Возрождение Православия

Валентин Хорошко

студент 5-го курса Минской духовной семинарии

В одном из своих выступлений Святейший патриарх Кирилл отметил: «История — это действие воли Божией во взаимодействии с волей человеческой. Когда человек избирает добро и действует в соответствии с Божественным законом, Господь помогает ему на этом пути. Если же выбор человека происходит в пользу зла, если человек отходит от Божественных словес, то Господь оставляет человека, предоставляя ему возможность жить и действовать в соответствии со своим выбором. Отступление от Божественной Истины всегда становилось для человека печальной причиной последующих несчастий, бед и испытаний. Это касается как личной жизни каждого, так и жизни человеческих обществ и народов.» Действительно, результаты этого взаимодействия видны на примере событий, происходивших на Белорусских землях на протяжении многих веков.

Примером такого взаимодействия и свидетельства торжества Божественной Истины являются события возрождения и развития православной церковной жизни после длительного периода испытаний. Начало этому процессу возрождения положило учреждение православной епископской кафедры в Слуцке и открытие Слуцкой духовной семинарии (позднее переименованной в Минскую) в 1785 году.

В XVIII веке в Речи Посполитой существовала всего одна православная епископская кафедра — Белорусская, с центром в Могилеве. В то время она находилась в крайне бедственном положении. Благодаря государственной поддержке униаты не переставали отбирать у православных христиан храмы и церковные имения, запрещалось строить новые церкви и ремонтировать старые. В Белорусской епархии катастрофически не хватало священнослужителей, особенно образованных, так как православным не разрешалось иметь школы и семинарии. Но ситуация изменилась с назначением в 1755 году на Могилевскую кафедру святителя Георгия (Конисского), открывшего в Могилеве семинарию и в целом внесшего в церковную жизнь епархии положительные преобразования.

После присоединения в 1772 г. Могилева к России, по условиям первого раздела Речи Посполитой, высшую ступень православной иерархии в этом государстве стала представлять Слуцкая архимандрия, получившая некоторые принадлежности архиерейской кафедры. Слуцкий архимандрит при богослужении мог пользоваться некоторыми элементами архиерейского служения. Поскольку Слуцкий архимандрит именовался наместником Киевского митрополита, он в своей архимандрии мог посвящать кандидатов в низшие церковные степени и имел право управления священнослужителями. Когда в начале 1785 г. между Петербургом и Варшавой было достигнуто соглашение о восстановлении в пределах Речи Посполитой православной епископской кафедры, претендентом на нее был выдвинут Слуцкий архимандрит Виктор (Садковский). Будущий архиерей родился около 1741 года в семье священника. В крещении был наречен Василием. Окончил Киево-Могилянскую академию, где в то время преподавал святитель Георгий (Конисский). Став епископом Белорусским и заняв Могилевскую кафедру, святитель Георгий в 1758 году пригласил к себе в помощники Василия Садковского, который стал его личным секретарем. Спустя некоторое время он получил должность префекта и профессора Могилевской духовной семинарии. О том, когда именно он принял монашеский постриг и был возведен в священный сан, сведений никаких не сохранилось, однако уже в первой половине 1768 г. Садковский известен как иеромонах Виктор. Уже тогда он именовался «наместником кафедры Могилевской» и являлся членом духовной консистории. Доверительные отношения, сложившиеся между ним и Высокопреосвященным Георгием, выражались в том, что последний нередко давал своему наместнику поручения не только официального, но и сугубо личного характера.

В 1783 г. Святейший Синод наградил отца Виктора за его труды архимандричьим наперсным крестом — наградой по тем временам весьма почтенной и редкой. А вскоре он был удостоен звания архимандрита, будучи назначен «на заграничную в Польше Слуцкую Троицкую архимандрию». 19 мая 1784 г. Киевский митрополит Самуил (Миславский) в киевском Софийском соборе посвятил его в архимандрита. Прибыв в Слуцк, архимандрит Виктор с первых же дней энергично занялся устроением монастырской жизни и учреждением церковных школ. Но архимандрит все же не мог заменить архиерея, отсутствие которого крайне негативно отражалось на жизни православного населения Речи Посполитой. Святейший Синод и российское правительство уже давно думали об учреждении там православной епископской кафедры, но ожидали подходящего момента для этого. И такой момент настал, когда Петербург согласился на восстановление на территории Беларуси, отошедшей в 1772 г. к России, особой униатской архиепископской кафедры в Полоцке. Взамен петербургский двор потребовал от правительства Речи Посполитой согласия на открытие в ее границах православной архиерейской кафедры. В качестве достойного кандидата на эту кафедру, по ходатайству Киевского митрополита Самуила (Миславского) и святителя Георгия (Конисского), избрали Слуцкого архимандрита Виктора (Садковского). 27 марта 1785 г. Святейшему Синоду последовал Высочайший именной указ императрицы Екатерины II о назначении нового епископа в Слуцк. Епископская хиротония нового викария Киевской митрополии состоялась 9 июня 1785 г., в день Сошествия Святого Духа, в Софийском кафедральном соборе Киева. 

