Побеждай зло добром: опыт Святого апостола Павла

Назарий Флоря 

студент 1 курса МинДС

В древних обществах царил закон равного возмездия, согласно которому мера наказания должна буквально соответствовать ущербу, причинённому вследствие совершения того или иного преступления. К примеру, в древнем Кодексе Хаммурапи (1750-е гг. до н.э.) предписывалось: «Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен. Если же он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя». 

Несмотря на кажущуюся жестокость, законы месопотамских царей отличались исключительной продуманностью и стали передовой системой права древности, которую смогло превзойти лишь римское законодательство. 

Израильский народ в сфере юриспруденции не был исключением. Вернее сказать, идея равного возмездия наиболее полно выражалась в законе, данном израильтянам Самим Богом через пророка Моисея: «Отдай душу за душу, глаз за глаз, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21:23-25). Современного человека может несколько смутить грубость нравов древности, однако не стоит забывать, что лишь закон возмездия мог в значительной степени упорядочить первобытное общество: «Dura lex, sed lex»,  то есть каким бы жестоким и суровым ни был закон, его следует соблюдать – гласит римская мудрость.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Воздавать злом на зло, отмщать – стало естественной потребностью падшего». Закон же благодати, произошедший через Иисуса

Христа, требует отвержения эгоизма, который является основным источником потребности

мстить, и предлагает принципиально новый подход в отношении неприятелей, какого мир еще не знал:

«А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую… Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите обижающим вас и гонящим вас» (Мф. 5:38-48; Лк. 6:27-36). 

Продолжая проповедовать Евангелие Христово, святой апостол Павел в своем послании к Римлянам открывает нам, что зло можно победить только добром: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:17-21).

Для правильного понимания приведённых выше слов апостола Павла постараемся

прокомментировать их в соответствии с богатым многовековым опытом святых отцов

Православной Церкви.

Воплотившийся Господь принёс на землю учение благодати гораздо более совершенное, нежели ветхозаветный закон. «Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20), – учит в Нагорной Проповеди Христос. Действительно, если закон Моисеев повелевал не мстить лишь своим соплеменникам (Лев. 19:17-18),

то новозаветная заповедь требует печься о добром перед всеми человеками без исключения и, как пишет святитель Иоанн Златоуст в «Гомилиях на Послание к Римлянам», никому не подавать повода к вражде и ссорам – ни иудею, ни язычнику. 

Заметим, что заповедь о неотмщении была сообщена человечеству не сразу, но лишь «благодати пришедши», и дана она христианам не для лицемерия и тщеславия в своем совершенстве, но дабы «светил свет христиан перед людьми, чтобы они видели их добрые дела и прославляли Отца их Небесного» (Мф. 5:16). Закон невоздаяния представляется язычникам весьма нелогичным, что служит аргументом для подтверждения того факта, что христианство неотмирно и имеет сверхъестественное происхождение. Апостол акцентирует внимание на том, что нужно печься о добром перед всеми человеками именно потому, что любое расхождение между словом и делом христианина может послужить серьезным соблазном для неутвердившихся в вере Христовой, которые, как утверждает блаженный Феофилакт Болгарский, тщательно следят за нами и ищут повод, чтобы укорить нас.

Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. 

Амвросиаст замечает некоторое сходство этих слов апостола Павла с евангельской заповедью блаженства: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Святыми отцами заповедь о миротворчестве всегда считалась одной из самых трудновыполнимых, поэтому считаем необходимым привести комментарии подвижников Церкви для максимально адекватного отношения к настоящей заповеди.

Христианам свойственно быть со всеми в мире и всячески этот мир стараться сохранить, однако достичь этого, как правило, сложно. Поселившаяся в сердце человека самость не терпит малейшего ущемления и при любом удобном случае вызывает разлад, непонимание друг друга. Святитель Феофан Затворник предлагает так бороться с этой проблемой: «Жертвуй всегда своим в пользу другого, и никогда мир твой с другими не нарушится».

Но здесь сразу возникает вопрос: как быть в ситуации, когда рядом с нами есть люди, ненавидящие нас или наши убеждения? Многовековой опыт Церкви подсказывает, что нужно насколько это возможно примириться с ними в сердце, не держать злобы, не отвращаться самих людей, но лишь их грехов, таким образом, нисколько не изменяя истине: «С ненавидящими мира бех мирен» (Пс. 119:6), – говорит Священное Писание.

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. 

В этом стихе наиболее полно раскрывается христианское отношение к мести. Вспомним, что мера наказания, определяемая талионом, должна быть равной причиненному ущербу, но никто из людей не может совершенно справедливо назначить наказание, которое должен понести преступник, т.к. из Писания мы знаем, что «всяк человек ложь» (Пс. 115:2). Один лишь Бог судит беспристрастно, а человек в гневе желает насладиться возмездием за свою обиду.

Амвросиаст наводит даже на такую мысль, что «гнев Божий, пришедши, найдет, что ты, взявшись стоять за правду, преступил меру правды, взыскав более должного, паче меры, и, вместо воздаяния обидевшему тебя, тебе воздаст за излишек взыскания, допущенный тобою. А что это возможно, можешь судить по свойству гнева, всегда стоящего в содружестве с отмщением. Гнев никогда праведной меры не соблюдает, а всегда забирает выше меры. Почему апостол Иаков и написал: «ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:20)».

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. 

Здесь Павел дополняет сказанное прежде и говорит, что христианам мало не мстить, но должно оказывать благодеяния своим недругам, как сказано: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15). Несколько странными могут показаться слова: «Соберешь ему на голову горящие уголья». Понимать их нужно в том смысле, что горящие уголья – это метафора, означающая попытку разжечь потухшую совесть, тронуть младенческим беззлобием сердца людей жестоких, выжечь в них холодную суровость и злобу. Такое поведение есть не что иное, как подражание Самому Богу, «Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф. 5:48). 

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. 

В этом стихе Апостол подытоживает все вышесказанное. Всякий подчиняющийся естественному закону талиона хотя внешне побеждает обидчика, но, в сущности, остается побежденным, поскольку своей местью умножает мировое зло. «Мщение означает поражение, воздавать добром за зло есть явная победа», – пишет блаженный Феодорит Кирский. Христиане призваны уподобиться Господу в совершенстве любви: их кротость и незлобие по отношению к врагам обращает последних к добру, таким образом, верующие в своем бессилии побеждают законы самого естества.

Отношения в социуме трансформировались на протяжении всей истории человечества: грубые первобытные нравы заменялись изящным законодательством античных времен, но при этом нельзя сказать, что христианство – это естественный результат эволюции человеческих воззрений. Оно неотмирно. Бог совершенен и не нуждается в том, чтобы мстить грешникам. Такого поведения Он требует от христиан, составляющих Церковь. А Церковь – это небо на земле, предначатие Царствия Небесного, где царит Божественная любовь и не остаётся места для мелочных обид. Церковь, основанная совершенным Богочеловеком Христом, есть общество Богочеловеческое, но не совершенное, а совершенствующееся. Церковь свята, потому что свят её Глава – Христос, но своего совершенства достигнет лишь в будущем веке. Именно поэтому христианство никогда не выступало против земной власти, напротив, верующие на каждой службе возносят за нее свои молитвы, поскольку невозможно сохранить общественный порядок, не применяя наказания. 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.