Памяти архиепископа Стефана (1944–2022 гг.)

22 апреля 2022 года, в Великую пятницу, преставился ко Господу архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан, первый ректор возрожденной Минской духовной семинарии.

Архиепископ Стефан (в миру — Игорь Петрович Корзун) родился 25 марта 1944 г. в деревне Корзуны Червенского района Минской области. В 1962 г. окончил сельскохозяйственный техникум. В 1963–1966 гг. проходил срочную военную службу, после которой работал агрономом. В 1972 г. поступил в Московскую духовную семинарию, по окончанию которой в 1975 г. – в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 г. со степенью кандидата богословия (тема кандидатской диссертации — «Сравнительный анализ разночтений Триоди Постной издания Патриархов Иосифа, Никона и Сергия (Недели подготовительные к Великому посту)»).

9 января 1978 г. в Успенском Жировичском монастыре митрополитом Минским и Белорусским Антонием (Мельниковым) пострижен в монашество с наречением имени Стефан в честь первомученика архидиакона Стефана. 18 февраля 1978 г. рукоположен в сан иеродиакона, 6 ноября того же года – в сан иеромонаха. По окончании академии Высокопреосвященнейшим митрополитом Минским и Белорусским Филаретом (Вахромеевым) определен в число насельников Жировичской Успенской обители, вскоре назначен благочинным монастыря. 9 января 1981 г. возведен в сан архимандрита. В 1987 г. назначен наместником Жировичской обители, а 6 июля 1989 г. – ректором возрожденной Минской духовной семинарии.

Постановлением Синода Белорусского Экзархата от 16 февраля 1990 года, утвержденным Святейшим Патриархом Пименом и Священным Синодом 19 февраля 1990 года, архимандриту Стефану (Корзуну), наместнику Свято-Успенского Жировичского монастыря, определено быть епископом Пинским и Лунинецким. 4 марта 1990 г. в Успенском соборе Жировичской обители собором иерархов архимандрит Стефан был рукоположен во епископа Пинского и Лунинецкого. 25 февраля 2000 г. владыка был возведен в сан архиепископа.

На Пинской кафедре владыка совершал служение 32 года. Все это время он направлял на учебу в Духовную школу абитуриентов, совершал рукоположение в священный сан выпускников, а до 2014 г. продолжал преподавать в семинарии Историю Русской Церкви, участвовать в работе Ученого совета. Среди абитуриентов, поступивших в Минскую духовную семинарию по благословению владыки Стефана — Высокопреосвященнейший митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, профессор архимандрит Иоасаф (Морза) (ректор МинДАиС в 2008-2012 гг.), ректор Минской духовной семинарии протоиерей Виктор Василевич, а также множество священнослужителей, совершающих служение в различных епархиях Русской Православной Церкви.

Вечная память приснопамятномy

архиепископy Стефанy!

 «Усе будзе добра!»

Протоиерей Виктор Василевич (ректор МинДС):

В послании к Коринфянам святой апостол Павел пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею – я медь звенящая и кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1). Эти слова апостола можно понимать так: если человек обладает науками, даже превосходящими человеческие пределы, но не имеет любви, то он ничто. Владыка Стефан обладал даром любви. Милостию Божией я прочувствовал это на своём личном опыте. Владыка благословил меня поступать в Минскую духовную семинарию. Когда я приехал сдавать вступительные экзамены, я верил в благословение архиерея. Я думал так: «Ну как же я могу не поступить, если у меня есть благословение владыки Стефана?» Запомнилась одна из последних встреч, когда я уже нёс послушание ректора семинарии. Как обычно, владыка выслушал всё то, что я хотел ему сказать – поделиться насущным, какими-то впечатлениями, а по окончании разговора сказал: «Усё будзе добра!» И знаете, эти слова владыки были наполнены любовью. Они несли с собой великую благодатную силу! Я верю, что владыка молится в Небесной Церкви за всех нас и хотелось бы конечно, чтобы молитвы владыки Стефана были духовным хлебом для всех зде начальствующих, учащих и учащихся. 