Слуцкий архиерей сразу принялся за благоустройство вверенной ему епархии. По примеру своего наставника епископ Виктор открывает в Слуцке семинарию в 1785 г. Открытие семинарии  было крайне своевременным, так как во всей обширной епархии преосвященного Виктора не имелось ни одного духовного учебного заведения, а в них была острая необходимость. 

Православие в новоучрежденной епархии начало оживляться и возрастать. Число православных священников заметно увеличивалось, и те приходы, которые,  не имея своих пастырей, казались уже замершими, оживлялись. Бывшие безлюдные монастыри наполнялись монахами, вызываемыми из соседних епархий. Возводились новые храмы вместо разрушившихся или сгоревших. Старые церкви и монастыри ремонтировались и комплектовались добротной утварью. До поставления епископа Виктора православных церквей в Речи Посполитой насчитывалось менее сотни, а при нем их число возросло почти до трехсот. Предпринимались меры против бродяжничества иноков, а монастырская жизнь приобретала более стройный и организованный характер. Слуцк делался достойным местом пребывания архиерея. В нем все выше и выше поднимался купол отстраивающегося каменного кафедрального собора. Не забывал преосвященный вдов и сирот умерших священнослужителей, которые, при обычае народа избирать себе священников, часто оставались без всякой помощи. Он покровительствовал обычаю выдавать замуж дочерей почивших священников за кандидатов, ищущих священническое место. Кроме того, он заботился об открытии училищ для образования сыновей священнослужителей.

Деятельность епископа Виктора, какой бы миролюбивой и доброжелательной она ни была, вызывала в среде католиков неприязнь и раздражение, которые крайне обострились на фоне политических событий того времени. Вследствие этого в 1789 г. владыка Виктор по ложным обвинениям был арестован, отправлен в Варшавскую тюрьму, из которой был освобожден лишь в 1792 г., проведя три года в заключении.

В апреле 1793 г. на территории Минской, Изяславской и Брацлавской  губерний была образована Минская епархия, управляющим которой назначался Преосвященный Виктор (Садковский) с присвоением ему титула «архиепископа Минского, Изяславского и Брацлавского». В этом же году была образована Минская консистория, преобразованная из Слуцкой. Так же была переименована семинария.

В 1793 г. в подчинении архиепископа Виктора состояло 329 церквей, а также не менее 35 монастырских храмов, притом что большинство монастырей подчинялись напрямую виленскому Свято-Духову монастырю и власть архиепископа Виктора признавали номинально. После уменьшения территории Минской епархии в связи с передачей нескольких благочиннических округов в Могилёвскую и Киевскую епархии к маю 1796 г. Минская архиепископия насчитывала 201 приход. 

В результате деятельности владыки Виктора число приходов возросло. В 1793–1794 гг. к православной Церкви присоединилась приблизительно треть всех действовавших на западнорусских землях униатских общин: в Брацлавской (позже Подольской) губернии — 831 церковь, 14 часовен, 1 монастырь, 592 тыс. прихожан; в Изяславской (позже Волынской) губернии – 745 церквей, 10 часовен, 1 монастырь, 416 тыс. прихожан. К началу июня 1795 г. в Минской губернии к Православной Церкви присоединились 34 приходских храма, 8 приписных церквей и 5 часовен, около 20 тыс. прихожан. К началу июня 1796 г. число вернувшихся в Православие униатов в Минской губернии удвоилось: воссоединенными считались 82 храма, 12 священников и 65 тыс. прихожан. В 1794–1795 гг. на территории Минской епархии воссоединилось с Православной Церковью почти 1,5 миллиона униатов. 

Униатское духовенство часто оказывало сопротивление. В июле 1794 г. помощник архиепископа Виктора, первенствующий член Минской духовной консистории и настоятель Дятловичского Преображенского монастыря архимандрит Варлаам (Шишацкий) жаловался в Киев, что его поездка в г. Бар была сорвана из-за произвола местной шляхты и враждебных действий братии Барского базилианского монастыря. Нередки были случаи, когда принятого в лоно Православной Церкви священника назначали на воссоединенный приход, но в то же время ктитор храма, оставшийся в унии, не допускал клирика к службе и требовал возвращения в унию.

