Кто победил зло?

протодиакон Павел Бубнов

кандидат богословия

Где же ваш Бог? Так говорят люди, убитые горем. Внезапная смерть или неизлечимая болезнь близких, потеря доходов и имущества, измена или предательство  – все это в прямом смысле «убивает», лишает жизнь смысла. 

Действительно, а где же любящий нас Бог, наш Премудрый Творец и заботливый Отец? Где был Он, когда люди гибли от войн, стихийных бедствий, эпидемий и голода? Почему Всемогущий не остановил все это до сих пор? 

А Он прекрасно слышит нас и чувствует нашу боль. И как опытный врач, молчит и держит нас в Своих руках до тех пор, пока горечь очередного горя не исцелит наше безразличие к собственной вечности. Когда лекарство подействует, мы сможем вновь спросить, но уже без упрека: «А где же Бог?». А дальше небезразличная душа сможет спросить уже с участием: «А где Ты, Господи?»

И вот тогда Он ответит нам. Ответит внутренним миром и спокойствием и неопровержимой уверенностью в совершенной мудрости Небесного Отца, Который лучше нас знает, что нам нужно. Он ответит словами пророков, евангелистов и апостолов, которые для нас сохранили Его дела и слова. Он будет отвечать на каждое наше слово, дело, мысль, которые нашим свободным выбором станут непрекращающимся диалогом с Ним. 

И первое, что мы почувствуем, будет огромное удивление от осознания того, КАК МНОГО Он сделал для того, чтобы зла в мире не было.

Творец создал мир и человека совершенными, гармоничными, лишенными недостатков. И венцом совершенства человека стала свобода выбирать между добром и злом. Бог создал не автомат по производству добра, а подобную Себе свободную личность, у которой есть возможность выбирать. 

Когда первые люди и их потомки свободно выбрали зло, они и весь мир лишились гармонии и совершенства. Люди стали враждовать и воевать, болеть и умирать, природа стала порождать стихийные бедствия. 

А что же сделал Он? Он Сам стал человеком. Беспомощным младенцем, слабым ребенком и, наконец, зрелым человеком. Он не стал менять общественное устройство, захватывать власть или собирать армию для того, чтобы победить зло. В Себе Самом Он соединил Бога и человека, в Себе Самом Он восстановил излечил неизлечимую болезнь человеческа.  Он выпил до дна горькую чашу страданий, исполнил Свой земной путь на Кресте и был положен в гробу. Но как первозданный Адам был бессмертным, так и Христос – Новый Адам – Собою победил смерть. Он воскрес. Наш Творец победил зло испорченного грехом мира и человека не с помощью армии ангелов или корпорации преобразователей, а Сам лично, Своим вочеловечением, Крестной Смертью и Воскресением. 

Спросите нас снова: где же ваш Бог? А вот же Он – на Кресте – страдает ради нас, проливает Свою Кровь. И вот же Он – воскрес и с Собой воскрешает нас от смерти, греха, от горького плена временных увлечений. Воскрешает к вечной жизни, берет в Свое Небесное Царство, в котором нет зла, греха, болезней и смертей, в котором царствуют мир и согласие. Каждый, кто принимает и открывает, и возделывает это Царство в себе, этим принимает жертву любви Небесного Отца. И так все больше и больше островков Рая возвращаются на нашу землю. А те, кто не принимают этот Божественный дар, не пускают Бога в свою жизнь, остаются жить в мире зла и способствуют его распространению. 

Где наш Бог? Он стоит и стучит в нашу дверь. А мы не хотим пускать его в нашу жизнь. Мы любим уют, комфорт, безопасность и благополучие. Если все это есть – мы не пускаем в нашу жизнь Бога. Мы в лучшем случае разрешаем Ему охранять наше благополучие снаружи. А вот если вдруг из этого списка что-то исчезло, если в жизни проблемы, то тогда – «Ты где, Господи? Почему не защитил меня от проблем?» Он может исцелить нас и окружающий нас мир от зла только тогда, когда мы впустим Его в нашу жизнь. Как это сделать? Давайте разбираться.

Творец создал нас для счастливой вечной жизни. Главный источник этого счастья – общение с Ним. Своим Воплощением и Воскресением Господь вернул нам возможность полноценного общения с Ним. 

На сороковой день после Своего Воскресения Господь Иисус Христос вознесся – покинул созданный Им мир и вознес в Божественную реальность Свою человеческую природу. Затем он ниспослал от Отца Божественного Духа на Своих учеников – апостолов и этим завершил основание Своей Церкви. Церковь – это Тело Христово.

Церковь земная есть часть Церкви Небесной – Торжествующей. Именно в Церкви мы непосредственно общаемся с Богом.

Главное в принадлежности человека к Церкви – его участие в церковных таинствах. Божественной силой через таинства совершается победа над злом греха в душе человеческой. В таинстве Крещения человек рождается для новой гармоничной божественной жизни. В таинстве Покаяния получает прощение и исцеление своих ошибок. В таинстве Причащения соединяется с Христом Спасителем и получает от Него божественную силу побеждать зло в себе. Таким образом, пребывая в Церкви – Теле Христовом, человек получает все необходимое для своей вечной сущности: питание, лечение и оздоровление, защиту и развитие. Да, а что это такое – развитие?

Именно Церковь хранит, читает и исполняет Слово Божие – Библию, Ветхий и Новый Завет. В этой вечной Книге Господь дает нам ориентиры развития. Он не делает нас в мгновенье ока святыми и совершенными, но предоставляет возможность в Его Церкви, с Его помощью и собственным ежедневным трудом становиться лучше, развиваться, расти каждому в свою меру духовного совершенства. В чем состоит это совершенство? 

В развитии добрых качеств души человека. Когда из мстительного я становлюсь милосердным, из самолюбивого – человеколюбивым, из заносчивого – уступчивым, из жадного – щедрым, из осуждающего – прощающим. 

Развиться в добродетели человек не может сам. Не могут ему помочь в этом ни философия, ни психология, ни идеология, ни что-то, кроме его Творца. Когда мы сами этого хотим и принимаем помощь Творца через Его Святую Церковь – все получается: человек растет, развивается в свою меру святости и уподобления Создателю. 

Все, кто свободным личным желанием с помощью Божией становится лучше, преображают мир. Мир из падшего и злого становится преображенным, добрым и святым – таким, каким задумал и создал его Бог. И тогда зло тает и отступает. Войны прекращаются, болезни исчезают, природа вновь покоряется человеку.

Все это стало возможным благодаря тому, что Бог воплотился и претерпел смерть на Кресте. Он умер, чтобы мы жили, чтобы зло прекратилось и добро царствовало на земле. Но Он не желает ни одного самого злого человека против его воли сделать добрым.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.