Жировичская святыя в 1470-1605 годах

Славный 500-летний юбилей Успенского Жировичского монастыря приглашает нас с благоговением всмотреться в странички истории, прославить Господа и Его Пречистую Матерь за великое множество удивительных даров, которыми одарена весь Жировичская, а с ней и все наше Отечество.

В XV в. православные жители Великого Княжества Литовского, наследники духовной культуры Киевской Руси, предки современных белорусов и украинцев были в непростом положении. Начиная с конца XIV в. великие князья литовские принимают католичество и фактически вступают на путь долгосрочной политической, экономической и культурной интеграции с Польшей. Для православных феодалов, военачальников, предпринимателей, чиновников ВКЛ становится очевидным, что в будущем их земное благополучие будет сильно зависеть от их конфессиональной принадлежности. Что делать в этой непростой ситуации? Сохранить сокровище истинного боговедения, или же, лишившись его, возрастать в приобретении земных сокровищ?

Около 1440 года в семье подскарбьего Великого Княжества Литовского Александра Юрьевича родился сын, которого нарекли Солтаном, а в святом Крещении – Александром. Такая традиция двойных имен восходит еще к святому равноапостольнмоу князю Владимиру (в крещении – Василию) и его святым сыновьям:

Борису и Глебу (в крещении – Роману и Давиду), Ярославу Мудрому (в крещении – Георгию). В прижизненных русскоязычных документах он именуется Солтаном Александровичем, а в церковных книгах к этому добавляется и его крещальное имя. В позднейшей литературе он чаще именуется Александром Солтаном. В 1467-1469 гг. он совершил паломничество в Иерусалим, по пути посетив глав многих европейских монархий. По возвращении на родину, около 1469 г. Александр Солтан был назначен великим князем литовским Каземиром Ягеллоном Слонимским наместником. Однако ни служба при дворе монарха-католика, ни знакомство с европейскими монархами, не изменили православного образа жизни и веры Александра Солтана. Как это было принято в то время, приятным приложением к государственной должности был ряд земельных владений, которые позволяли их владельцу безбедно существовать и ревностно нести государственную службу. Одним из таких великокняжеских даров новоназначенному слонимскому наместнику стало имение Жировичи, в состав которого входили несколько деревень с крестьянами, обширные земельные угодья, леса и другое доходное имущество. Центром имения была усадьба владельца, место, известное как Старые Жировичи, где сегодня располагается усадьба-зоосад Жировичского монастыря, о которой мы расскажем более подробно в отдельной статье. В состав имения входили деревни, существующие и поныне: Мироним, Русаково, Литва, Верболоты, Окуниново. В четырех километрах от Старых Жирович находится обширная заболоченная пойма реки Щары, на берегу которой в те времена рос густой лес. Само название «Жировичи» происходит от церковно-славянского слова «жир», которым обозначалось хорошее, обильное пастбище, «жировать» значило «пастись», а в более широком смысле – хорошо жить, в изобилии и достатке. Отголосками именно такого древнего значения этих слов являются выражения современного русского языка: «не до жиру, быть бы живу» и «жировать».

Однажды в солнечный майский день, пастушки Александра Солтана привели хозяйское стадо на опушку того самого леса, где животные могли в прямом смысле этого слова «жировать». Вдруг детки заметили, что из ветвей цветущей дикой груши исходит яркое сияние. Подойдя ближе, они заметили, что свет исходит от маленькой иконочки Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Христом на руках. Мальчик по имени Петр благоговейно снял икону, дети отнесли ее в усадьбу хозяина имения, передав драгоценную находку самому Александру Солтану. Однако он, увлеченный, как и мы сегодня, житейской суетой, не придал особого значения находке, положив ее в особую шкатулку. Через некоторое время, принимая у себя важных гостей, Александр вспомнил про находку и решил показать ее гостям, но шкатулка оказалась пуста. Он все еще пребывал в недоумении, и тут ему доложили, что детки-пастушки снова принесли ему иконку, обретенную уже во второй раз на той же самой дикой груше. Чудесное исчезновение и вторичное обретение растопили холодное равнодушие. Александр Солтан с благоговением принял священную находку и, не медля, отправился на место обретения. Здесь он с горячей молитвой и покаянием исповедал свое пренебрежение к святыне и распорядился вырубить часть леса и построить церковь в честь Пресвятой Богородицы. Вскоре храм был построен, святой образ, получивший наименований «Жировичский» был перенесен в новопостроенный храм, в нем начались регулярные богослужения. Жировичский образ запечатлен на маленьком плоском камне овальной формы, размером с детскую ладошку. На нем Пресвятая Дева Мария держит Своего Божественного Сына на правой руке, а левой указывает нам на Него как на Спасителя мира. Богомладенец Иисус Христос нежно прижимается Своим ликом к Пречистой Матери, левой рукой обнимая Ее за шею, а правую простирает к Ней, также указывая нам на Богородицу – Честнейшую Херувим, достойную нашего прославления.

