Церковь мучеников: Православие на Белорусских землях в 1914-1991 годы

Дмитрий Румас

студент 3-го курса Минской духовной семинарии

Большие трудности в церковную жизнь начала ХХ в. привнесла начавшаяся Первая мировая война. К октябрю 1915 года войска кайзеровской Германии захватилиЗападную Беларусь. 

Почти всё православное духовенство покинуло её пределы и вместе со многими прихожанами выехало на восток. Во внутренние губернии России были вывезены наиболее чтимые иконы, многие колокола, церковные архивы.

В Восточной Беларуси, на свободной от немцев территории, в различных церковных помещениях (архиерейских подворьях, монастырях, семинариях, духовных училищах) были открыты военные госпитали.

Февральская, а вскоре и Октябрьская революции 1917 года открыли совершенно новый период в жизни православных верующих Беларуси. Церковь была отделена большевиками от государства и фактически поставлена вне закона. Невиданные по своей жестокости гонения обрушились на тех, кто стремился сохранить веру в Господа и не обольстился посулами скорого достижения земного рая.

В первые же дни революционного погрома в Восточной Беларуси, попавшей в сферу влияния новых хозяев общественной жизни, у православных верующих была изъята наиболее ценная церковная недвижимость: здания архиерейских подворий, консисторий, семинарий, духовных училищ и многих монастырей.

Процесс ограбления Церкви на некоторое время приостановился после того, как в феврале 1918 года немецкие войска перешли в наступление и изгнали большевиков из большей части Восточной Беларуси. Но уже летом 1919 года её территория была оккупирована польскими войсками. Поляки изъяли у православных целый ряд храмов, которые ранее являлись римско-католическими костёлами. Летом 1920 года в пределы Беларуси вновь вторглись большевики. Их возвращение оказалось чревато новыми гонениями, направленными против верующих.

В марте 1921 года, по условиям Рижского мирного договора, территория Беларуси подверглась разделу между второй Речью Посполитой и Советской Россией. Её западная часть вошла в состав Польши, а восточная оказалась

в пределах СССР.

Самой широкомасштабной акцией советской власти против верующих в Восточной Беларуси в начале 1920-х годов явилась кампания по изъятию церковных ценностей. В ходе её проведения под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья было ограблено 1445 церквей.

Другой проблемой, с которой столкнулись духовенство и миряне в это время, стало распространение обновленчества, адепты которого самовольно захватили церковную власть и так же самовольно узаконили нарушение церковных канонов, а с канонической Церковью боролись при поддержке ОГПУ.

В этих условиях правящий архиерей Минской епархии епископ Мелхисидек (Паевский) с Собором духовенства и мирян в июне 1922 г. провозгласили автономию Православной Церкви на территории БССР. 

В результате кампании массовых арестов духовенства и мирян, сопровождавших проведение коллективизации, к началу 1932 года из общего количества ранее действовавших храмов в Советской Беларуси сохранилось около 500 церквей (включая обновленческие).

С началом 1933 года последовала очередная волна гонений. Сотни священников и тысячи мирян в 1929–1933 годах были приговорены к различным срокам заключения (а часто и к расстрелам).

Последний всплеск гонений прошел в 1937–1938 годах. Тогда погибли архиепископ Павлин (Крошечкин) и сменивший его на Могилёвской кафедре епископ Александр (Раевский). В ноябре 1937 года расстреляли епископа Филарета (Раменского).

Летом 1939 года в Беларуси был закрыт последний из официально действовавших православный храм в Бобруйске. За исключением двух катакомбных церквей (в Могилёве и Гомеле), в Советской Беларуси с лета 1939 до лета 1941 года богослужения по чину Православной Церкви не совершались больше нигде.

В Западной Беларуси, с 1921 года оказавшейся в составе Польши, церковная жизнь не испытала столь сильных потрясений, как в Восточной. Однако и здесь православные верующие подверглись целому ряду дискриминационных мер, ущемлявших их гражданские права. Эти меры явились следствием стремления польских властей максимально подчинить своему влиянию Православную Церковь.

Осенью 1924 года Константинопольский Патриарх Григорий VII издал Томос о даровании Православной Церкви в Польше автокефалии. 15 апреля 1925 года Синод Православной Церкви в Польше объявил о её провозглашении. Несогласные с автокефалией епископы и священнослужители подвергались различным преследованиям.

