Эдемский сад

Усадьба Александра Солтана «Старые Жировичи», куда пастушки принесли чудотворную икону после обретения, не исчезла. Сегодня на ее месте развивается «Эдемский сад» — уникальное начинание Жировичской обители.

Имение Жировичи на Слонимщине существовало с незапамятных времен. К 1470 г., когда его владельцем становится Слонимский наместник Солтан Александрович, сын подскарбьего Великого Княжества Литовского, оно включало в себя деревни Мироним, Русаково, Залесье, Завершье, Окуниново, Литва, Верболоты, земельные угодья, леса и другое доходное имущество. Центром имения была усадьба ее владельца, именуемая местным населением как «Старые Жировичи».

Согласно церковному преданию, в 1470 г. на территории имения Жировичи, на берегу заболоченной поймы реки Щары, произошло чудесное обретение иконы Божией Матери, получившей название Жировичской. Александр Солтан построил на месте обретения православный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и обеспечил его всем необходимым. Особенностью церковной жизни в Великом Княжестве Литовском было то, что большинство православных храмов и монастырей фактически находились в частной собственности их попечителей, которые не только обеспечивали их всем необходимым, но и представляли епископам кандидатов на вакантные священнослужительские места. Вплоть до начала XVII в. Жировичский храм и монастырь находились в частной собственности семьи Солтанов. В 1605-1606 гг. Жировичское имение в результате судебной махинации и несовершенства судебной системы было конфисковано у Ивана Ивановича Солтана и передано представителям новообразованного базилианского ордена. И сам монастырь и усадьба владельца и все деревни с крестьянами стали собственностью Жировичского базилианского монастыря. Что из себя представляло Жировичское имение в начале XVII в.?

Духовным центром Жировичского имения был древний (в документах «старовечный») православный мужской монастырь в честь Пресвятой Богородицы («заложеня Святое Пречистое Богородицы»), в котором находилось две церкви: деревянная Успенская («заложеня Успения Пречистое Богородицы») и каменная («мурованая»). В ряде исторических произведений XVII-XVIII веков говорится, что каменная церковь была в начале XVII не достроена. Однако во всех документах начала XVII в. никаких намеков на незавершенность строительства нет. Обе церкви неоднократно рассматриваются как действующие, упоминается о правах и обязанностях попечителей по отношению к этим храмам. К монастырю относилось отдельное, обособленное хозяйство («фольварк») с особыми землями и людьми. В состав этого обособленного хозяйства входили «двор монастырский Жировичский» пахотные земли, сеножати, болота, рыбные пруды, мельницы, леса большие и малые, бортные деревья (в дуплах которых разводили медовых пчел), места бобрового промысла, леса и места с правом ловли зверей и птиц, озера и речки. В документе 1572 г. также упоминается и «стадо конное з быдлом фолварковым» — табун лошадей и стада других домашних животных. В контексте феодальной системы в зависимости от владельца Жировичского имения находились подданные («поданные тяглые и осадные, челядь неволная» т.е. крестьяне, обрабатывавшие землю хозяина и платившие подати), а также бояре (слуги, выполнявшие разнообразные поручения хозяина) и слуги путные («путь» — это часть хозяйства, к которой относились животноводство, охота, рыбная ловля, сады и огороды).

Помимо монастыря и монастырского хозяйства, к имению Жировичи принадлежал «двор Жировичский», также принадлежали деревни Верболоты (в документах иногда именуется как Верхболоты, современное название – Вержболоты), Залесье, Завершье, Литва, Стеневичи, Русаково (иногда именуется Русаки), Окунин (совр. – Окуниново), Мироним, Сколдичи (Школдичи) вместе с крестьянами населявшими эти деревни и платившими подати своему владельцу.

В 1828 г. Жировичский базилианский монастырь был упразднен, а в 1842 г. все его земельные владения перешли в собственность Российского государства. С 1920-х гг. и до 1939 г. на территории усадьбы жили люди.

В 1942 г. партизанами были сожжены здания усадьбы, чтобы предотвратить занятие их немецкофашистскими захватчиками. После этого местные жители разбирали остатки зданий на стройматериал. После образования в 1946 г. Жировичского совхоза-техникума ему была передана и территория усадьбы.

14 октября 2010 г. территория усадьбы была передана Успенскому Жировичскому монастырю и началось ее возрождение. По благословению наместника монастыря, архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия началось и успешно продолжается созидание зоосада, получившего библейское название «Эдемский сад». Цель этого начинания – показать, как устроен Богом этот мир, как люди жили в Эдемском саду, где люди не боялись зверей, а звери не боялись людей. Человеческое общество испорчено грехом, из-за которого в мире есть страх, ненависть, зло. Господь же вновь призывает нас к миру.

Свидетельство «Эдемского сада» к настоящему времени развивается в четырех направлениях: зоологическом, гидрологическом, плодовых и дикорастущих деревьев. Общая территория зоосада составляет 25 гектар.

Зоологический сектор представляет собой просторные вольеры для содержания диких животных и птиц в условиях, приближенных к естественным, а также водоемы для водоплавающих птиц. Среди обитателей зоологического сектора можно увидеть как диких, так и домашних животных.

Особенно радует посетителей зоосада своим веселым нравом медведь Топтышка. Яркими представителями обитателей леса являются лисицы разных пород (белая, красная, обыкновенная, чернобурая), еноты-полоскуны, уссурийские еноты, носухи, сурикаты, шиншиллы, волки, дикобразы, лани, косули. Домашние животные представлены такими видами как лошади, пони, овцы, козы, кролики и др. Водоемы населяют лебеди, дикие и домашние гуси и утки, индоутки, серые цапли. Рядом с ними в пышных кронах деревьев соседствуют скворцы, дятлы, синицы, поползни, совы, кукушки, сойки и др.

Изысканной диковинкой «Эдемского сада» являются страусы, павлины, фазаны разных пород, голуби, декоративные куры.

На территории самой усадьбы существовали три пруда каскадной системы, которые питались родниками и к 2010 г. были заброшены. К настоящему моменту они восстановлены и используются для обитания водоплавающих птиц (утки, лебеди, гуси), нутрий и белорусских болотных черепах.

До 1964 г. при усадьбе существовали семь прудов и три мельницы, питавшихся водой речки Млыновки. В 1964 г. пруды были рекультивированы, были проведены мелиоративные для введения этих земель в севооборот. К настоящему времени восстановлено пять прудов, в которых обитают карп, толстолобик, белый амур, карась, щука.

Сектор плодовых деревьев подразделяется на два сада: старый и молодой. Старый сад был заложен ещё в 1953 году и насчитывает 1300 яблоневых деревьев пятнадцати сортов. Молодой сад был заложен в 2013 году – это 1200 яблоневых деревьев сортов Имрус, Алеся и Зимняя лимонная.

Сектор дикорастущих деревьев представляет собой живописный ландшафт из традиционных для данной местности растений с преимущественным перевесом клена, липы, ясеня, дуба и др. Среди них особое внимание привлекает дуб в три обхвата взрослого человека.

Зоосад открыт для посетителей, к радости маленьких гостей установлены детская площадка и батуты. В настоящее время, совместно с Центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Слонимского района осуществляется проект «Зоотерапия в работе с детьми с особенностями психофизического развития», в рамках которого детки с особенностями развития посещают «Эдемский сад» и знакомятся с его обитателями.

Таким образом зоологический сад Успенского Жировичского монастыря является уникальным экологическим центром, позволяющим любоваться творением Божиим, приобщаясь к замыслу Творца.

Протоиерей Димитрий Семуха, бакалавр богословия

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.