Как полюбить врага?

Иван Люкевич

студент 2-го курса Минской духовной семинарии

Можно ли любить всех окружающих нас людей? Как любить тех, кто нас обижает? Как полюбить того, кто совершил преступление? Как полюбить врага и возможно ли это в принципе? В этом мы и попробуем разобраться, пользуясь Священным Писанием и толкованиями святых отцов Церкви на слова Спасителя из Евангелия от Матфея.

В ветхозаветном Законе Божием имелась заповедь, предписывающая не мстить, не делать зла, любить ближних своих. «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как себя самого» (Левит 19:18). 

Спаситель указал, что только всепрощающая, бескорыстная любовь к  врагам является единственно правильным путем исправления зла и служения Богу. К кому должна быть направлена всепрощающая любовь? К врагам, к проклинающим,  ненавидящим, обижающим и гонящим нас. 

Почему нужно любить своих врагов?

Отвечая на этот вопрос, Господь указал, что любящие своих врагов станут «сынами Отца Небесного». Быть сыновьями Отца Небесного – значит быть достойными Бога, быть подобными Ему. А Господь любит всех людей на свете. Он относится к людям как заботливый и любящий отец. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Любовь Господа Бога к грешникам в первую очередь проявляется в том, что Он указывает им путь к исправлению и помогает покаяться при помощи любви и милосердия, побеждая зло в душах людских. Так и мы, люди, чтобы стать достойными сынами Отца нашего Небесного, должны уподобиться Ему во всем. И так же, как Отец Небесный, мы должны избегать гнева и ненависти, должны любить всех людей и проявлять милосердие, заботу и любовь даже к врагам нашим. 

Многие святые отцы Церкви помогают нам понять заповедь Спасителя о любви к врагам. Блаженный Феофилакт Болгарский (1078-1107 гг.) удивляется и надеется: «Достиг я верха добродетелей, ибо что больше этого?

Но это не невозможно. Ибо Моисей и Павел враждовавших против них иудеев любили больше себя, и все святые любили врагов своих».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский отмечает: «На озлобляющихся на нас или завидующих нам, гордящихся пред нами не должно взаимно озлобляться, сердиться, гордиться, как это обычно нашей растленной природе, но жалеть их, как одержимых адским пламенем и смертью духовною, молиться о них в глубине сердца, да рассеет Господь мрак души их и просветит сердца их светом Своей благодати. Мы бываем омрачены своими страстями и не видим нелепости, безобразия их и своих поступков, но когда Господь просветит нас светом Своей благодати, тогда мы как от сна пробуждаемся, видим ясно безобразие, безумие своих помыслов, чувств, слов, поступков; сердце наше, до того времени загрубевшее, размягчается, злоба проходит, и на место ее является благость, ласковость, снисходительность. Потому, по слову Спаса нашего, надо любить и врагов, благословлять проклинающих и добро творить ненавидящим нас, ибо они наши заблуждающиеся братия».

Заповедуя любить врагов, Господь Иисус Христос упоминает различные формы проявления вражды. Спаситель говорит: «Любите врагов ваших». Здесь идет речь о явно выраженной агрессии, вражде. Врага нужно любить, то есть сострадательно, заботливо, милосердно относиться к нему, любовью сделать из врага друга.

Господь заповедует «благословлять проклинающих». Проклятие – это тоже проявление вражды, неприязни, агрессии. Проклинающих нас надлежит благословлять. И, видя наше смирение и доброе отношение, проклинающие нас могут стать вместо врагов друзьями.

В словах Господа о «ненавидящих вас» речь идет о тех, кто исполнен к нам агрессивных и негативных чувств. Ненависть также является разновидностью вражды. Господь заповедует творить добро по отношению к ненавидящим нас.  

В словах Господа Иисуса Христа об «обижающих вас» говорится о людях, причиняющих нам различные огорчения и страдания в виде обид. За обижающих нужно молиться. При помощи наших молитв Господь вразумит тех людей, которые нас обижают, и они прекратят нанесение своих обид. 

В словах Иисуса Христа о «гонящих вас» говорится о людях, которые подвергают нас всяческим притеснениям, изгоняют нас, противодействуя в делах и добрых начинаниях. Гонение также является разновидностью враждебного отношения к вам. И в этом случае Иисус Христос указывает на то, как нужно поступить в данной ситуации. За гонящих вас также нужно молиться. Внемля вашей молитве, Бог смягчит сердце гонящего. 