Враждебное отношение к Православной Церкви власти II Речи Посполитой проявили, проводя политику так называемой ревиндикации. В результате её осуществления за первый год существования независимой Польши православные лишились около 400 церквей.

Невиданный по своей беспринципности шаг был предпринят католической иерархией Польши летом 1929 года. B окружных судах она предъявила 724 судебных иска с требованием изъять у православных и передать католикам сотни храмов. После четырёхлетнего рассмотрения исков Верховный суд Польши в ноябре 1933 года отказал в их удовлетворении.

Начавшаяся 1 сентября 1939 года Вторая мировая война положила конец политическому существованию Польши. Западная Беларусь вошла в состав СССР. Её население в большинстве своём встретило советские войска с нескрываемой радостью, хотя репрессии со стороны коммунистов не заставили себя долго ждать. Они не носили массового характера, но некоторые священники были убиты, а несколько десятков священников и псаломщиков подверглись арестам. Православное духовенство было поставлено в жёсткие условия выживания. Государство экспроприировало всю церковную землю. Прихожане, пытавшиеся оказать помощь духовенству, подвергались немедленным преследованиям.

В отличие от Восточной Беларуси, где церковная жизнь была совершенно разрушена, в западной её части она находилась в достаточно организованном состоянии. В пределах Виленской, Гродненской и Пинской епархий действовало около 800 храмов и пять монастырей.

22 июня 1941 года немецкие войска вторглись в СССР. На седьмой день войны (28 июня) они захватили Минск. К началу сентября ими была оккупирована вся территория Беларуси.

Война пробудила церковную жизнь в восточной её части. Верующие стали открывать здесь ранее закрытые и поруганные храмы. Особо потрудились в этом деле преподобномученик Серафим (Шахмуть), архимандрит Жировичский и его помощник священник Григорий Кударенко.

В условиях оккупации Беларусь была разделена немцами на несколько зон. Это разделение территории создавало немалые трудности для церковной жизни. 

В своей церковной политике немецкие власти стремились добиться провозглашения в Беларуси автокефалии.

30 августа 1942 года в Минске открылся так называемый «Всебелорусский Православный Собор», разработавший и предложивший проект создания автокефальной Церкви на утверждение всеми автокефальными Православными Церквами». В силу обстоятельств военного времени этого не произошло, и потому данный проект остался на бумаге как память об оккупационной политике фашистов. 

Летом 1944 года вся территория Беларуси была освобождена от немецких захватчиков. Все белорусские епископы во главе с митрополитом Пантелеимоном (Рожновским) были принудительно вывезены немцами на запад.Несмотря на наисложнейшую обстановку военного времени за годы войны (1941–1944) в Восточной Беларуси возобновили свою деятельность 306 православных храмов и сан священника приняли 213 человек. Ко времени новых массовых гонений на Православную Церковь, инициированных в конце 1950-х годов Хрущёвым, эти восстановленные храмы помогли верующим перенести новые тяжелейшие испытания.

В 1945 году в Беларуси, вновь оказавшейся в пределах СССР, насчитывалось 1044 действующих православных храма. После изгнания немцев на её территории сохранились четыре епископские кафедры: в Минске, Бресте, Гродно и Пинске. В сентябре 1944 года Минскую епархию возглавил архиепископ Василий (Ратмиров). В 1945 году он получил от властей согласие на открытие Пастырско-богословских курсов, начавших действовать в Жировичах. 

К 1952 году по требованию властей в Гродно, Бресте и Пинске епископские кафедры были упразднены. Действующей в Беларуси осталась только одна – Минская епархия, правящим архиереем которой с начала 1947 года стал архиепископ Питирим (Свиридов). Его старанием курсы в Жировичах были преобразованы в Минскую духовную семинарию.

Условия жизни в семинарии, особенно в начальные годы её существования, были непростыми. По свидетельству протоиерея Георгия Сапуна, поступившего в это учебное заведение в 1947 году, «семинария была неблагоустроенной, и сперва учащиеся жили в пещере. Свет отсутствовал. Учились при керосиновой маленькой лампочке… Одеты были кто в сапогах, кто в шинели, кто в гимнастёрке. Но настроение, тем не менее, было бодрое. Мы не с печки от мамы. В 1947 году нас было 70 человек, а окончило 26».

Семинария в Жировичах стала своеобразным оазисом относительного оживления церковной жизни в то время. С каждым годов увеличивалось количество абитуриентов, среди которых были и отличники.