В христианском мире почитаются сотни образов Пресвятой Богородицы, которые традиционно разделяют на несколько основных типов, среди которых наиболее известны Знамение, Одигитрия и Умиление. Жировичская икона относится к типу Умиление, или «Милующая», по-гречески «Елеуса». Последнее слово происходит от слова «элеос», которое очень часто используется в Священном Писании и переводится на славянский язык как «милость». «Исповедайтеся Богу Небесному, яко благ, яко в век милость Его!» – этот молитвенный призыв только в 135-м псалме повторяется 26 раз! По Своей неизреченной милости – любви – к нам, людям, Господь воплотился от Безневестной и Пречистой Девы Марии, претерпел все скорби земной жизни даже до Крестной Смерти, воскрес, вознесся на небо и ниспослал от Отца Духа Святого. И Жировичский чудотворный образ являет эту милость Божию роду человеческому: Дева Мария указывает нам Спасителя мира, а Ее Божественный Сын – указывает нам Свою Пречистую Матерь, Молитвенницу за каждого, кто просит Ее помощи. К богородичным иконам типа Умиление относятся такие почитаемые иконы, как Владимирская, Донская, Почаевская и другие.

Александр Солтан, следуя примеру своих родственников, которые также были щедрыми попечителями православных храмов и монастырей в Великом Княжестве Литовском, и вверенный ему Жировичский Успенский храм также обеспечил всем необходимым – священнослужителями, богослужебными книгами, церковной утварью. Даже сегодня, спустя полтысячелетия, мы можем найти свидетельства внимательной заботы Александра Солтана о Жировичском храме. В 1471 г. по его заказу в Владимире Волынском была переписана Псалтирь Толковая блаженного Феодорита Кирского, а в 1487-1488 гг. – годовой комплект миней – богослужебных книг, содержащих тексты песнопений святым и праздникам на каждый день года. Среди прочего драгоценного имущества в ризнице Жировичского храма находились позолоченный крест и серебряное кадило, что даже сегодня является редкостью и в столичных храмах. В дополнение к должности Слонимского наместника, Александр Солтан вскоре также был назначен наместником Новогрудским и Бельским, а также господарским маршалком, т.е. одним из ближайших советников великого князя. По его поручению он неоднократно ездил в Москву для переговоров с великим князем Московским Иваном III Васильевичем. После смерти великого князя литовского Казимира, его сын Александр, избранный на великокняжеский престол, в 1493 г. издал подтвердительную грамоту Александру Солтану на имение Жировичи, что было обычной практикой того времени. Возможно, что Александр Солтан имел желание основать на месте явления иконы монастырь, однако первые сведения о существовании Жировичской обители относятся уже к времени после его смерти, которая случилась около 1495 г. Единственным наследником его обширных владений стал несовершеннолетний сын – Александр Солтанович. Придя в совершеннолетие, в 1507-1517 гг. он добился в судебном порядке возвращения части церковного имущества, незаконно присвоенного его опекунами – Иваном Литавором и Ядвигой Хрептовичами. Согласно церковному преданию около 1520 г. в Жировичском Успенском храме произошел пожар. В одном историческом произведении середины XVII в. говорится, что в том пожаре «сгорел весь монастырь с храмом», что является на сегодняшний день самым ранним упоминанием о существовании православного монастыря в Жировичах. Пожар стал трагедией для Александра Солтановича, священнослужителей, монашествующих и жителей имения. Несмотря на все усилия, они так и не смогли отыскать на пепелище чудотворную икону.

Через некоторое время детки, которые возвращались домой с занятий из церковной школы, увидели на огромном камне, находившемся недалеко от места первого храма, чудесное явление – Саму Пресвятую Богородицу в окружении сияющего света. Чистые сердцем дети сподобились явления Небесной Царицы как ознаменования и подтверждения Ее покрова и милости к Жировичам, месту, где прославляется Ее Божественный Сын и Она – Его Пречистая Матерь. Явление Божией Матери людям – исключительное событие в истории Церкви. Пречистая являлась святым, стяжавшим особое дерзновение перед Богом – преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим подвижникам. Избирала Она Своими посещениями и явлениями и отдельные места, как, например, святую Гору Афон, Иверию – современную Грузию, Киево-Печерскую лавру, Дивеевский монастырь. Своим явлением на камне в Жировичах Пресвятая Богородица благословила и избрала и этот уголочек белорусской земли как место святое, место, где люди получают обильные и щедрые дары от Бога.

