Православие на Туровской земле

Руслан Парфенюк

студент 5-го курса Минской духовной семинарии

В настоящее время Туров – городской поселок Гомельской области. А ведь когда-то это был один из важнейших городов западной Руси, на протяжении нескольких столетий являвшийся столицей самостоятельного княжества с богатой духовной и культурной жизнью. 

Впервые туровские земли упоминаются в «Повести временных лет». Однако существуют данные, свидетельствующие о том, что поселение сформировалось и развивалось задолго до первого летописного упоминания, которое датируется 980 годом. Существуют две версии возникновения названия города. Согласно первой – оно произошло от имени варяга Тура, витязя дружины киевских князей; согласно второй – от животного тура, обитавшего в этих местах.

Туровщина уникальна для белорусской культуры и духовности.  Уже с X века Туров являлся политическим, экономическим и культурно-религиозным центром Туровского княжества, обретшего независимость к 1162 году. Первые туровские князья происходили родом из Киева и являлись потомками равноапостольного великого князя Владимира. Поэтому с первых веков существования Туровского княжества Православие здесь занимало главенствующее положение. Принятие христианства оказало огромнейшее влияние на развитие культурной жизни города и на его внешний вид. Строились церкви, монастыри, колокольни и другие здания монументальной архитектуры. Монастыри имели просветительское значение. В стенах святых обителей переписывались книги, велись летописи, действовали школы. Одним из письменных документов, подтверждающих важную роль Турова в развитии культуры Древней Руси, является Туровское Евангелие, датируемое XI веком. Святыня была найдена священником Н. И. Соколовым в 1865 году в Туровской Спасо-Преображенской церкви.

В свою очередь, Туровская епархия – одна из двух древнейших епархий на белорусских землях с богатой историей. В рукописном сборнике Киево-Печерского монастыря сообщается, что епископская кафедра в Турове была основана в 1005 году. Территория епархии была обширна – она охватывала территории современных Гомельской, Брестской и Гродненской областей. Туровские епископы поставлялись на кафедру киевскими митрополитами. До наших дней сохранился синодик бывшего женского Варваринского монастыря, в котором написаны имена 23 архиереев, возглавлявших епархию. Реликвия была найдена в XIX веке в Сторожевской церкви. 

Двое из Туровских святителей – епископ Кирилл II и его преемник епископ Лаврентий ¬– были прославлены Церковью в лике святителей. В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. Он много подвизался в посте и молитве. Через некоторое время святой Кирилл удалился в затвор на столп. Многие обращались к нему за советом в духовной жизни. Святость жизни и высокая просвещённость святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. Но из-за любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. После себя он оставил «Канон великий о покаянии ко Господу по главам азбуки», молитвы и притчи, толкования на отдельные отрывки из Священного Писания, слова на весь годичный круг Господских праздников, послания и поучения для духовных чад и иноков. Поучения святителя Кирилла помещались в сборниках наряду с древними святоотеческими творениями, поэтому от современников он получил именование русского Златоуста. Наиболее полное собрание сочинений святителя Кирилла Туровского было издано епископом Минским и Туровским Евгением (Шерешиловым) в 1880 году. В 1996 г. в Жировичах, впервые на белорусских землях, начала свою деятельность Минская духовная академия имени святителя Кирилла Туровского, с 2015 г. располагающаяся в Духовно-образовательном центре Белорусской Православной Церкви в г. Минске.

Среди туровских святых есть и благоверный Борис Юрьевич, князь Туровский и Пинский. Также особо почитается преподобный Мартин Туровский. Святой долгое время служил поваром при Туровских епископах, а в старости принял монашество. 

В XII веке на землях Туровщины наблюдался расцвет христианской культуры. Многие исследователи считают, что Туров в этот период ни по величию, ни по государственному влиянию, ни по плодам просвещения не уступал Полоцку, Новгороду и Киеву. Одним из ярких свидетелей этого расцвета является фундамент большого кафедрального собора Туровских епископов, обнаруженный на Туровском замчище во время археологических раскопок в 1963 г. Над этим фундаментом создан музейный комплекс. Ежегодно 11 мая, в день памяти святителя Кирилла, епископа Туровского, на фундаменте древнего кафедрального собора Туровских епископов на замчище совершается торжественная Божественная литургия, которую возглавляет Патриарший Экзарх всея Беларуси в сослужении сонма архипастырей, многочисленного духовенства и при большом стечении паломников.

К сожалению, к XIII веку из-за распада Древней Руси на мелкие княжества развитие духовно-материальной культуры Турова приостановилось. В 1241 году, в результате опустошительного набега татар, город, в котором насчитывалось около 50 церквей и 3 монастыря, был сожжён дотла. 

