Русская смута 1917 года взгляд святителя Тихона

автор: Алексей Демидов

Святитель Тихон, патриарх Московский, был избран на патриарший престол в 1917 г., в период, когда многие беды постигли наше Отечество. Как же оценивал святитель причины этих бедствий?

В 1917-1919 годах святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский, в своих посланиях Церкви раскрывает духовные причины великих потрясений 1917 года.

18 декабря 1917 года в своём первом послании к Церкви святитель Тихон обратил внимание на то, что «в годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные» был избран Патриарх – законный глава Православной Церкви. Далее святитель описывает состояние общества во время избрания патриарха: «испытание изнурительной войной и губительная смута терзают Родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменник и междоусобные брани». Но больше всего святитель обращает внимание на то, что «всего губительнее снедающая сердца смута духовная … от небрежения чад своих, от холодности сердец страждет наша Святая Церковь, а с Нею страждет и наша Российская держава». Вслед за таким неутешительным диагнозом святитель Тихон призывает свою паству к совместному служению в духе и силе, то есть усиленному молитвенному деланию.

В своем первосвятительском послании на Новый 1918 год святитель Тихон отметил, что «минувший год был годом строительства Российской державы». При этом строительство государственности, по слову предстоятеля Российской Церкви, напоминает печальный опыт строительства вавилонской башни (Быт. 11:1-8): «и наши строители надеются сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир … вместо блага приносится горькое разочарование». Далее святитель Тихон перечисляет все те бедствия, которые претерпевает многострадальный православный народ, и сравнивает их с лишениями, которые в свое время постигли израильский народ и описаны в ветхозаветной книге Плач Иеремии. Возникает закономерный вопрос о причине этих страданий. И святитель Тихон дает четкий ответ: «Без Бога строится ныне Российское государство … забыли мы Господа».

В проповеди 27 января 1918 г. на евангельское чтение об исцелении Господом десяти прокаженных святитель Тихон свидетельствует, что в тяжком лихолетии Родины нашей послал Господь огненное испытание веры, но, «друг друга бремена нося» (Гал. 6:2) и «молясь друг за друга» (Иак. 5:16), «пребудем, возлюбленные, в крепком уповании, что Русь Святая, покаянием очищенная, восстанет о Господе, и Всевышний, по испытании, милостиво призрит на Церковь Свою Российскую, в стране нашей, обратив к Себе сердца людей во власти сущих, ниспошлет мир и благоустроение».

В феврале 1918 г. святитель Тихон обратился к пастве с посланием по поводу происходящей в стране Гражданской войны: «В тяжелые дни скорби всенародной приемлю долг вещать вам слово истины и любви: вместе с вами страдаем, вместе с вами скорбим и плачем». Святитель сравнивает русскую смуту 1917-1918 годов с татарским игом, которое постигло русскую землю в XIII веке. Святитель Тихон призывает, во-первых, прекратить взаимные распри и междоусобную брань между красными и белыми, а вовторых, оставив злобу и взаимную вражду, возлюбить ближнего своего по евангельскому завету. Только при таком условии, отмечает Патриарх, возможно духовное возрождение общества под сенью Святой Православной Церкви и мощной защитой оружия веры Христовой.

В послании 18 марта 1918 г. по поводу Брестского мира святитель Тихон замечает, что это не тот мир, о котором молится Церковь и которого жаждет русский народ. Святейший Архипастырь в наступившие святые дни Великого поста вновь и вновь призывает своих верных чад к молитве: «Очиститесь от грехов своих, опомнитесь, перестаньте смотреть друг на друга как на врагов и разделять родную страну на враждующие стороны». Он отмечает, что «все мы – братья, и у всех нас одна мать – родная Русская земля, и все мы чада одного Отца небесного, Которого молим: “Отче наш … остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим” (Мф. 6:12)». В конце послания звучит призыв Святителя Тихона ко всем архипастырям, пастырям, сынам и дщерям во Христе: «Спешите с проповедью покаяния, с призывом к прекращению братоубийственных распрей и раздоров, с призывом к миру, тишине, к труду, к любви и единению … убеждайте всех усердно молиться Господу».

В отеческом слове 8 августа 1918 года святитель Тихон выступает с призывом к всенародному покаянию в грехах в наступающие дни святого Успенского поста. Святитель отмечает: «Грех, тяготеющий над нами, вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и злоключений». Первосвятитель в этом послании рассуждает о причинах продолжающейся «страшной и томительной ночи на Руси и невидного радостного рассвета». Поэтому в дни Успенского поста 1918 года были назначены особые дни (2 и 3 августа) для нарочитого всенародного молитвенно-покаянного подвига.

7 ноября 1918 г., в годовщину прихода к власти большевиков, святитель Тихон обратился с посланием к Совету Народных Комиссаров. Эпиграфом к посланию послужила заповедь Иисуса Христа: «Все, взявши меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). Святитель Тихон отмечает: «Это пророчество Спасителя … к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя “народными” комиссарами … Целый год держите в руках своих государственную власть». Далеесвятитель рассуждает о том, какие обещания давали большевики народу и как они исполнили эти обещания.

В Послании православному клиру и мирянам 8 октября 1919 года святитель Тихон призывает всех верующих чад не вмешиваться в политическую борьбу, напоминая апостольский завет: «блюдитеся от творящих распри и раздоры и уклонитеся от них (Рим. 16:17)». В конце послания Патриарх Тихон напоминает своим чадам: «памятуйте канонические правила, уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях». Святитель призывает к подчинению советской власти в тех её велениях, которые не противоречат вере и благочестию, «ибо Богу должно повиноваться более чем людям».

Рассмотрев послания святителя Тихона, Патриарха Московского, за 1917-1919 годы необходимо отметить, что в этих документах святитель открывает духовные причины русской смуты 1917 года и обращается с призывом к покаянию ко всем верным чадам Православной Церкви. Патриарха Тихона можно сравнить с ветхозаветными пророками, которые неоднократно призывали израильский народ к покаянию.

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.