, глубоко верующую натуру тянуло к людям, с душою простого русского человека.

Эту любовь к народу наблюдали все во время многочисленных разговоров его с крестьянами. Святой государь однажды обнял и поцеловал старика, который от волнения и чувств не мог произнести заготовленную речь, ибо эти чувства были святому государю дороже слов. В Тобольской ссылке святой государь и семья иногда выходили на балкон. «Когда народ об этом узнал, то целыми толпами собирался к тому месту…когда выйдут на балкон святой государь и его дети». В преданность и верность себе этого народа он верил до самой своей смерти.

В одном из писем дочери императора святой Ольги Николаевны есть такие строки: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

Чистота сердца является ещё одним принципом христианской жизни и целью бытия на земле человека после грехопадения. И из этого следует, что высшей наградой царственных страстотерпцев является лицезрение Бога.

Миротворчество как добродетель, ведущая к усыновлению Богом

Чистота сердца – это основа мира, тишины и покоя. Не может быть мирным сердце, которое полнится ложными помыслами, безумными желаниями тленного мира и дурными страстями. Господь, ублажая миротворцев, заповедует своим последователям искать мира и держаться его, потому что без мира и святости никто не увидит Господа. Преподобный Петр Дамаскин говорит: «Миротворцы – это те, кто умиротворяет душу и тело подчинением плоти духу, у которых благодать Святого Духа царствует в душе и руководит как хочет». Святые Царственные страстотерпцы имели в своих душах мир и покой – духовную усладу и обладали огромным наслаждением внутри души своей. И это наслаждение никто не в силах был отнять у них.

Кто обладает миром в душе, тот имеет Христа, ибо сказано, что Он есть мир наш. (Еф. 2:14). Святой государь Николай II, проникнутый любовью к человеку и верящий, что и в политике необходимо следовать заветам Христа, по личному побуждению обратился ко всем державам с предложением сократить вооружения и создать третейский суд для решения международных споров. Святой государь неутомимо стремился дать внутренний мир стране, чтобы она могла свободно развиваться и благоденствовать. Но трагично именно то, что ему самому пришлось вести три войны – с Китаем, Японией и Первую мировую.

Революционную болезнь святой государь всегда лечил милостью и прощением, если только искали их. Невеста одного студента, приговоренного к смертной казни по политическому делу, поздно вечером подала флигель-адъютанту святого государя прошение о помиловании. Он не только помиловал, но и отправил его в Крым для лечения туберкулеза.

Из всего вышеописанного следует, что миротворчество духовнонравственно возвысило святых царственных страстотерпцев ещё при их жизни. И эта святая добродетель миротворчества стала для них основным принципом жизни, чтобы через свои добрые дела стать достойными наследниками Царства Небесного.

Мученичество за Христа как высшая добродетель

Миротворец, подчинив благодатью Святого Духа плоть духу, способен переносить гонения за правду. Мученичество за правду – венец добродетели, торжество правды. «И как спокойна совесть, как доволен бывает человек, когда выскажет святую правду, – восхищается праведный Иоанн Кронштадтский, – и как мучит совесть, когда постыдится или побоится высказать её, когда нужно!»

Божия рука хранит Божий закон, и среди людей всегда находятся те богатыри духа, которые идут на внутренние и внешние страдания, на смерть, чтобы защитить истину веры, вечный Божий закон.

К таким героям духа относятся святые Царственные страстотерпцы, которые были гонимы и жестоко замучены за правду, веру и праведность. Святая Царская семья оказалась одинокой, отверженной и чужой миру, как носительница прекрасных идеалов святости среди отпавших от истины людей. В несмолкаемом газетном хохоте и в уличном общенародном глумлении издевались, позорили, клеветали, оскорбляли и уничижали её.

Но в страданиях и испытаниях умножается духовное ведение, познания себя, своей души. Устремленность к жизни вечной помогает переносить страдания и дает великое утешение. Страдание святой царской семьи – величественное, исключительно Христоподобное.

Господь заранее утешил всех Своих верных последователей Своим ублажением и обетованием величайшей награды на небесах, вечного Царства Небесного, и наперед Сам претерпел жесточайшие мучения и смерть, оставив всем нам пример мужества и терпения при гонении за правду.

Без сомнения, святые царственные страстотерпцы наследовали Царство Небесное и вечные обители.

Далеко не случайно то, что завершающая Заповедь Блаженства посвящена гонимым за Христа. Принимая христианское учение и сверяя с ним свою жизнь, мы занимаем совершенно определенную позицию в ключевом конфликте всех времен – борьбе Бога с диаволом, сил добра с силами зла. Ибо зло небезразлично к миру и человеку, не нейтрально: оно подкарауливает и уязвляет тех, кто бросает ему вызов.

Если человек принимает Заповеди Блаженств, то он принимает Самого Христа. А это значит, что высшим законом и высшей правдой его жизни является идеал христианства, за который он должен быть готов пострадать, обретая и в этом идеале, и в его исповедании полноту жизни. Заповедь о гонимых за Христа отличается от всех остальных тем, что они блаженны уже в тот самый момент, когда претерпеваются гонения за Христа. Потому что в момент исповедничества, в страшный миг испытаний с мучениками пребывает Сам Господь.

В первые годы ХХ столетия была развернута невероятная по своему размаху кампания клеветы, направленная на очернение самого облика святого императора и его семьи, чтобы народ охладел к нему, и на подрыв авторитета самодержавия.

За три дня до трагедии святую Царскую семью последний раз навестил священник Иоанн Сторожев, отслуживший обедницу. По его воспоминаниям, «Царственные узники на той службе были как-то по-особому сконцентрированы. А в момент исполнения кондака «Со святыми упокой» (который диакон вместо прочтения почему-то пропел) они встали на колени. Многое, конечно, из события тех дней скрыто. Возможно, Царственные узники уже чувствовали приближающуюся расправу над собой».

В ночь с 3 (16) на 4 (17) июля 1918 года наступил решающий момент страшной для всей России трагедии – хладнокровного убийства всех членов семьи последнего святого Российского императора.

Святые Царственные страстотерпцы были покойны духом, они знали, что их ведут на смерть. Они ясно видели, зачем их ночью разбудили и привели в глухую комнату. Почему они были покойны духом? «Потому что им Бог был Прибежищем и Силой, Помощником в эти трагические минуты (Пс. 45: 1–3). Они имели надежду высшую, которая могущественнее всякой земной силы. Имеющий эту надежду перед лицом смерти не поддается малодушию, но до последней минуты сохраняет присутствие духа».

Святые Царственные страстотерпцы, дыша отныне небесным воздухом любви, молят Бога, чтобы мы вновь правду полюбили и Бога не забыли.

Таким образом, святые Царственные страстотерпцы с достоинством исполнили своей жизнью все заповеди блаженства, терпеливо перенося гонения, бесчестие и страдания за Христа, и при этом имели радость духовную, радость даже среди гонений и скорбей, веря, что кто живет по этим заповедям Спасителя, тому на небесах будет великая награда.

Вера Котович, бакалавр богословия

В июне 2020 г. выпускница Минской духовной семинарии Вера Котович (Отделение заочного обучения, богословскопедагогическая специализация) успешно защитила в Минской духовной семинарии выпускную квалификационную работу на тему: «Исполнение заповедей блаженства на примере жития святых Царственных страстотерпцев».

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.