Зло победимо добром

В жизни человеческого общества,мы видим много несправедливости. Светское мировоззрение, пытающееся улучшать мир без Божией помощи, предлагает свои методы достижения «справедливости»: войны, революции, перевороты. К примеру, рабство: оно несовместимо с человеческим достоинством и является следствием грехопадения. Но как его упразднить? Сколько было пролито крови в войнах за отмену рабства! В Священном Писании мы многократно встречаем признание существования такого явления, однако даже святой апостол Павел призывал рабов не «скинуть цепи», а повиноваться своим господам «со страхом и трепетом, как Христу» (Еф. 6:5). Как же так? Разве можно мириться со злом? Вот и атеисты, и революционеры всех мастей, не понимая, как работает этот совет апостола, клеймили его и Церковь как пособников рабовладельцев. Но это они погорячились. Не поняли. Мириться со злом не надо. Нужно побеждать его добром. Именно личное доброжелательное отношение к тем, кто причиняет несправедливости, с помощью Божией творит чудо: несправедливый человек становится добрым и справедливым. В опыте святых Православной Церкви мы встречаем удивительные примеры того, как личная добродетельная жизнь одного человека в корне изменяет окружающих. 

В древние времена в афонском монастыре Ватопед жил преподобный Агапий. Он был послушником одного старца. Как-то раз он пошел к морю постирать одежду. В это время к берегу пристали пираты-мусульмане, они захватили Агапия в плен и продали в рабство другому мусульманину. Преподобный жил у него двенадцать лет и ежедневно работал с усердием.

Каждый день преподобный молился Богородице, чтобы Она, как Сама знает, освободила его от плена и тяжкой работы. В одну ночь Божия Матерь явилась ему во сне и повелела идти на свободу. Пробудившись, Агапий увидел, что цепи с него спали, а двери открыты. Спокойно выйдя из дома, он через некоторое время добрался до Афона  к своему старцу. Но старец, увидев его, опечалился, подумав, что он тайно убежал от своего господина, и сказал ему: «Агарянина ты обманул, но Бога никто и никогда не обманет; в час всеобщего суда ты должен будешь дать ответ за те деньги, которые твой хозяин потратил на покупку тебя, чтобы ты был его помощником в своих нуждах: поэтому, если ты истинно желаешь себе спасения, иди назад к своему господину и служи ему. Поступив так, ты будешь истинным рабом Божиим и верным Его служителем; когда же Бог просветит господина твоего, он сам тебя отпустит». Агапий, приняв эти слова своего старца, как от Бога, возвратился к своему хозяину. Мусульманин, неожиданно увидев его, удивился. Святой подробно объяснил ему все дело. Рабовладелец удивился такому обороту дела, смягчилась его душа. Через некоторое время, взяв с собой Агапия и двух своих сыновей, он пришел на Святую Гору к старцу. Мусульманин решил вместе с детьми принять христианство. После соответствующей подготовки они были крещены, а затем приняли монашество.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.