Добрый Божий мир

Валентин Хорошко

студент 4-го курса Минской духовной семинарии

Мастер-часовщик  изготавливает шестеренки и детали по отдельности, а вместе –  получаются часы, которые работают только при наличии всех деталей. Так и Премудрый Господь создал  все то, что нас окружает, уникальным по отдельности, но совершенным и гармоничным вместе. 

С древних времён известно, что художники и мастера, из рук которых выходят произведения искусства, вкладывают частичку себя в каждое свое творение, так и наш Божественный Творец вложил частичку себя в нас и во всё, что нас окружает. Каждая отдельная часть мира, от песчинки до необъятных океанов и морей, содержит в себе уникальность в структуре и назначении, по замыслу нашего Творца. Весь мир, со всеми явлениями и законами, которые определяют его работу, полностью отвечает тем целям, ради которых был создан: «все соделал Он прекрасным в свое время» (Еккл. 3:11).

Мир возник не случайно, а по Божественному замыслу. Сам же процесс творения мира описывается в книге Бытия от начала и до конца. Каждый этап творения был ознаменован тем, что Бог оценивал Свое творение словом «хорошо» (Быт. 1:10, 12, 17, 21, 25).  Шесть дней творения завершается словами: «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Тем самым Господь показывает нам одобрение всей совокупности сотворённого Им мира.

Каждая часть по отдельности «хороша», а в полноте своей «очень хороша». Эти слова – неизменная характеристика

Богом Своего творения.

По завершении творения мира Господь создаёт того, кто будет «владычествовать над миром» – человека. Бог совершает творение человека не словом, как все составляющие части тварного мира, но своим личным действием: «И создал Господь Бог человека из праха земного»(Быт. 2:7). Это Божественное действие указывает на особое место человека  в мире. Так, святитель Василий Великий по этому поводу писал: «С одной стороны, человек  –  ничто, так как создан из праха, а с другой – нечто великое, т.к удостоился такой чести». Таким образом, человек создан не просто как составная часть видимого мира. Он имеет ближайшее отношение к своему Творцу. Весь созданный мир был дан человеку (Быт. 1:28), но сам человек был призван стать Божиим. Он и его потомки предназначались, как говорил преподобный Макарий Великий, стать «престолом» Божиим, местом Его «почивания». 

Как правило, по сделанным скульптурам, строениям и картинам можно определить автора этих творений, поскольку они содержат в себе характерную черту или образ, присущий только тому, кто их сотворил. В человеке такой чертой является образ Божий (Быт.1:26), которым, по мнению святых отцов, является его свободная воля, а также возможность уподобления Богу через добровольное совершенствование. Поэтому Господь заповедал человеку труд: физический (Быт. 2:15), умственный  (Быт. 2:19–20) и постнический (Быт. 3:3). Но человек добровольно отверг предложенный Богом путь и выбрал более короткую дорогу, предложенную диаволом: «вкусите… и вы будете, как боги» (Быт. 3:5). Сущность этого пути заключается в стремлении приобрести знание, власть, силы и способности незаконным образом, не затрачивая для этого никакого труда, прежде всего нравственного.

Следует заметить, что Предобрый Господь дает первым людям возможность покаяться и получить прощение, но гордость толкает их на путь самооправдания. Адам перелагает вину на жену, тем самым косвенно обвиняя Бога: «жена, которую Ты мне дал» (Быт. 3:12), а Ева, в свою очередь, обвиняет  змия. Отвергнув возможность покаяния, человек сделал невозможным для себя дальнейшее общение с Богом на прежних условиях. Само присутствие Божие становится для человека невыносимым, человек уже не может увидеть Бога и не умереть, не может общаться с Ним лицом к лицу (Исх. 33:20).

В грехопадении человек, обладая свободной волей, совершил противоестественный выбор и тем самым навязал своей природе, а в силу своего центрального положения в сотворенном мире – и всему творению противоестественный способ существования. Грехом в изначально совершенный мир был внесен внутренний разлад (Рим. 5:12).

Смысл наказания за грех в том, чтобы согрешивший на своём опыте узнал, что сотворённый мир не является истинным источником жизни и блаженства, и в этом прискорбном познании освободился бы от ложного обожествления творения и страстной привязанности к нему. Вследствие этого происходит и полное изменение Вселенной – тление воли и сердца и смерть. Единственное, что может преодолеть такое состояние, – подвиг Спасительного Воплощения Христа.

Но и после грехопадения Бог не покинул людей. Это видно из того, что Он дает им обещание о спасении (Быт. 3:15). Ответственность за преступление прародителей была так велика перед Богом, что для уничтожения ее потребовалась такая великая жертва, как сошествие Сына Божия на землю, Его страдание и Крестная Смерть за грехи людей. Господь не мог просто простить человеку этот грех, так как он мог повторяться еще не раз по свободной воле человека. Только уничтожение грешника могло бы уничтожить грех, но уничтожило бы смысл творения мира и человека. Но совершенный Господь избрал другое средство, которое, не уничтожая человека, уничтожило бы грех: Он посылает Сына Своего Единородного, Который Своей Смертью победил смерть: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). Бог постепенно приготовлял человека к принятию спасения. Возникает вопрос: почему спасение людей так долго не совершалось? Потому что быстро размножавшиеся люди сильно грешили. Бог не мог изменить состояние человека из-за того, что Он дал ему свободу воли, которую Он не хотел нарушить. Господь ждал, когда человек сам обратится к Нему, и когда это произошло, Бог помогает человеку, Он посылает ему избавление в лице Своего Сына. Средства для спасения человека были замыслены предвечно. Христос предвечно определен Богом спасать падшее человечество. 

Сын Божий воспринимает человеческое естество от Пресвятой Девы Марии. Поэтому единение Бога и Человека во Христе есть вечное единение Божества с человечеством. Этим единством объясняется спасение во Христе. Человечество получает новые силы, восстанавливается изначальная красота нашего естества. На основе Боговоплощения создается Церковь.

При творении Адама Господь вдунул в него дыхание жизни (Быт. 2:7). Святой Дух, сошедший на апостолов (Деян. 2:1-4), а в лице их и на все человечество, стал источником новой жизни. Спасение полагается в основу новой жизни – в Церкви. Обновление естества должно пройти и через личность, спасение должно стать личным. Личная борьба человека с греховной и страстной природой творит  личное спасение.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.