Земной рай в Жировичах

Ольга Раевская родилась и выросла в Могилеве, сформировалась как иконописец в СанктПетербурге, преподавала в духовной академии Северной столицы, а, вернувшись на Родину, нашла место служения под покровом Пресвятой Богородицы – в Жировичах, где преподает иконописание студентам Минской духовной семинарии.

– Расскажите, пожалуйста, о себе, как давно Вы пишете иконы, где раньше работали и учились.

– Вот уже 18 лет, как я пишу иконы и преподаю иконописание студентам. Мой путь к иконе начался с учёбы в Могилевском художественном колледже искусств (МГКИ), я тогда воцерковлялась и интересовалась иконами. Потом, как на одном дыхании, началась и закончилась учёба на иконописном отделении в духовной академии Санкт-Петербурга (СПбПДА). По окончании обучения, распоряжением Священного Синода с 2006 г. я была оставлена в академии преподавателем иконописи, помощником проректора по воспитательной работе на иконописном отделении, хранителем Церковноархеологического музея. Одновременно с работой в академии я окончила университет культуры и искусств (СПбГУКИ) по специальности «музеевед, музейный педагог». Дипломную работу я тогда посвятила своим студентам иконописцам: «Музей в расширении профессионального образования студентов-иконописцев». Понимая, что без высшего педагогического образования я не смогу в полной мере реализоваться как учитель, поступила в магистратуру педагогического университета (РГПУ им. А.И.Герцена.), его образовательная программа духовно-нравственного воспитания способствовала моему более углубленному изучению образования современных иконописцев и подготовила меня как учителя по дисциплине «Основы православной культуры». Сегодня в российских общеобразовательных школах этот предмет уже введён повсеместно, в связи с чем возникла необходимость в подготовке специалистов по данной дисциплине. Тогда, ещё будучи студенткой, я оказалась в числе преподавателей по работе с учителями общеобразовательных школ, проходящими переподготовку по предмету «ОПК». Надо сказать, что в Беларуси этот вопрос ещё не стоит на повестке дня, и только в отдельных епархиях проводятся занятия для преподавателей, ведущих данный факультативный предмет в школах.

В 2011– 2015 гг. я преподавала иконопись в Санкт-Петербургской академии теологии и искусств для разновозрастной аудитории студентов.

– Как Вы ощущали себя, будучи одновременно и учеником и учителем?

– Работа (в моём случае – написание икон и преподавание) с учёбой всегда шли рука об руку, периодически то мешая друг дружке, то дополняя одно другим. Сложно бывало ощущать себя и преподавателем и студентом одновременно, особенно когда сам молод и обучаешь людей уже преклонного возраста родному тебе богословию практического иконописания, но неизвестному широкой аудитории людей и даже священникам. Говорю это без осуждения последних, так как понять богословие канонической иконы сложно, не зная иконописи изнутри. Однажды сильный конфуз испытала я и вся группа пожилых батюшек, когда мы просто увидели, кто кого будет учить. Некоторые хотели даже покинуть помещение от смущения, но проявили снисхождение и остались, а в конце искренне благодарили за новые открытия для себя. В этом отношении, я всегда шучу, что для внешней солидности мне не хватает объёмов и бороды.

– В прошлом году Вы ездили с мастер-классом в Финляндию. Как в Вашей практике появилось преподавание иностранным студентам?

– Однажды в духовной академии мне пришлось принимать иностранную группу. Как обычно я провела общую экскурсию по музею, академии и по иконописному отделению. В ходе беседы выяснилось, что передо мной члены Союза финских иконописцев, каждый из которых имеет свою иконописную школу по разным городам. Их восторгу не было предела, когда они узнали, что и я преподаю на иконописном отделении. Сразу посыпались узкопрофессиональные технологические вопросы, и у переводчика появились проблемы, она стала доносить им частичный смысл, не владея терминологией. Я же с группой была на одной волне, воочию показывая им интересующие технические приёмы, используя язык жестов. Они и сами не ожидали, сколько могут получить новой информации, поэтому смотрели на меня с большим интересом, не желая отпускать. Так с 2010 г. к моим русским студентам присоединились и зарубежные. Началась новая ежегодная практика работы с преподавателями иконописи из Финляндии. За всё время я побывала у них 8 раз, встречи организовывались в разных городах Финляндии и России.

