И память их в род и род

2020 год ознаменован 75-летней годовщиной величайшего подвига наших отцов и дедов, отстоявших свободу и независимость своей Родины и спасших мир от нацизма. Жировичская обитель, как и вся полнота Русской Православной Церкви, разделила вместе со своим народом тяжелейшие испытания военных лет. И спустя десятилетия она неизменно хранит молитвенную память о защитниках Отечества, которые, не щадя жизни и сил, ковали грядущую победу в Великой Отечественной войне в тылу и на фронте.

 

В 1939 году территория Западной Беларуси была присоединена к СССР. Жировичский монастырь в скором времени. должен был разделить участь храмов и обителей, находившихся в восточной части страны, где к описываемому периоду не было ни одного действующего Православного храма. Однако начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы.  Немцы, нисколько не питавшие симпатий к Православию, вместе с тем не препятствовали восстановлению разрушенной религиозной жизни, рассчитывая таким образом заручиться поддержкой местного населения. Жировичский монастырь в первые же дни войны оказался под немецкой оккупацией.

Находившийся в обители архиепископ Пантелеимон (Рожновский) сумел добиться признания его главой Православной Церкви в Беларуси. Трудами и попечением Архипастыря удалось устоять под натиском националистического движения, желавшего провозглашения автокефалии Белорусской Церкви, также были созданы условия К открытию семинарии для обучения будущих пастырей.

Но одним из важнейших начинаний, которое благословил Владыка Пантелеимон, стало миссионерское путешествие, предпринятое насельниками Жировичской обители — архимандритом Серафимом (Шахмутем) и иереем Григорием Кударенко. Им предстояло реороганизовать разрушенную в довоенный период приходскую жизнь в пределах Восточной Беларуси. Предпринятые труды имели обильные плоды, выразившиеся в 74 отрытых храмах и тысячах, и тысячах людских душ и сердец, обратившихся ко Господу.

Невзирая на всевозможные антирелигиозные запреты, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) постоянно ободрял в своих посланиях и проповедях верующих, призывая «всех православных на защиту священных границ родины», В январском послании 1942 года, обращаясь к жителям оккупированных территорий Владыка писал:

«Есть же и в ваших областях люди, готовые жертвовать своим покоем или достатком, а то и всею жизнью во имя верности Церкви и Родине. Слухи о подвигах партизан доходят и до нас, немало и нас одушевляя — на всенародное дело. Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и одобрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга пред Родиной и лишний шаг к вашему собственному освобождению от фашистского плена».

На территории Беларуси партизанское движение развивалось особенно активно. Нередко в нем принимали участие и священнослужители. На оккупированных землях они часто являлись единственным связующим звеном между населением и партизанами. Священники укрывали красноармейцев, отставших при отступлении от своих частей, военнопленных, сбежавших из лагерей, также вели патриотическую агитацию среди населения, сами вступали в ряды антифашистских отрядов.

Иногда же среди партизан встречались воинствующие атеисты, видящие в священнослужителях исключительно идеологических врагов и предателей Родины, которых необходимо уничтожать. Жертвой этих людей стал один из наместников Жировичекого монастыря, архимандрит Серафим (Кудрявцев), отравленный в 1943 году партизанкой и погребенный позже за Явленским храмом.

История военных лет являет нам множество примеров заступничества Господа и Его Пречистой Матери как над Отечеством нашим, так и над святой обителью. Монастырь хотели взорвать отступавшие гитлеровцы; при наступлении советских войск был отдан приказ об артобстреле; летчикам приказывали сбросить на монастырь бомбы; в храмах устраивали склады с боеприпасами — и только предстательством Богородицы обитель осталась неврежденной. Свидетельства очевидцев и участников тех событий частично описаны в книге чудес и исцелений, хранящейся в Успенском соборе рядом со свечным ящиком.

Водительство и покров Божий ощущали на себе многие участники боевых действий. Некоторые из них дали обещание Господу всецело посвятить себя служению Ему, если останутся живы. В их числе будущий насельник Жировичского монастыря схиархимандрит Митрофан (Ильин), бывший командиром партизанской диверсионной группы, имевший боевые награды, в числе которых и медаль «За отвагу». «Господь чудно хранил мою жизнь, — рассказывал в своих беседах монах-ветеран. — Однажды, когда при переходе железной дороги я отстал от отряда и пришлось пробираться в одиночку, немцы, заметив меня, открыли пулеметный огонь. Но по милости Божией ни одна пуля не попала в меня… При подходе к железной дороге, свой же солдат, не узнав меня в темноте, изо всех сил ударил прикладом винтовки в спину, но я остался невредим…».

Прошло 75 лет с момента окончания самой страшной войны в истории нашего народа, унесшей миллионы жизней. Нои в этом ужасном событии был Промысел Божий, ведь, как свидетельствует апостол Пётр в своем послании, Господь «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3, 9). Митрополит Сергий Страгородский писал: «Надвигающаяся гроза приносит не только одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы…» В результате войны обновилась религиозная жизнь, открылись многие храмы, монастыри, люди обратились к Богу, ведь на войне нет неверующих…

Сегодня Церковь в сотрудничестве с государственными институтами и общественными объединениями стремится вносить свой вклад в сохранение исторической памяти народа, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи. Наш долг — хранить благодарную молитвенную память о бессмертном подвиге тех, кто своей жизнью и своей смертью сохранил для нас мирное небо.

 

Иерей Александр Снежно, помощник Управляющего Новогрудской епархии

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.