Как нужно любить врага: урок преподобной Евфросинии Полоцкой

В нынешнем году Белорусская Православная Церковь торжественно отмечает 1030 лет учреждения Полоцкой епархии и Православия на белорусских землях. Мы вспоминаем и почитаем многие славные страницы нашей церковной истории. Среди древних святых Полоцкой земли каждому белорусу известно имя просветительницы земли белорусской – преподобной Евфросинии Полоцкой. И она усвоила и оставила нам урок любви к врагам.

В чем же заключалась просветительская деятельность преподобной Евфросинии? Прежде скупые сведения о ее житии и богословском творчестве совсем недавно существенно обогатились благодаря завершению раскрытия первоначальных фресок храма Преображения, созданных под руководством преподобной. На настоящий момент, по мнению специалистов, Спасский храм занял первое место из всех дошедших до наших дней храмов домонгольского периода по объему и степени сохранности фресок на всем пространстве древнерусской Церкви. До нас не дошли сочинения преподобной, ее высказывания, поучения, но богословское и просветительское содержание росписей Спасского храма, выполненных под руководством и с непосредственным участием преподобной,  является огромным свидетельством. Промыслом Божиим они хранились восемь с половиной веков и отрылись нам – жителям XXI века. Эти росписи не просто раскрыты, но глубоко изучены и описаны, и доступны каждому, кто желает познакомиться с богословским творчеством преподобной Евфросинии Полоцкой. Освоение многогранной богословской программы росписей Спасского храма можно сравнить с прохождением программы обучения в современном духовном учебном заведении. Здесь есть и Священное Писание Ветхого Завета с его пророчествами и прообразами, события и заповеди Нового Завета, история Церкви,

борьба с ересями, гимнография, агиология, аскетика и эсхатология. И самое важное, что все эти темы, все эти направления мудрости церковной осмыслены, привязаны к жизни и, в прямом смысле этого слова, работают. Несомненно, человек, замысливший и реализовавший такой проект, был крупным богословом Церкви, а сам Спасский храм – крупным центром плодоносного духовного просвещения, каковым он остается и сегодня. 

Вот лишь один тезис богословской программы Спасского храма. В конце 1120-х гг. великий князь Киевский Мстислав Владимирович захватил Полоцкое княжество и пленил его князей: отца святой Евфросинии – Святослава и его братьев Давида и Ростислава Всеславичей, а в 1130 г. отправил их в ссылку в Византию, где они и скончались. В росписи ближних к алтарю подкупольных столпов Спасского храма мы встречаем изображения небесных покровителей отца преподобной Евфросинии  и его братьев. На почетном месте противолежащей алтарю грани южного столпа размещено изображение святого великомученика Георгия – небесного покровителя отца преподобной, князя Святослава, в честь которого он был крещен. А в пару ему – на таком же почетном месте, на аналогичной противолежащей алтарю грани северного подкупольного столпа, изображен святой великомученик Феодор Тирон, являющийся небесным покровителем великого князя Киевского Мстислава Владимировича, главного врага Полоцких Всеславичей, принесшего им так много бед. «Любите врагов ваших … молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Несомненно, преподобная жила этими словами Спасителя и, почитая святых великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Тирона, она  воздала честь не только своим предкам, но и их главному обидчику. Но это еще не все.  В композиции Страшного Суда, в южном своде западной части храма, обращает внимание изображение двух святых воинов, возлежащих в райском саду под ветвями раскидистого дерева. Их облик и иконография полностью идентичны образам святых Георгия Победоносца и Феодора Тирона, а такая нехарактерная сцена абсолютно выходит за рамки содержания традиционной композиции Страшного Суда. В ней – личное моление преподобной за отца и князя Мстислава, которые, будучи врагами на земле, молитвами самой преподобной обретали примирение и упокоение в вечной жизни.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.