День благодарения!

автор: Протодиакон Павел Бубнов

Праздник с таким названием можно встретить в зарубежных книгах и фильмах. – вся семья собирается за сытной трапезой и кого-то за что-то благодарит. в православном церковном календаре такой праздник тоже есть и совершается он каждую неделю.

Умеем ли мы благодарить? «Сыночек, тетя тебе подарила конфетку, что надо сказать?» – так мамы с детства учат нас благодарности. Как хорошо всем известно, дети усваивают лишь те уроки, которые родители подают своим примером. Когда папа благодарит маму за вкусный ужин, а мама – папу за букет полевых цветов. Вот так и вырастают дети «благодарными потомками», либо … «неблагодарными чадами».

Умение благодарить – свойство души хорошего человека. А все мы хотим быть хорошими. Вот поэтому совершенно неслучайно Церковь Христова главной молитвой, главным служением Богу сделала таинство Благодарения. И каждую неделю – каждое воскресенье – все мы приглашены прийти на урок Благодарности к Самому Богу.

Именно воскресенье стало днем, когда первые христиане собирались вместе и совершали таинство Евхаристии –– ведь именно это греческое слово переводится как Благодарение. Сам Господь Иисус Христос установил его на Тайной Вечери, накануне Своих страданий. Вкушая Хлеб и Вино этого таинства мы принимаем в Себя Самого Христа Бога. Как же мы этим благодарим Бога?

Вы помните своего любимого школьного учителя? Вспомните! Вспомните, скольким в своей жизни Вы обязаны ему. Разыщите его, пригласите на чашку чая, расскажите о себе, поговорите о школьных годах, об одноклассниках и педагогах. Просто пообщайтесь! Это и будет самой лучшей благодарностью учителю. Вот и Господь, Творец всего мира, ждет от нас лишь одного: нашего внимания, нашего искреннего желания быть с Ним. Когда мы желаем быть с Ним, когда мы принимаем Его в себя, мы благодарим Его, мы совершаем таинство Благодарения.

Закончилась рабочая неделя. В ней были достижения, успехи, неудачи, радости и огорчения. В выходные дни нам хочется отдохнуть, расслабиться, отвлечься. Кто-то занимается домашними делами, кто-то встречается с друзьями или родственниками, а кто-то планирует небольшое путешествие. Все это прекрасно. Но нет ничего прекраснее, чем воспользоваться приглашением нашего Небесного Отца и Учителя, воспользоваться Его гостеприимством, прийти к Нему и принять у себя Его Самого. На этой таинственной встрече мы можем поблагодарить Его за прожитую неделю, попросить благословения на неделю предстоящую, пополнить запас душевных сил, очиститься от всего плохого. Разве это менее важно, чем дача, уборка, шоппинг, поход в гости или поездка на экскурсию – то, чем многие привыкли заполнять воскресный день? Ведь и здесь мы наводим порядок в своей душе, приходим в гости к Богу, совершаем паломничество в Царство Небесное – ведь именно его отблеском является Божественная литургия, за которой совершается таинство Благодарения. А кто-то в воскресенье строит дом или делает ремонт в квартире. А как же наше небесное жилище? Мы уже строим его?

Почему же мы должны приходить к Богу и благодарить Его каждое воскресенье? Почему недостаточно лишь несколько раз в году – на Рождество, на Пасху, на Крещение?

А почему у нас два выходных через каждые пять рабочих дней? Почему не три раза в году? Потому что в процессе развития нашего общества мы пришли к выводу, что без регулярного отдыха производительность труда человека снижается, и так лучше для всех: и для нанимателей, и для работников. И вот Бог, Творец всего сущего, Тот, Кто прекрасно знает нас, еще в глубокой древности подарил нам видение оптимального графика общения с Собой: шесть дней работай, делай все свои дела, а седьмой – Господу Богу Твоему. Посвящая этот день общению с Богом, мы делаем хорошо не Богу, а, в первую очередь, себе. Мы – создания Божии, и без связи со своим Создателем мы теряем смысл жизни.

Итак, в воскресенье, мы приходим в храм, на Божественную литургию, приобщаемся Богу в таинстве Евхаристии, совершая этим Благодарение Богу.

Кто-то может сказать: а за что мне благодарить Бога? У меня одни беды и проблемы, и выхода никакого нет! Ответ на этот вопрос находим в молитвах Божественной литургии, которые священник обращает к Богу от имени всех собравшихся в храме, в которых мы благодарим Бога за то, что Он:

– создал нас и дал нам жизнь;

– упавших в греховную яму поднимает, ушедших от Него принимает;

– ждет нас и не отказывается от нас;

– хочет поднять нас на небо и подарить Свое будущее Царство;

– мы благодарим Бога за все что знаем и не знаем, за те благодеяния, которые мы заметили, приняли и за те, что Он сделал нам незаметно;

И наконец, мы благодарим Его за эту службу, которую Он принимает от нас.

Как же быть с бедами и проблемами? И за них хорошо благодарить Бога!

В Книге Притчей Соломона мы читаем: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его» (Притч. 3: 11). Мы обычно правильно воспринимаем жизненные неурядицы – как наказание – и спрашиваем: «За что?». В библейском языке «наказание» это не возмездие за преступление, а неизбежная часть воспитания, образования. «Наказание» – от корня «каз» – казать, говорить, высказывать, рассказывать, наказ. Если мы воспринимаем скорби как наказание от Бога, это значит, что Бог говорит нам, подсказывает нам путь жизни, дарит нам Свою любовь. Яркой иллюстрацией этой мысли является история праведного Иова. В одноименной библейской книге мы читаем о том, какие ужасные бедствия постигли этого совершенно праведного и чистого человека. Он тоже долго думал «За что мне это?» и, в конце концов, понял: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов 42:5). Видеть Бога, знать Его, общаться с Ним – вот главный смысл и содержание жизни человека. Если человек не может прийти к этой истине сам, Бог помогает ему.

Давайте же придем к Богу сами, будем приходить к Нему каждое воскресенье и впускать Его в нашу жизнь за Божественной литургией, в таинстве Благодарения, чтобы идти с Ним все дни нашей жизни!

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.