Жизнь по Евангелию

О митрополите Филарете вспоминает 

архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн

Впервые я встретился с владыкой Филаретом в 1984 году. Осенью я вернулся из армии. Моей целью было поступить в духовную семинарию. Так как на Украине по ряду препон, чинимых советской властью, это было для меня невозможно, то в декабре того же года я приехал в Минск на прием к владыке митрополиту.

Тогда епархиальное управление и архиерейский дом еще располагались в деревянных строениях по улице Червякова. В назначенный день меня встретили секретарь епархии протоиерей Михаил Буглаков и личный секретарь митрополита иеромонах Серафим (Трофимов), оба уже ушедшие в мир иной. Владыка Филарет отдыхал после трудной длительной поездки. Поэтому о моем приходе ему не докладывали, и я ждал пока не стемнело, хотя в декабре это происходит достаточно рано. В конце концов меня приняли. Помню, что митрополит был в бордовом подряснике. 

Очень хорошо помню, что меня встретил строгий взгляд человека с, можно даже сказать, суровым обликом, в котором сквозила величественность и достоинство. По нашей местной традиции, подойдя под благословение, я стал на колени. Владыка смутился, благословил. Усадил напротив, стал расспрашивать: кто я, откуда, кто мои родители, что я умею делать. 

В ходе нашей беседы его глаза просветлели, суровость ушла. Я почувствовал, что, несмотря на внешнюю требовательность и взыскательность, это добрый человек, и он мне поможет. Результатом нашей беседы стало то, что в феврале 1985 года я приступил к работе в уже новом здании Минского епархиального управления.

В тот период, который я проработал в епархии до поступления в Московскую духовную семинарию, я с ним общался немного, поскольку владыка митрополит тогда редко приезжал в Минск. Запомнилось мое удивление, когда он сам подходил к рядовым сотрудникам и интересовался, как у них дела.

Будучи студентом Духовной школы, я по вызову ездил в Москву для иподиаконства у владыки митрополита. Хорошо запомнил, что первый раз это было на богослужении в храме Архангела Гавриила и Феодора Стратилата (подворье Антиохийской Православной Церкви) в Москве. Было и много других богослужений, на которые митрополит Филарет направлялся из Москвы.

Богослужения владыка совершал истово, торжественно, величаво и в то же время как-то просто, без излишнего гротеска. Проповеди его были просты, доступны для простых мирян, а также богословски выдержаны и назидательны для человека любого уровня.

Наверно, эта широта была одной из особенностей его личности. Он действительно для всех был всем. Бывало, принося чай или квас для участников какого-либо разговора, я слышал от него: «Не уходи, отец, посиди». И тогда я становился слушателем этих бесед, самых разнообразных по уровню и содержанию. В Санкт-Петербурге он совсем «по-домашнему» обсуждал с академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым какой-то фильм; в Москве с достоинством и уверенностью вел разговор с председателем Совета по делам религий о вопросах, затрагивающих жизнь всей Церкви; на деревенском приходе с интересом слушал председателя колхоза о видах на урожай.

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что он никогда никого ни к чему не призывал. Он просто жил и совершал свое служение так, что этот пример без всяких слов увлекал, и ему хотелось подражать. Поэтому дальнейший выбор моего жизненного пути был сделан не под влиянием слов, а под влиянием моих ежедневных наблюдений и впечатлений. 

Мое служение рядом с владыкой митрополитом только укрепило мое желание, и дальнейшее пребывание рядом с ним лишь больше убеждало меня, что выбор сделан правильно.

Люди влияют друг на друга очень сильно, их духовный мир при взаимодействии словно подвергается диффузии, и каждый даже где-то неосознанно «уносит» с собой что-то от другого. 

Те двенадцать с лишним лет, которые я провел рядом с владыкой митрополитом, можно, проведя аналогию с повествованием из Деяний апостольских (см. 5,15), уподобить жизни в его тени. Его тень, оставляемая на его жизненном пути, благотворно воздействовала на всех, кто попадал в сферу ее влияния. Не был исключением и я.

