Святые источники Жировичской обители

«Радуйся Горо несекомая, источник воды живыя источившая».

Из акафиста Жировичской иконе Божией Матери. Жировичский Успенский мужской монастырь, насчитывающий пятивековую историю, известен своими источниками, проистекающими в разных местах из жировичской земли, освященной явлением Царицы Небесной. С давних пор люди пользуются водой из источников и получают по вере исцеления. В настоящее время известно четыре действующих святых источника, принадлежащих Жировичской обители.

Главный источник Жировичского монастыря располагается под центральным храмом обители – Успенским собором. Источник некогда истекал возле дикой груши, где явилась Жировичская икона Божией Матери в 1470 году. На месте груши был построен деревянный храм, который сгорел при пожаре в 1520 году. Впоследствии вместо деревянного храма был воздвигнут величественный собор, а источник устроен в церковном склепе под собором. Если судить по конструкции здания, прилегающего к главному храму, то вход в источник первоначально осуществлялся со стороны улицы, а с течением времени был устроен со стороны коридора, ведущего в собор. Таким вход в источник нам известен по описаниям монастыря 1930-х годов. В нынешнем юбилейном 2020 году был восстановлен первоначальный вход в источник со стороны улицы.

Архимандрит Николай (Редутто), который был настоятелем Жировичского монастыря в 1852–1883 годах, указывал, что «вера народа всегда питала к этому источнику особенное уважение и приписывала ему чудодейственную силу». Богомольцы, приезжая в Жировичи, с благоговением черпали воду из него и несли ее, как святыню, в свои дома за сотни верст. В дореволюционное время для святой воды из источника специально изготавливались стеклянные бутылочки с изображением Жировичской иконы Божией Матери.

Несомненно, предстательством Пресвятой Богородицы имелось множество случаев исцеления от источника под собором, но нам удалось найти только один случай, зафиксированный в опубликованных изданиях – в 1937 году девочка из деревни Верболоты Жировичского прихода (ныне д. Верболоты Слонимского района – прим. авт.) исцелилась от глазной болезни через промывание глаз водой из указанного источника.

В годы «хрущевских» гонений на Церковь источник был закрыт для посещения богомольцами. Постепенно источник начал заиливаться, а после проведения в окрестностях Жирович мелиоративных работ количество воды в нем стало убывать. Во второй половине 2010-х годов на источнике были произведены восстановительные работы, установлены специальные насосы, благодаря чему вода сейчас прибывает беспрепятственно.

Другой источник, так называемый «дальний», существующий с давних времен, располагается на западной окраине Жирович в месте, известном под названием «Викня». От источника в сторону Жирович протекает ручей с одноименным названием. В начале ХХ столетия источник пользовался у народа славой целебного от глазных болезней. Тогда же стараниями настоятеля Жировичского монастыря архимандрита Аркадия и епископа (впоследствии священномученика) Гермогена (Долганова) (1858–1918), проживавшего на покое в Жировичской обители, над источником была построена деревянная часовня. На праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 1913 года – престольный праздник Жировичской обители – эта часовня, по воспоминаниям современников, была освящена «с большой торжественностью при большом стечении народа». В конце 1930-х годов по свидетельству настоятеля Жировичского монастыря архимандрита (впоследствии архиепископа) Венедикта (Бобковского) (1876–1951) часовня внутри была «расписана православными иконами». На источник часто совершались крестные ходы, где служились водосвятные молебны.

Родственница митрополита Иосифа (Семашко) София Титовна Цебрикова (1874–1967), проживавшая в Жировичах, вспоминала, что в 1940 году, с приходом советской власти, эта часовня кому-то не понравилась, и ее решили сломать. Нашлись желающие снять крест. Некто Ш-ч, парень 17-18 лет полез на крышу часовни и сбросил крест. Этот парень вскоре куда-то исчез, а его неутешная мать так и не смогла узнать, что случилось с сыном.

Впоследствии часовня была разрушена. Во второй половине ХХ столетия бульдозерами неоднократно ровнялась близлежащая к источнику площадь, а сам источник заливался толстым слоем бетона. Но вода из источника все-равно продолжала струиться.

С начала 1990-х годов началось восстановление источника – был сделан колодец, куда собиралась вода, устроена купель, а на праздник явления Жировичской иконы Божией Матери 7/20 мая на источник стали совершаться крестные ходы с водоосвящением. В начале 2000- х годов была построена каменная часовня и освящена в честь святой равноапостольной княгини Ольги. В настоящее время на источнике сооружены две купели для окунания и совершения Таинства крещения.

Третий источник расположен к северо-востоку от обители за монастырскими прудами. Источник с давних времен называется «Иоанновский», так как, по всей видимости, был посвящен святому Иоанну Предтече. В настоящее время источник восстанавливается.

По воспоминаниям С.Т. Цебриковой, в первой половине ХХ столетия, недалеко от Иоанновского источника, посередине центральной улицы Жирович, находился мостик, под которым протекал ручей «Викня», соединявший два пруда, расположенных по обе стороны дороги. На правой стороне мостика находился большой памятник с иконой Крещения Господня (фот 2). На праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня 1/14 августа братия монастыря исходили к этому месту крестным ходом и освящали воду.

В советское время мимо памятника с иконой проходил офицер, который метко выстрелил из пистолета и попал в око Спасителя. В скором времени стрелявший в Спасителя офицер засорил себе глаз, но помощь медиков не помогла – офицер ослеп. В период гонений на Церковь памятник с иконой был разрушен. В настоящее время на этом месте сохранился только ручей «Викня», протекающий в трубах, и пруд с восточной стороны от дороги.

Четвертый источник, так называемый «ближний», расположен на юго-восток от монастыря возле трассы Слоним–Бытень. Заботами наместника Жировичского монастыря архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия этот источник с начала 2000-х годов начал облагораживаться: построена деревянная часовня в честь преподобномученика Серафима Жировичского, а также устроены две купели (для мужчин и женщин).

В Успенском соборе находится книга «Свидетельства чудотворений от Жировичской иконы Божией Матери в XVI–XXI вв.», где описаны случаи чудесной помощи по молитвенному предстательству Пресвятой Богородицы. Среди этих случаев есть немало таких, когда люди получали исцеления посредством погружения либо омовения в водах жировичских источников. Поскольку исцеленные не всегда указывали, в каком конкретно источнике они окунались, то порой сложно определить, о каком источнике идет речь: «дальнем» или «ближнем». Тем не менее известно, что в конце ХХ – начале XXI века люди получали исцеления от таких болезней как радикулит, бесплодие, стенокардия, рак кожи, киста головного мозга, шпора в ноге. Также зафиксированы случаи исцеления от неизвестной болезни (врачи не могли поставить диагноз), сильной головной боли, болей в спине, восстановления сломанной перегородки носа, заживления и рассасывания швов после операции.

Несмотря на гонения на Православную Церковь в ХХ веке и предпринимаемые попытки уничтожения святых мест, святые источники по милости Божией сохранились не утратили своего значения. Множество случаев исцелений наглядно свидетельствует о том, что помощь Божия по предстательству Царицы Небесной не иссякает и в наши дни и подается всякому, кто с верой, покаянием и молитвой приступает ко святыне.

Протодиакон Герогий Пшенко, кандидат богословия.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.