Откуда в мире зло?

Антон Ефименко

студент 4-го курса Минской духовной семинарии

Бог создал мир и человека прекрасными и совершенными.

Но вокруг и внутри нас столько несовершенства, несправедливости, зла и разрушения. Откуда это все? Почему мир во зле лежит?

При сотворении мира Бог устроил Рай на земле. Цель жизни человека состояла в созидании и совершенствовании себя и земного Рая. Наделенные дарами, люди получили власть, приравненную к Божественной. Раскрытие даров заключалось в простых, но глубоких вещах: богообщении, наречении имен, в творении и созидании, в увеличении человеческого рода и заполнении людьми Рая. 

Согласитесь, единственный из тварного мира, кто может создавать новое на земле – человек. Только ли человек имеет этот дар? Да. Имеющий в себе силу архангела, извративший и уничиживший её дьявол не способен творить, не способны творить и ангелы. Дьявол разрушает, развращает, ведет к уничтожению, а способность творить остается за человеком. Новые открытия, достижения и технологии человечества – всё это отголоски того великого дара человеку. 

Почему же человек согрешил? Неужели Бог не мог восстановить падший образ сразу? Почему благодать Божия отошла от человека? Вопросов множество, а главный ответ на них – СВОБОДА человека. Весь остальной мир заключен Творцом в циклические процессы, а человек не подчинен им, может действовать свободно. Птицы прилетают весной, а улетают осенью, пчелы делают мед, муравьи строят себе дома – и всё это заключено не только временными рамками, но и постоянством, регулярностью. Люди же, наоборот, выходят за круг постоянства: снег или дождь, лето или зима, молодость или старость, а человек всегда имеет возможность изменить цикл своей жизни. Свобода – образ Бога в нас. Подарив нам свободу, Бог ограничил этим Своё присутствие в нашей жизни. 

Почему же «образ и подобие» потерял благодать? Созданный Богом мир можно сравнить с железнодорожными путями, где железная дорога — путь, локомотив — стремление человека к божественному образу и подобию. С момента грехопадения человек, с заложенным в него образом, двигается в верном направлении, однако отсутствие топлива, то есть божественной благодати, лишило людей возможности достичь конечного пути. Интересы и приоритеты меняются, и соответственно, меняется и вектор движения. Как тело, пораженное болезнью, начинает ослабевать, так и пораженная природа следует за хозяином земли, она рушится и умирает вместе с ним. Самое страшное, что получило человечество – смерть. Если бы Бог не был Любовью, то свобода, которой воспользовался человек, привела бы к полному разрушению мира. Однако пришедший на землю Христос вернул людям эту возможность, восстановил сущность человека и не просто вернул «топливо в локомотив», но предложил несоизмеримую альтернативу — Самому возглавить движение в Небесное Царство. 

Если Бог – любовь, то почему Он не уничтожит зло? Ответ мы находим в истории многострадального Иова, описанной в одноименной библейской книге. Его жизнь показывает нам противостояние зла человеку, вмешательство зла в свободу мироздания. Обладающий всем: богатством, славой, честью – праведный Иов начинает лишаться всех земных благ. Диавол поразил все, что было у Иова (Иов.1:12): одни стада с овцами расхитили разбойники, другие поразила молния, на детей обрушился дом, и они погибли. И даже в такое критическое время Иов не стал роптать на Господа, не стал винить Его, но оценил свои скорби известными словами: «…наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21). Так и в жизни многих людей кажется, что всё, что было у тебя, исчезло; чем наслаждался, чем хвалился или гордился – всё исчезает, рушится, демонстрируя несовершенство этого мира, и каждый оказывается в аналогичной ситуации. Какой голос слышен от Бога? Забыл ли Бог Иова? Нет, но наоборот, человек возрастает в глазах Бога: «…нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности» (Иов. 2:3). 

Может ли человек развиваться вне жизни с Богом? Святые отцы Православной Церкви все, как один, говорят «нет». Для праведного Иова развитию служили лишения, в которых он каждый свой вздох обращал к Богу. В обществе, которое исключает бытие Бога, оправдание той или иной скорби основывается на принципах удачи, везения или конкретных действиях человека. Христиане воспринимают мир иначе, сознание религиозного человека аргументирует негативное состояние или ситуации следствием человеческого грехопадения, а соответственно, постоянной борьбой за вечную жизнь с дьяволом. 

Где находится Бог? В суете? В страданиях? Нет. Святой пророк Илия находит Его в тиши (3 Цар. 19:12). Обращая внимание на эти строки, мы обнаруживаем ещё одну основу, заложенную Богом, – стремление к тишине. Стремление к покою — стремление к Богу. Любой человек всегда ищет завершение скорби, в этом находится отражение рая в наших душах, потому что естественное состояние человека не в мучении и страдании, а в тишине и покое. Однако «бури», с которыми сталкивается наша жизнь, разворачивают человека в правильном направлении, где он может пересмотреть свое положение и задать себе вопрос, который однажды Бог задал Адаму: «Где ты?» (Быт. 3:9). 

Вопрос был задан в самую тяжелую минуту, во время духовного кризиса человека, когда впервые была потеряна благодать. Вопрос проник настолько глубоко, что поразил восприятие реальности, как эхо прошел через все естество и отголоском вышел в тяжелые минуты человеческой жизни: «Адам! Где ты?» (Быт 3:9). Бог не наказывает, не приводит к суду, но слушает как равного Себе. Не это ли свидетельство о Его любви, милости? Не этим ли выражается уважение Бога к своему творению? Найдем ли мы в себе силы оправдаться?  Сможем ли сказать Богу — «Вот я»?

Реальность, в которой мы находимся, не всегда соответствует нашему представлению о ней.  Многие говорят о себе как о нравственных, респектабельных людях, однако истина выявляется на стыке жизни и смерти, в моменты испытаний и лишений человека. Чем ближе человек к телесной смерти, тем он ближе к трезвому и рациональному восприятию своего духовного состояния. Именно существование зла в виде болезней, войн, эпидемий, кризисов и смерти дает возможность нашему любящему Творцу помочь нам вернуться к Нему, вывести из суеты и обратить взор к Небу.

Это может натолкнуть на мысль, что Бог разделяется в Самом Себе: с одной стороны, Он дарует жизнь, с другой – Тот, Кто её забирает. Ответом на это заблуждение является определение Промысла Божия, опытным путем выработанное святыми отцами Православной Церкви: «Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Из него ясно — Бог не оставляет человека ни на одну секунду. Он всегда заботится о Своем творении, но, поскольку грехом зло пришло в видимый мир, оно начало проявляться в повседневной жизни его обитателей, в разрушительных процессах природы.  Промысел Божий – фундамент, на котором строится наше спасение. 

Жизнь христианина всегда сосредоточена на вечном, поэтому слова о кончине, о жизни после смерти обыденны.  Однако когда вопрос заходит об аде, то он представляется в проекции отдельного дьявольского царства, где для его хозяина это место представляется отрадой. Ввиду этого, следует разобраться, что это не благодатное место для падших ангелов, а такое же мучительное место, как и для попавших туда людей. Богооставленность падшего ангела не дает ему спокойствия и мира и возбуждает его вести божественное творение, образ и подобие, в то же место, в котором он обитает. 

Следовательно, Бог ведет человека всеми возможными путями ко спасению независимо от одолевающих человека неприятностей — зло, проявляющееся в этом мире, растворяется в Божественном Промысле. В каждом из нас должна быть форма, которая ограничивает в нас зло и направляет к восстановлению райского существования. 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.