– Каким образом Вы оказались в Жировичах?

– Начнём с того, что я могилевчанка, прожившая в Санкт-Петербурге 15 лет. На одном из юбилеев Петербургскую духовную академию посетил митрополит Филарет, я проводила ему и другим гостям экскурсию по музею. По окончании мы побеседовали, и владыка сразу же обратился к ректору, тогда архиепископу Константину (Горянову), с просьбой не задерживать меня у себя на послушании, а отпустить домой, сказав, что «нам такие нужны». После того меня командировали в Минск на встречу к митрополиту Филарету, принял он меня очень радушно, сам наливал чай… Воспоминания прекрасные, Он, конечно, человек с большой буквы. С его референтом я посетила основные места в Минске на выбор для трудоустройства, но владыка Константин меня всё ещё не отпускал. С тех пор прошло много времени, в академии менялись ректоры, я вышла замуж, во время декретного отпуска меня всё чаще стала одолевать мысль, что я нужна на Родине. Эта мысль не давала мне покоя. Приехав к родителям в Могилев, с болью в сердце наблюдала я иконы наших храмов. Тогда мы с мужем решили испытать судьбу и переехать в Беларусь. В родной Могилевской епархии я предложила создать иконописную школу, мастерскую, проводить лекции по иконописи для прихожан, однако владыка Софроний меня ориентировал на другие города и духовные учебные заведения. Поняв, что «несть пророка в отечестве своем», я обратилась к владыке Гурию и он, чуткий к сфере иконописания и радеющий о его развитии, пошёл навстречу нашей семье. Принял нас в семинарии, предложив прекрасные условия для проживания. Так я стала преподавать иконописный курс для учащихся семинарии, а моего мужа трудоустроили в экономскую службу. Видимо, вмешалась и Сама Божья Матерь, чтобы мы оказались именно здесь, ведь я родилась в день празднования Её иконы.

– Вам нравится в Жировичах? Такой резкий переход – из большого города – в сельскую местность, как Вы это восприняли?

– После российской Северной столицы Жировичи стали для меня земным Раем. Природа – неиссякаемый источник вдохновения! Город для моей души – красивая клетка, в которой птенцу под присмотром удобно учиться летать, получать навык жизни, но взрослой птице, чтобы полноценно жить, нужен простор. Я очень свободолюбивая личность, которая долго, с детства жила в городе и тяготилась им, а здесь, в Жировичах, на просторах свободы, я чувствую полёт жизни, её полноту. Мне не хватает дня, я смакую каждое мгновение и во всём чувствую Бога. Господь вдохновляет на иконописное творчество, работу на земле: огород, выращивание цветов, даже завели кур… В прошлом году в магазине на кассе мне вручили газету, сказав, что я вошла в число людей года Слонимщины, – 2 года подряд я лечила, растила и содержала аистов.

– Вам нравится работать со студентами семинарии?

– Мне очень нравится учить иконописанию! На работе у меня всегда хорошее настроение. Цель моей работы с семинаристами – научить их видеть икону духовным зрением, разбираться в качестве письма, ведь храм – место особого присутствия Божия, где образы духовного преображённого мира должны приближаться к совершенству, насколько это возможно. Постигая азы иконописания, учащиеся на практике видят зависимость результатов их усилий от своего внутреннего духовного мира. Да, состояние иконописца должно быть в мире с Богом и окружающими. Ребята семинаристы – наше будущее Церкви, от того, как они будут понимать каноническую икону сегодня, зависят и их проповеди завтра, ведь богословский анализ художественного образа помогает расширить их кругозор на пути преображения себя и тысяч вокруг них.