Опомнившись, дети пошли звать священнослужителей. Когда к камню прибежали взрослые, то увидели на нем слегка опаленную огнем пожара чудотворную Жировичскую икону и горящую свечу перед ней. После пожара сгоревший храм был отстроен заново, а на месте явления Пресвятой Богородицы была построена деревянная часовня, впоследствии перестроенная в каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, именуемый также Явленским.

Александр Солтанович продолжал заботливое попечение о храме Жировичской обители. В 1545 г. по его заказу были переписаны две рукописные богослужебные книги, дошедшие до наших дней – Требник и Богородичник (эти книги были подробно рассмотрены в отдельной статье. См.: Ступени, № 1(77) 2020).

Уже в первые годы после явления чудотворной иконы начали записываться чудеса, совершавшиеся по молитве к Божией Матери. До наших дней сохранились упоминания о древнейшей книге записи таких чудес, начатой в 1538 г. Около 1558 г. по молитве перед чудотворным образом произошло удивительное чудо. У благочестивых родителей тяжело заболела девочка Ирина. В надежде на исцеление родители повезли девочку в Жировичскую обитель, однако в дороге девочка умерла. Вместо просьбы помолиться о выздоровлении своей дочери, родители просили иноков совершить чин ее отпевания. Когда началась заупокойная молитва совершилось чудо: девочка воскресла. В последствии она приняла монашество и стала настоятельницей одного из монастырей в Пинске. В последующие столетия, даже до наших дней, были зафиксированы сотни различных чудес, произошедших по молитве пред чудотворной иконой.

Сын Александра Солтановича, Иван Александрович Солтан, вступивший в управление Жировичским имением не позже 1555 г., приступил к заготовке материала, и, возможно, начал строительство каменного Успенского храма. У Ивана Александровича Солтана родилось четыре сына: Александр, Давид, Ярослав и Иван. После смерти отца управление Жировичским имением и монастырем перешло к Ивану Ивановичу Солтану. Он продолжал начатое отцом строительство Успенского собора.

В 1569 г. была образована Речь Посполитая – государственное объединение Королевства Польского и Великого Княжества Литовского, а в 1596 г., вопреки желанию большинства православных жителей Великого Княжества Литовского начала насильственно насаждаться Брестская церковная уния. Согласно ее условиям все православные в Речи Посполитой должны были принять католическое вероучение и подчиниться Римскому папе. Многие православные епископы, священнослужители, монашествующие, феодалы и горожане не принимали унию, и продолжали православную церковную жизнь. Видя непопулярность унии, ее сторонники начали всеми возможными способами отбирать у православных их святыни – храмы и монастыри для того, чтобы православная церковная жизнь совершенно прекратилась. Такая печальная участь постигла и православный Жировичский монастырь. В 1603 г. его попечитель, Иван Иванович Солтан, нуждаясь в средствах для окончания строительства Успенского собора, сдал часть своего имения (в которую не входил монастырь) в аренду предпринимателю из Кобринского повета Ицхаку Михелевичу. В 1605 г. Михелевич был убит, а в убийстве обвинен И. И. Солтан. Суд, заседание которого возглавлял слонимский подстароста Иван Мелешко, несмотря на весомые аргументы защиты, признал И. И. Солтана виновным, приговорил его к выплате огромного штрафа и постановил конфисковать у него все Жировичское имение вместе с монастырем и передать его вдове погибшего. Через год после этого, Иван Мелешко, судья осудивший И. И. Солтана, сам завладел Жировичским имением и монастырем и через некоторое время передал его сторонникам церковной унии. Так православный Жировичский монастырь временно прекратил свое существование.

К 1828 г. многие униатские священнослужители осознали, что выход из ряда кризисных явлений, которые поразили унию – в возвращении униатов в Православие. Именно Жировичский монастырь стал одним из центров, где в эти годы униатские священнослужители заново открыли для себя духовную, богослужебную и аскетическую традиции Православной Церкви, их сыновья получали достойное образование в Литовской духовной семинарии, действовавшей в Жировичах с 1828 по 1845 гг., а затем перенесенной в Вильно. Жировичская обитель внесла свой весомый вклад в воссоединение белорусских униатов с Православием, свершившееся на Полоцком Соборе 1839 г. После этого возродился и Жировичский православный Успенский монастырь.

Жировичский образ, самый малый из чтимых образов Пресвятой Богородицы, обретенный в сложное время испытаний, своим малым видом как бы возвестил православным Великого Княжества Литовского: не бойтесь стать малыми и незначащими в этом мире, возложите все свое упование на истинный Камень веры – Христа Спасителя, Его прославляйте, Его Пречистую Матерь почитайте, и приимите венец нетленный в Небесном Царствии.

Протодиакон Павел Бубнов, кандидат богословия.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.