В конце XIII – начале XIV века Туров вошёл в состав Великого Княжества Литовского и на протяжении веков принадлежал разным княжеским родам. Значение города Турова уменьшается, центром экономической жизни региона становится Пинск, куда со временем переезжают и Туровские епископы.

Следующим событием, повлиявшим на историю епархии, была Брестская уния 1596 года. Епископ Пинский и Туровский Леонтий (Пельчицкий) принял участие в акте подписания документа, после чего православная Пинско-Туровская епархия перестала существовать. Но большинство православных жителей Туровщины и Пинщины отказались подчиниться униатам и добились поставления в Туров православных епископов, которые действовали одновременно с униатскими. К сожалению, несмотря на твёрдое стояние в вере, к концу XVIII века все православные храмы в древнем Турове были захвачены униатами. 

После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Туров вошёл в состав Российской империи. С созданием православной Минской епархии в 1793 году территория бывшей Турово-Пинской епархии перешла в подчинение минских архиереев. 

Вызванные войной 1812 года голод и запустение значительно уменьшили население этого края, в результате чего во второй половине XIX столетия Туров стал небольшим местечком. 

В 1922 году было создано Мозырско-Туровское викариатство во главе с викарным епископом Иоанном (Пашиным), которое подчинялось Минско-Белорусской православной митрополии. В 1992 г. Туровская епархия была возрождена. В настоящее время в епархии действуют 2 монастыря, 78 приходов, служение совершают 76 священнослужителей. Кафедральный собор в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских находится в городе Турове. 11 мая 2022 г. прошли торжества в честь 30-летия возрождения Туровской епархии.

В епархии действуют два монастыря: Покровский женский в городе Хойники (возрожден в 1990 г.) и мужской Рождество-Богородичный в агрогородке Юровичи Калинковичского района Гомельской области. Возобновилось почитание чудотворной Юровичской иконы Божией Матери. Список иконы Богородицы считался утерянным, но при восстановлении обители он был обнаружен в приходском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в д. Юровичи. Образ был отреставрирован и торжественно перенесен в монастырь. Ежегодно 2 сентября чудотворная икона приносится в кафедральный собор г. Мозыря для поклонения верующих. 12 сентября, в канун праздника Юровичской иконы Божией Матери, после Божественной литургии в присутствии всего духовенства епархии и большого стечения народа совершается крестный ход из Мозыря в Юровичи, и 13 сентября, в сам праздник, совершается праздничное богослужение уже в Юровичской обители. В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы по населенному пункту Юровичи совершается также крестный ход с Юровичской иконой Божией Матери из монастыря в храм, где святыня была обретена.

Также большим почитанием среди духовенства и верующих Туровской епархии пользуются чудотворная икона Божией Матери «Васьковская-Ельская», находящаяся в настоящее время в храме Святой Животворящей Троицы в г. Ельске, местночтимый список иконы Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» в Хойникском монастыре, древний список иконы Божией Матери «Страстная» в храме святителя Феодосия Черниговского в г. Житковичи.

2 мая 2021 г. Президент Беларуси А. Г. Лукашенко, посещая г. Туров, передал в дар кафедральному собору святителей Кирилла и Лаврентия Туровских воссозданную святыню – Туровский напрестольный крест. Он был утрачен в XIII веке во время землетрясения, разрушившего кафедральный собор Туровских епископов. Фрагменты креста были обнаружены во время археологических раскопок 1962 г. археологом Петром Лысенко. В 2017 г. начались работы по воссозданию святыни. В 2018 году Белорусской Православной Церковью был объявлен конкурс эскизных проектов воссоздания воздвизального креста Туровской епархии рубежа XII-XIII веков. В конкурсе участвовали девять ювелиров и художников. Жюри утвердило эскизный проект Елены Андрющенко. Концепция Туровского креста была подготовлена Марией Нецветаевой, председателем Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по церковному искусству, архитектуре и реставрации. В августе 2019 года концепцию одобрил митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси (ныне — митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской митрополии), а осенью того же года при содействии ОАО «Банк развития Республики Беларусь» начались работы по изготовлению креста. Туровский крест воссоздан в двух экземплярах, один из которых был передан Туровской епархии, а другой хранится в Национальной академии наук Республики Беларусь.

Не менее интересной святыней Туровщины являются Туровские каменные кресты. Они датируются XII веком и являются свидетелями времён ранней христианизации Туровской земли. Кресты имеют различные размеры, некоторые достигают длины 2 метров. В начале ХХ века было известно более десяти крестов, находившихся в Турове и окрестных деревнях – Погост, Хлупин, Переров, Вересница, Сторожовцы, Адамичи. На сегодняшний день из них сохранилось пять. 

За столетия своего существования Туровская епархия претерпела множество испытаний и преодолела колоссальное количество трудностей в контексте различных исторических событий. Божией милостью она обрела чудотворные святыни, взрастила подвижников, возродила святые обители, восстановила разрушенные храмы

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.