Сам Иисус Христос в своей земной жизни многократно исполнял заповедь, предписывающую проявлять любовь к врагам. Так, например, Господь молился за людей, враждебно относившихся к Нему и распявших Его. «Отче! Прости им, ибо не знают, что творят!» (Лк. 23:34). Являя Свою любовь, милосердие и заботу ко всем людям мира, как к праведным, так и неправедным, помогая злодеям исправиться и стать добрыми, Господь Иисус Христос сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). И к падшему человечеству Господь Иисус Христос проявил такую любовь, что, спасая людей, отдал за них свою жизнь. А ведь среди спасенного человечества были и такие люди, которые враждебно относились к Господу и Его учению, то есть будущие враги христианства. Объясняя слова Спасителя, Евфимий Зигабен отмечает: «Искоренив, как сказано, гнев и похоть и освободив от всякой пагубной страсти повинующихся Ему, повелел благотворить, давая просящим и занимая нуждающимся;

потом, восходя выше, возвел на высоту добродетели. Венцом и вершиною всякой добродетели служит любовь к врагам с ее последствиями, — любовь к ним не как к врагам, а как к людям, и не только любовь, но и молитва за них. За любовью к врагам последует и все остальное, именно — благословение проклинающих, благотворение ненавидящих и молитва за обижающих нас. Таковы свойства совершенной любви. Смотри, что и награда столь великой добродетели самая большая. Так как такой поступок больше всякого другого, то и награду Он полагает большую, чем всякая другая: «Яко да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесех: яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф 5:45)».

Далее Господь Иисус Христос предостерегает своих последователей от себялюбия, то есть от любви корыстной и эгоистической, которая была свойственна грешникам и язычникам. Продолжая пояснение заповеди о любви к врагам, Иисус Христос сказал: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5:46). Этими словами Господь Иисус Христос осуждает любовь эгоистическую, неискреннюю, построенную на стяжательстве и расчете. В своих словах Иисус Христос в качестве красноречивого символа приводит любовь мытарей к тем людям, от которых они получали подарки, взятки и таким образом имели личную выгоду и относились к таким людям как к друзьям. Как правило, любовь мытарей проявлялась в занижении взимаемых налогов к тем людям, которые им преподносили подарки.

Продолжая дальнейшее пояснение заповеди о любви к врагу, Иисус Христос сказал: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:47). Люди, объединенные поклонением к определенному языческому божеству, называли друг друга братьями по вере, относились друг к другу с особым уважением, симпатией и заботой. Приводя этот пример, Господь Иисус Христос говорит о том, что так поступают язычники. Христиане должны любить, то есть с любовью, милосердием и заботой относиться не только к братьям по вере или кровным братьям, но и к остальным людям. Нужно любить даже злодеев и врагов, потому что и эти люди – наши ближние. 

Продолжая пояснять заповедь о любви к ближнему, Господь Иисус Христос провозглашает: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают» (Лк. 6:33). Во все времена грешники совершали добрые поступки всегда вынужденно и только тогда, когда им это было выгодно. Только выгода и корысть вынуждали грешника делать добро и только тем людям, которые в ответ тоже делали что-либо полезное и доброе. Такое корыстное совершение добра, сделанное ради выгоды в виде сделки, осуждается Иисусом Христом потому, что в основе такого поступка нет искренности и бескорыстия, а лежит расчет и нажива. Поэтому такое совершение доброго поступка, сделанного взамен за ответное добро, добрым делом  не является. 

Развивая эту тему, Господь говорит: «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк. 6:34). Такой поступок, по учению Христову, бескорыстным не является и благодарности не достоин, так как в таком поступке отсутствует не только самопожертвование, но и бескорыстная любовь к ближнему.

Придя в мир людей, Иисус Христос напомнил нам о выполнении заповеди любви к ближнему и добавил новые заповеди о том, что истинные христиане должны любить не только ближних, но и злодеев и врагов своих. Иначе они не попадут в Царство Небесное. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20). А «праведность» фарисеев и книжников заключалась в том, что они, попирая заповедь о любви к ближнему и призывая к ненависти к врагам, бескорыстную и всепрощающую любовь к ближнему заменили наживой и делали добро по расчету, только взамен на приобретение какой-либо выгоды. Иисус Христос, осуждая такое фальшивое отношение к ближним, учит о том, что истинный христианин должен проявлять бескорыстную любовь ко всем ближним, даже к злодеям и врагам. Именно в этом и состоит истинный Дух Закона Божьего, который книжники и фарисеи превратили в строгий свод правил, стремясь следовать букве закона, но не духу его.

Изложив эти истины, Иисус Христос сказал: «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Эти слова следует понимать таким образом. Слово «итак» указывает на то, что теперь должен последовать вывод из всего ранее сказанного. Господь Иисус Христос  говорит о том, чтобы люди достигали совершенства и стали совершенными, как Отец их Небесный. Иными словами, чтобы люди через свою бескорыстную любовь к ближнему, через проявление милосердия, заботы и соблюдение заповедей Божьих, через свою праведную жизнь уподобились в совершении добра Своему Отцу Небесному, то есть Богу. Для того чтобы достигнуть такого совершенства, Господь отдал людям Своего Единородного Сына – Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И это является самым ярким и лучшим примером того, к какой любви мы должны стремиться. Всегда в своей жизни стараться совершать дела добра, любви и милосердия. Вне зависимости от того, как именно по отношению к нам поступают недоброжелатели или даже враги, мы должны стремиться к тому, чтобы искренне их прощать. Молиться, не делать зла в ответ и тем самым, исполняя заповедь Божию, возгревать в своём сердце любовь к ближним. А через это, как следствие, проявлять любовь к самому Богу, ибо Он говорит нам в Священном Писании: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.