Первая епархия Беларуси

Александр Скороходов

студент 4-го курса  Минской духовной семинарии

Всем известен тот факт, что Православие на белорусских землях берет свое начало с древнего града Полоцка. 

Через четыре года после Крещения Руси, в 992 году, образовывается Полоцкая епархия – первая епископская кафедра на Белой Руси. В это время Полоцком правит Изяслав, старший сын святого Владимира Великого и полоцкой княжны Рогнеды.

В X-XIII веках в состав Полоцкой епархии входила территория северной половины современной Беларуси с городами Витебск, Минск, Изяславль, Логойск, Слуцк, Друцк, Новогрудок, Орша, Лукомль.

Доподлинно известно, что с 1105 по 1116 годы правящим архиереем Полоцкой земли был святитель Мина, в прошлом насельник Киево-Печерского монастыря. Имена полоцких иерархов до 1105 года неизвестны.  

В последние годы архипастырского служения святителя Мины Полоцкая княжна Предслава была пострижена в схиму с именем Евфросиния (1116). При последующих трех епископах Илие, Косьме и Дионисии проходила плодотворная деятельность на ниве служения Богу, Церкви и людям преподобной Евфросинии Полоцкой. Она занималась книжным делом, тем самым принося значительный вклад в просвещение родного города. Преподобная основала два монастыря: мужской Богородичный и женский Спасский. Также построила каменный храм в основанном ею женском монастыре в честь всемилостивого Спаса, куда положила напрестольный крест-мощевик, всем известный как Крест Евфросинии Полоцкой. Он был изготовлен в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей. 

Святыня представляла собой ковчег, в котором находились великие христианские святыни: частица Древа Креста Господня с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и капля крови великомученика Димитрия Солунского. Однако после захвата Полоцка смоленским князем Мстиславом в 1222 году Крест был перевезен в Смоленск.

Житие преподобной Евфросинии повествует о том, что, построив недалеко от Спасской обители церковь Пресвятой Богородицы и основав при ней мужской монастырь, преподобная внесла Эфесскую икону Божией Матери (согласно преданию, написанную евангелистом Лукой). Преподобная заповедала еженедельно по вторникам совершать с Эфесской иконой Божией матери крестный ход, обходя все городские храмы. Этот благочестивый обычай, свидетельствовавший о высоком почитании Эфесской иконы на Полоцкой земле, существовал до тех пор, пока образ находился в Богородичном монастыре. В 1239 году Эфесская икона Пресвятой Богородицы была дана Полоцкой княжне Александре Брячиславовне в благословение на брак со святым благоверным великим князем Александром Невским.  Конец жизни преподобная желала провести на Святой земле и, взяв благословение у святителя Дионисия, отправилась в Иерусалим, где окончила земной путь в 1173 году. Позднее по благословению святителя Дионисия были составлены житие и служба преподобной Евфросинии. 

 

Особый интерес возникает к житию третьего святителя Полоцкой земли – Симеону. Он происходил из княжеского рода, но опасная политическая ситуация (убийство Полоцкого князя, который являлся его племянником, и распри литовских князей) вынудила его переселиться в Тверь в 1271 году, где он стал первым епископом этого города. 

Город Полоцк известен не только своими святыми, но и впечатляющей архитектурой. Следствием многих факторов стало появление Полоцкой школы зодчества, имеющей собственные исполнительные техники и особенности (например, кладка плинфы со скрытым рядом).      

 Летописное      упоминание о первом православном полоцком храме – церкви Пресвятой Богородицы – датируется 1007 г. В середине ХI в. в городе был возведен четвертый в христианском мире Софийский собор. К XII веку в Полоцке было более 10 каменных храмов: Большой Богородичный собор Бельчицкого монастыря, церковь в честь Параскевы Пятницы, Борисоглебская церковь и храм-триконх Бельчицкого монастыря, храм-усыпальница полоцких князей на Нижнем замке, храм-усыпальница Полоцких епископов в честь великомученика Георгия Победоносца в предместье Селец, Благовещенская церковь, Спасо-Преображенская церковь в Полоцке, княжеская церковь в полоцком детинце и неизвестная церковь на рву на другой стороне от детинца. Интересно, что из этих храмов до нашего времени дошла только Спасо-Преображенская церковь.

Следует упомянуть и о монашеской жизни в Полоцком княжестве. Как было сказано выше, преподобная Евфросиния являлась основательницей двух монастырей: мужского Богородичного и женского Спасского. Вероятнее всего, мужской монастырь находился рядом со Спасской обителью. Помимо этих монастырей, которые в то время находились за городом в Сельце, где была резиденция Полоцких епископов, на другом берегу реки Двины располагался мужской Борисоглебский монастырь в Бельчицах. Монастырь был основан Полоцким князем Борисом, который правил с 1190 г. Однако обитель, как и мужской Богородичный монастырь, до наших дней не сохранилась. 

Еще один несохранившийся полоцкий монастырь был освящен в честь святого Иоанна Крестителя и располагался на острове реки Двины напротив Софийского собора. Последним монастырем, основанным в период независимого Полоцкого княжества (не позднее XIV века), была обитель в честь святого Петра в замке.

К иконописному творчеству в контексте истории Православия на Полоцкой земле, кроме Эфесской иконы Божией Матери, относится уникальная фресковая роспись Спасо-Преображенского храма Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Это единственный храм XII века в Беларуси, где почти полностью сохранилась фресковая роспись, выполненная в византийском стиле, полностью раскрытая от позднейших наслоений лишь в начале XXI в.

Таким образом, Полоцкая земля на первых порах после Крещения Руси значительно повлияла на развитие и укрепление Православия на землях северо-западной Руси. Она явила таких предстателей перед Господом, как святители Мина, Дионисий, Симеон и преподобная Евфросиния. Благодаря этим подвижникам благочестия процветала Церковь: благоукрашалась храмами и монастырями и наполнялась святынями. Очень важно сохранять оставленное нашими предками наследие древнерусского Православия. 

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.