Иеромонах Агафангел (Будишин) (проректор по воспитательной работе МинДС):

Для моей жизни владыка Стефан является очень важным человеком, потому что, как он часто любил шутить, он меня «украл» из Сербии и привёз в Беларусь учиться. Ну и владыка меня ещё духовно родил, в Беларуси, в городе Пинске – совершил мой постриг и рукоположил меня в иеромонаха, дал мне благодать служения в сане Церкви Божией. Для меня служение с владыкой было очень радостным и важным. Его пример, пример его жизни тоже во многом на меня влиял. Владыка был очень скромным человеком, добрым и общительным. Несмотря на своё высокое положение, он всегда находил время пообщаться с людьми. Всегда был рад встретиться с ними, с каждым человеком. Особенная любовь к богослужению владыки передавалась всем нам – тем, кто служил с ним. Он всегда служил очень трепетно, всегда был серьёзен и строг, но выходя из храма сразу начинал шутить и общаться, и это помогало людям, которые приходили со своими потребностями, с каким-то стеснением, чтобы они освободились от этого и рассказали, что происходит, и чтобы их проблемы легче решались. Несмотря на то, что владыка был родом из д. Корзуны под Минском, он стал родным для Полесья. Он очень любил город Пинск и всё Полесье, очень любил народ, который там живёт за их чистую веру и искренность. Он любил то, что они сохраняют церковные и народные традиции. Сам владыка всегда очень поддерживал эти традиции, чтобы народ это сохранял и передавал будущим поколениям. Первое образование, которое получил  владыка было агрономическое. И это всегда удивляло: несмотря на то, что владыка был всегда занят многими епархиальными делами, он никогда не забывал свою любовь к земле. Часто приходилось с ним ездить в поездки, и достаточно часто мы заезжали в его родную деревню Корзуны, где он старался что-то посадить в своём огороде и вырастить что-нибудь, а потом этим нас угощал. Тем самым он нам показывал, что несмотря на своё высокое положение архиерея, не надо бояться потрудиться своими руками – это всегда напоминало нам о том, как трудились своими руками святые апостолы и пророки. И владыка тоже всегда без стеснения работал сам и копал, заранее готовился к этому – смотрел сорта картофеля и овощей, выбирал что-то для посадки в текущем году. Он любил экспериментировать и смотрел, что можно выводить, высаживать. Это нам придавало такой смелости и желание трудиться не только в храме Божием, но и физически, на земле.

Владыка любил, как я уже сказал, Полесский край, Пинскую епархию и само богослужение. И об этом свидетельствует то, что он мог в течение года совершить 200-250 Литургий – служил очень часто. И у нас иногда было по 3-4 выезда в неделю на приходы, где владыка с усердием служил и наслаждался пением и традициями тех храмов, в которых служил. 

Вспоминается такой интересный момент, когда он посещал д. Кожан-Городок. Обычно все сопровождающие владыку – диакон и иподиаконы на одной машине с владыкой приезжали заранее к храму, высаживались и готовили всё к службе. А владыка ехал в другой конец деревни, чтобы прогуляться и подышать воздухом, пока всё готовится к торжественной встрече и архиерейскому богослужению. И вот, на праздник святителя Николая Чудотворца, 22 мая, владыка отъехал за деревню и пошёл на поле – туда, где трудились люди (мужчины и женщины). Он был в белом подряснике и подойдя к ним, поинтересовался: «Сегодня такой праздник, а вы трудитесь на поле. Почему?» Народ быстро собрался и ушёл с поля, а владыка вскоре вернулся к машине и поехал на приход. А уже позднее мы узнали от местного батюшки, что в тот день те люди с поля чуть позднее пришли в храм и говорили, что им на поле явился святитель Николай и обличил за то, что они трудились в его праздник. Поэтому они и бросили работу и пришли в храм. После того случая мы с владыкой любили шутить, что он является людям в образе святителя Николая. Он всегда ругал нас за это, но таких случаев, которые иногда вспоминаются с улыбкой и несут пользу для души и научения многих верующих, можно вспомнить множество.

Ccылка на Биографический фильм: https://youtu.be/Z5HQxzQE3k4

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.