Между тем, к 1953 году количество действовавших православных церквей в Беларуси сократилось до 957. В них проходили служение 724 священника и 58 диаконов.

Взаимоотношения между атеистическим государством и Православной Церковью носили тогда достаточно противоречивый характер. Предоставив Церкви определённые права, зафиксированные в «Положении об управлении РПЦ», принятом 31 января 1945 года на Поместном Соборе, государство сохраняло не только жёсткий контроль над всеми проявлениями церковной жизни, но исподволь неуклонно стремилось к тому, чтобы парализовать внутренний рост Церкви.

Относительная нормализация в отношениях между Православной Церковью и государством завершилась в конце 1950-х годов, когда был принят ряд постановлений, имевших крайне негативные последствия для развития церковной жизни. У приходских общин началось массовое изъятие причтовых домов и транспортных средств, монастыри лишались земельных угодий, духовенство обкладывалось непомерными налогами. Только за 1960 год власти закрыли в Белоруссии 219 православных храмов. Тогда же прекратили свою деятельность две женских обители: Полоцкая Свято-Евфросиньевская и Гродненская Рождества Пресвятой Богородицы.

Свою политику разрушения церковной жизни государство осуществляло через уполномоченных Совета по делам РПЦ, которые имелись в каждой республике, каждой области. В конце 1950-х годов из официального органа-посредника Совет превратился в орган неофициального управления Московской Патриархией. Храмы и монастыри закрывались властями посредством устных распоряжений, которые отдавались уполномоченными Совета местным архиереям или отцам-благочинным, и таким образом государство в глазах общественности как бы самоустранялось от творившегося беззакония.

С целью внесения ещё большей дезорганизации в местную церковную жизнь вплоть до середины 1960-х годов власти широко практиковали частое перемещение священников с одного прихода на другой.

Та же практика частых перемещений с одной кафедры на другую затронула и архиереев.

В результате гонений, которые испытала Православная Церковь в Беларуси в 1958–1964 годах, на её территории было закрыто около 500 храмов. По сведениям на 1 января 1965 года, в пределах республики действующими оставались 420 храмов. Большинство из них (312) размещались в западных областях Беларуси. В восточных областях после атеистического погрома уцелело 108 церквей. Количество священнослужителей в этот период сократилось с 742 до 431 человека. Таков был печальный итог войны, которую государство вело с Церковью и собственными гражданами в годы пребывания у власти Хрущёва. Тяжелым ударом для церковной жизни стало закрытие в 1963–1964 гг. Минской духовной семинарии. Советские органы власти искусственно ограничивали приток абитуриентов, в результате чего семинария, сделав четыре выпуска, осталась без студентов и была закрыта.

С мая 1965 до октября 1978 года Минскую епархию, обнимавшую собою всю Беларусь, возглавлял епископ, а затем и митрополит Антоний (Мельников). Массовое закрытие храмов прекратилось, однако время от времени под различными надуманными предлогами некоторые церкви властями всё же ликвидировались. К 1970 году в БССР сохранилось 380 действующих храмов.

Одна из болезненных проблем в это время – острая нехватка духовенства. Ещё более огорчительным было то, что в храмы, когда в них совершались богослужения, не допускались дети. Накануне празднования Пасхи с целью отвлечь молодёжь от посещения церквей в домах культуры и школах регулярно из года в год устраивались шумные гулянья и зрелищные концерты. И тем не менее, тяга к Церкви в обществе не только сохранилась, но всё более возрастала.

10 октября 1978 года Священный Синод Русской Православной Церкви назначил на Минскую кафедру митрополита Филарета (Вахромеева). Его прибытие в Беларусь стало предвестием грядущих перемен в местной церковной жизни. В 1980 году он сумел настоять на открытии викарной кафедры в Пинске.

По инициативе владыки митрополита в апреле 1984 года было установлено празднование Собора Белорусских святых. В 1985 году в Минске завершено строительство здания епархиального управления с домовым храмом, освященным в честь Собора белорусских святых.

Радостным событием стало возрождение в 1989 г. Минской духовной семинарии, ставшей любимым детищем владыки Филарета. В это же время в Беларуси началось восстановление епископских кафедр, а самым важным показателем, свидетельствующим о переживаемом Церковью состоянии, являлся всё умножающийся рост количества действующих православных храмов и монастырских обителей Беларуси.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.