В 1794 г. присоединенные к России новые территории распадающейся Речи Посполитой были включены в состав Минской епархии. Таким образом, Преосвященный Виктор оказался управляющим епархией, которая по площади и количеству приходов превышала все епархии, существовавшие на тот момент. И центр этой обширнейшей епархии находился в Слуцке. 12 апреля 1795 г. из состава Минской архиепископии была выделена самостоятельная Брацлавская и Подольская епархия, а также учреждена

викарная кафедра в Житомире. После этого преосвященный Виктор стал именоваться архиепископом Минским и Волынским. А 23 апреля Синод принял постановление о перенесении кафедры Минского архиепископа из Слуцка в Минск. Поскольку организационно быстро сделать это было невозможно, преосвященный Виктор еще несколько лет оставался в Слуцке. 

К моменту, когда резиденцию перенесли в Минск, в августе 1799 г. архиепископ Виктор (Садковский) уже три года пребывал на Черниговской кафедре. В Чернигове он прослужил до самой смерти, оставив и там заметный след своего архиерейства. Скончался владыка в 1803 г. и был погребен в Чернигове у Троицкой Ильинской церкви. 

Одним из важнейших событий белорусской церковной жизни XIX века является воссоединение униатов с Православием в 1839 г. Главным деятелем этого процесса был митрополит Виленский и Литовский Иосиф (Семашко). 

Трудно во всей полноте оценить значимость этого события для Церкви. Во многом это событие определило дальнейшие культурно-исторические особенности развития белорусского народа. Этот выбор стал объединяющим и культурообразующим. 

По своей сути воссоединение униатов с Православной Церковью было делом  всей жизни митрополита Иосифа. Он делал всё обдуманно и терпеливо, шаг за шагом.

 Архипастырь 29 лет занимал сложнейшую в этнорелигиозном отношении Литовскую кафедру. В эти годы он утверждал Православие в Литве и Белоруссии, одновременно ставя перед собой цель возвращения этих земель в сферу влияния восточной христианской традиции и восстановления православной самоидентификации белорусского народа. Сочетая в первый период своей деятельности с 1840 по 1844 годы административные  обязанности с делом воссоединения, а также унифицировав церковное право присоединенной Церкви с церковным правом Русской Православной Церкви, владыка привел бывших униатов к полному духовному единству с теми православными белорусами, которых не коснулась уния. Для этого он в первую очередь обратил пристальное внимание на правильность совершения православного богослужения, повышение квалификации белого приходского духовенства и самое главное – воспитание нового поколения пастырей. 

Он удивительно терпимо относился даже к тому, что среди воссоединенных продолжали существовать такие униатские привычки, как  пение религиозных песен на польском языке, хранение в домах католических икон, неношение на груди крестиков, посещение простыми верующими  в праздники костелов и т.д. По мысли святителя, при правильном направлении церковной политики все это должно было со временем отмереть само собой. «Нужно только выжидать, – писал владыка Иосиф в одном из писем графу Протасову, – и все придет само собою – излишнею поспешностью можно скорее повредить, нежели пособить…». Архипастырь считал главным признаком слияния бывших униатов и древлеправославных исповедание ими одной Православной веры, следование по одному пути благочестия и естественную идентичность внешних форм церковной жизни. С удовлетворением оглядываясь на свои труды,  высокопреосвященный писал в 1861 году: «Остается изменить, что изменяется только временем, а может быть, и должно остаться навсегда, как местность». Такой мягкий подход к утверждению Православия был единственно возможным. Но он приводил к тому, что внешние, а тем более внутренние изменения среди воссоединенных происходили очень медленно. Для митрополита Иосифа и всех, кто был знаком с униатами до воссоединения, это было естественно. Более того, помня положение перед 1839 годом, они прекрасно видели реальные и довольно значительные сдвиги. 

Прочность воссоединения прошла проверку во время польского мятежа в Белоруссии и Литве в 1863 г. белорусский народ, несмотря на все усилия мятежников, не пошел за ними, четко отделив свои национальные интересы от интересов польских.

Во многом эта твердость в Истине и вере наших предков является одним из важнейших факторов сохранения православного самосознания. Митрополит Филарет (Вахромеев) говорил о такой особенности белорусского народа «Нет сомнений в том, что благополучие нашего Отечества связано с его всесторонним духовным возрождением. Только тот народ, который сохранил и сохраняет веру своих отцов, народ, объединенный многовековой христианской традицией, может смело смотреть в будущее».

В начале XX века территория Белоруссии входила в состав Российской империи. В пределах Белоруссии насчитывалось пять епархий: Минская, Полоцко-Витебская, Литовско-Виленская, Гродненская и Могилёвская. В 1914 году в границах этих епархий действовало 3552 церкви, 470 часовен и 35 монастырей. В Минске, Вильно, Могилёве и Витебске функционировали четыре духовные семинарии.

Всё это является плодами великих трудов многих иерархов, священнослужителей, монашествующих и верующих, потрудившихся как в деле воссоединения униатов с православными, так и в деле духовного просвещения.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.