– У Вас есть проекты на будущее, связанные с Вашей педагогической деятельностью?

– Хотелось бы проводить курс по богословию иконописи всем желающим, ведь это один из способов познания Бога. Не учить людей понимать икону – всё равно, что не учить их грамоте духовной. Конечно, не всякий может писать икону и стать иконописцем, для этого нужно всю жизнь посвятить этому служению Богу, как и всякой другой серьёзной специальности. Например, мы можем научить человека оказывать себе и другим элементарную медицинскую помощь, научить пониманию, что операцию должен делать специалист, посвятивший жизнь своему делу, а не тот, кто окончил даже трёхгодичные фельдшерские курсы.

Хотелось бы дать возможность всем желающим прикоснуться на практике к иконописанию. Можно было бы делать проекты соборного написания образа. Ведь из более древней церковной практики мы знаем, что над иконой трудилась целая группа людей, артель, сообща. А сегодня почему-то для некоторых даже верующих людей это может показаться странным и ненужным, мол, сидит себе иконописец и трудится один для всех, а ведь гордость в таком случае сидит с ним рядом. Гораздо сложнее и полезнее работать людям сообща. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них», – говорит Господь, и вновь, наставляя апостолов: «Идите и научите вся народы». Господь не делит людей, туда идите, а к этим не ходите проповедовать. Он объединяет всех! Так и мы должны принимать всякого, приходящего ко Христу, желающего послужить в деле прославления Бога и на ниве иконописания в том числе. Порой через Образ Божий без слов проповедует Сам Бог, касаясь сердца человека, а нам, посвятившим себя служению Богу, нужно не замыкаться в себе, а предоставлять возможность и другим прикоснуться ко Христу. Это тоже миссия посредством языка искусства. Так, например, воплотилась в жизнь соборная роспись новой трапезной Успенского монастыря – «Вечеря в Еммаусе», по молитвам и благословению владыки Гурия, усилиями студентов семинарии, при участии покойного владыки Петра, монашествующих, приглашённых студентов художественных колледжей, гостей. Совместно с учащимися заочного и очного отделений МинДС мы заканчиваем совместный проект по работе с образом преподобного Паисия Святогорца. В процессе работы проект по соборному написанию святых в земле Жировичской просиявших.

Хотелось бы написать учебное методическое пособие для начинающих иконописцев и студентов семинарии.

Хотелось бы, чтобы наши лучшие иконописные работы периодически печатались в наших духовных изданиях, чтобы в будущем мы могли издать свой каталог иконописных работ МинДС.

Хотелось бы, чтобы наши лучшие иконописные работы находились в ряду других на выставочных площадках, посвящённых духовному творчеству страны.

Хотелось бы, чтобы на базе нашей духовной школы проходили тематические конференции и мастерклассы, посвящённые церковному искусству и церковной живописи для обмена знаниями и опытом приглашённых мастеров ближнего и дальнего зарубежья; чтобы происходило сотрудничество с художественными учебными заведениями.

Хотелось бы, чтобы мы переняли опыт ведущих духовных школ в проведении экскурсий семинаристами по иконописным мастерским для широкого круга паломнических групп наряду с экскурсией по семинарии, музею, монастырю.

Хотелось бы, чтобы в будущем студенты иконописного и регентского отделений и семинарии могли проводить занятия воспитанникам воскресной школы, набираясь педагогического опыта, вдохновляя своим примером к церковному служению подрастающее поколение.

Хотелось бы, чтобы в Беларуси на базе духовных школ был создан экспертный совет в области иконописания или Союз иконописцев Беларуси, который мог бы упорядочить положение дел в иконописной сфере страны, способствовать профессиональному росту будущих иконописцев. Это масштабный соборный проект, требующий усилий от всех нас, посвятивших жизнь служению Богу и людям.

– Благодарим Вас за беседу, желаем всесильной помощи Божией и заступничества Царицы Небесной в Ваших трудах.

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.