Радость Рождества в лирике русских поэтов

автор: Иоанна Думенкова

Пришествие в мир спасителя не оставляет равнодушным многих. русские поэты XIX – начала XX веков творчески обращаются к теме рождества и раскрывают радость праздника.

Рождественская радость поселяется в сердце каждого человека, оставляя надежду на спасение и милость Божию, а также заставляет задуматься о созидании своей души. Святое, вечное, красивое – таким было появление на свет Богомладенца, Который явил образ истинной и жертвенной любви к человечеству. Как в Вифлееме зажглась звезда, вестница Рождения Спасителя, так и в душе каждого горит маяк, призывающий к жизни во Христе.

Русские поэты XIX – начала XX вв. – А.А. Блок, И.А. Бунин, Е.А. Буланина, В.Я. Брюсов, П.В. Быков, И.А. Гриневская, С.П. Киснемский, С.А. Копыткин, А.А. Коринфский, В.К. Кюхельбекер, М.Ю. Лермонтов, З.Н. Гиппиус, С.И. Пономарев, А.Д. Ушаков, А.А. Фет и др. – в своём творчестве обращаются к теме Рождества. Авторы рождественских произведений раскрывают такие подтемы, как ожидание Рождения Спасителя, прославление Рождества Христова, величание Богоматери, путь волхвов, предвестие страданий Христа, надежда на Заступление и прощение Божье.

Пётр Васильевич Быков (1844- 1930) в своём стихотворении «Рождественская звезда» выражает надежду на светлое будущее и подавление зла. Символическими являются эпитеты, используемые автором, чтобы показать контраст мира «до» и «после» Рождения Спасителя («дивный светоч», «пастушьей пещерой убогой», «южного Бога», «с мира ветхого», «мрак суровый», «грубой силы», «Христова ученье», «алчная стая», «святая лучезарная правда»):

С мира ветхого сбросив оковы, Возвещая Христа Рождество, Пронизала она мрак суровый, Чтоб сияло любви торжество.

Появление на свет Богомладенца преображает не только человека, но и весь мир в целом. Автор всем сердцем желает, чтобы Рождество торжествовало повсюду: «И в хоромах и в избах святая // Лучезарная правда цвела».

Федор Владимирович Черниговец (1838-1915) в начале стихотворения «Когда из врат святого Рая» вспоминает грехопадение первых людей: ведет биографию грехов падшего человека («с ближним вел раздоры», «в брате видел он врага», «поработил он брата», «с природой в тягостной борьбе» и др.) Автор подчеркивает, насколько сильно испортился мир после грехопадения, что Бог Отец посылает на землю Своего Сына:

Но вот на землю Он пришёл, Людскую долю Сам изведал, И людям новый Он глагол Из уст Божественных поведал.

Ф. Черниговец пишет о том, как Господь Иисус Христос приходит на помощь каждому нуждающемуся в Нём, но спустя века люди забыли главную заповедь Христову, ибо «душевный рай утрачен снова». Автор призывает людей вернуть «снова мир души» и прийти к жизни во Христе:

Почтим святое Рождество Того, Кто вызвал в нас сердечность, Явивши в Боге — человечность И в человеке — Божество!

В стихотворении «Лежит Он в яслях тих, прекрасен» Семён Петрович Киснемский (1859-1906) чувственно описывает тихую радость, которую сопровождают «ангельское пенье» и предчувствие Пресвятой Девы. Чуткое сердце Матери и тревогу за Сына автор выражает эпитетами «в раздумии глубоком», «духовным оком», а также метафорой «страданий будущих печать»:

Пред Ним в раздумии глубоком Сидит Его Святая Мать И зрит в чертах духовным оком Страданий будущих печать!..

В последней строфе природа олицетворяет радостную весть появления на свет Христа. Славящую Спасителя песнь автор характеризует эпитетами «дивной и святой», что делает слог возвышенным:

И песне дивной и святой Природа чуткая внимала И вся, казалось, трепетала, Исполняясь радостью живой.

Художественные тропы (слова или выражения, употребляемые в переносном значении для создания художественного образа – прим. ред) точно передают настроение и описывают Великое Таинство – Рождение Иисуса Христа.

В стихотворении «Ночь тиха, по тверди зыбкой» Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892) Божья Матерь предстоит уже не «в раздумии глубоком», как у С. Киснемского, а с улыбкой:

Ночь тиха. По тверди зыбкой Звезды южные дрожат; Очи Матери с улыбкой В ясли тихие глядят.

Далее автор говорит о скором приходе волхвов с дарами. Ожидание сопровождается такими эпитетами, как «звездный хор», «слухом трепетным», «горит высоко», «звезда далеких стран». Данный вид тропа характеризует оценочное и эмоциональное состояние в ожидании мудрецов.

Николай Васильевич Реморов (1875-1919) в лирическом произведении «У яслей Христовых» раскрывает чувства Девы Марии и Её обращение к Сыну:

Перед счастливою Марией Младенец в яслях возлежал: — «Ты Тот, о Ком во дни иные Архангел с неба мне вещал!»

Автор описывает не только состояние Богородицы («И в сердце бережно слагала // Слова о Господе своём»), но и Иосифа, который «взирает трепетно», а пастухи тем временем «мир забыв, всему глухи», с молитвой смотрят на родившегося Богомладенца.

Интересное описание ангелов Божьих и волхвов дает Михаил Алексеевич Кузмин (1872-1936) в стихотворении «Ангелы удивленные…», так как использует фольклорный мотив. Обращаясь к ангелам, автор вводит повторы («Слетайтесь по-старому, // По-старому, по-бывалому // На вечный вертеп»), а также применяет обращения, характерные для фольклора («Божьи пташечки, // Райские рубашечки»). М. Кузмин дает и контрастное описание ризы: от «убеленной» до «алой» («Ангелы удивленные, // Ризами убеленные», затем «Над пещерой малою, // Ризою алою // Свивайте свой круг»). Далее автор обращается к волхвам, следующим с дарами к месту Рождения Богомладенца Христа:

Мудрецы восточные, Дороги урочные Приведут вас с ладаном К Тому, Кто отрада нам, Охрана и Спас.

В конце лирического произведения М.А. Кузмин несколько раз обращается к людям с просьбой увидеть и почувствовать то чудо, которое свершилось, когда зажглась Вифлеемская звезда:

О люди, «Слава в вышних Богу» Звучит вначале, как всегда, – Потом и мирную дорогу Найдете сами без труда. Исполнитесь благоволенья, Тогда поймете наставленье Рождественских святых небес.

Фольклорный мотив, сопровождающийся характерными обращениями и повторами, художественные тропы усиливают смысловую нагрузку темы Рождества. Обращение к людям и просьба в заключительной строфе звучат как заповедь автора.

Таким образом, рождественские стихотворения русских поэтов XIX– начала ХХ вв. величают родившегося Христа и Богородицу, высказывают надежду на всепрощение грехов, призывают людей к возрождению собственной души, оставляют заповедь любить Христа и всегда помнить о Чуде. Русский поэт и священник Феодор Пестряков (1862-1911) в стихотворении «Святая ночь» Рождение Спасителя называет «Чудом тайны мировой». Святое, вечное и красивое Таинство Рождения Иисуса Христа авторы описывают с помощью художественных средств, личного восприятия и включения евангельских персонажей, благодаря чему лирические произведения имеют духовное и нравственное восприятие.

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.