Митрополит Филарет был духовно многогранным человеком. И если попробовать в нескольких словах сформулировать его жизненное кредо, то можно сделать это с помощью слов апостола Павла: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных» (1 Кор. 14:1).

Ежедневным, можно сказать, будничным примером владыка показывал, как нужно терпеливо и с верою нести свой жизненный крест, крест архипастырского служения, крест болезней, крест многообразных церковных послушаний. 

Его преданность Матери-Церкви и Отечеству, которое он всегда именовал «возлюбленным», была безгранична. Я также учился у него любить в каждом человеке образ Божий. Владыка никогда не отчитывал людей в нашем нынешнем понимании. А если это и происходило, то он деликатно, мягко стремился объяснить, показать человеку его неправоту.

От него я перенял, можно сказать, за годы рядом с ним, «впитал» любовь к совершению

богослужений.

Владыка Митрополит имел весомый опыт в сфере духовного образования, который он получил, будучи ректором Московской духовной академии и семинарии. Безусловно, как маститый архипастырь, член Священного Синода РПЦ, да и просто как человек, он не мог не осознавать, что богословски образованные пастыри – это будущее Церкви. 

При первой же появившейся возможности, уже в «перестроечное» время, митрополит Филарет организовал при Жировичском монастыре пастырские курсы. А в 1989 году его усилиями возобновила свою деятельность Минская духовная семинария. Без преувеличения скажу, что она стала его «детищем».

Два дня в неделю (обычно это были понедельник и вторник) владыка митрополит посвящал Минской духовной семинарии. Он не только преподавал Священное Писание Нового Завета, но участвовал во всех без исключения сферах жизни духовной школы. Охотно общался со студентами. У его покоев, на втором этаже монастырского корпуса, во второй половине дня, после занятий, и до позднего вечера всегда было многолюдно – он вел личный прием преподавателей и студентов. Участвовал во всех заседаниях педагогического совета. Насколько для него было важно лично соучаствовать жизни семинарии говорит тот факт, что если в силу его графика он не мог прибыть в семинарию в обычные дни – в понедельник и вторник, – то обязательно приезжал в другие дни недели.

Со вниманием митрополит Филарет относился к формированию библиотечного фонда семинарии. Охотно отдавал туда книги из своей личной библиотеки, к этому же призывал и других. Заботился о многостороннем и глубоком образовании студентов. Приглашал читать лекции в семинарии преподавателей не только из других ведущих Духовных школ Русской Православной Церкви, но и из-за рубежа, а также богословов других христианских конфессий.

Владыка пользовался огромным авторитетом. И на его приглашения откликались. Всех, конечно, не вспомнить.  Но среди принявших его приглашение были митрополит Швейцарский Дамаскин (Папандреу), митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев), архимандрит Матфей (Мормыль), иеромонах Михаил (Арранц), протоиерей Михаил Фортунато, профессора А.И. Осипов, Д.В. Поспеловский, А.И. Сидоров.

Максимум усилий, настойчивости и дипломатии владыка митрополит приложил для того, чтобы возвести комплекс зданий для размещения Минской духовной академии. То, что это стало возможным, считаю именно его заслугой.

Владыка, как я уже сказал выше, никого ни к чему не призывал. Он просто жил. Жил по Евангелию. И для того, чтобы этого достигнуть, учащиеся духовных школ должны не просто получать сумму богословских знаний, а пропускать их через сердце. Духовные знания сами по себе, без духовной жизни, мертвы. 

Преподобный Иустин (Попович) писал, что, когда жизнь благодатию Христовой переходит в освященное житие, тогда её невозможно описать словами.

Но великое благо нам, что мы, живя рядом с нашими старцами, хотя и не смогли до конца понять уроки их святой жизни, а тем более целиком осуществить их в своем опыте, но зато запечатлели их в своем сердце и теперь можем выверять свою жизнь по этим святым образцам.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.