Как полюбить врага?

Иван Люкевич

студент 2-го курса Минской духовной семинарии

Можно ли любить всех окружающих нас людей? Как любить тех, кто нас обижает? Как полюбить того, кто совершил преступление? Как полюбить врага и возможно ли это в принципе? В этом мы и попробуем разобраться, пользуясь Священным Писанием и толкованиями святых отцов Церкви на слова Спасителя из Евангелия от Матфея.

В ветхозаветном Законе Божием имелась заповедь, предписывающая не мстить, не делать зла, любить ближних своих. «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как себя самого» (Левит 19:18). 

Спаситель указал, что только всепрощающая, бескорыстная любовь к  врагам является единственно правильным путем исправления зла и служения Богу. К кому должна быть направлена всепрощающая любовь? К врагам, к проклинающим,  ненавидящим, обижающим и гонящим нас. 

Почему нужно любить своих врагов?

Отвечая на этот вопрос, Господь указал, что любящие своих врагов станут «сынами Отца Небесного». Быть сыновьями Отца Небесного – значит быть достойными Бога, быть подобными Ему. А Господь любит всех людей на свете. Он относится к людям как заботливый и любящий отец. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Любовь Господа Бога к грешникам в первую очередь проявляется в том, что Он указывает им путь к исправлению и помогает покаяться при помощи любви и милосердия, побеждая зло в душах людских. Так и мы, люди, чтобы стать достойными сынами Отца нашего Небесного, должны уподобиться Ему во всем. И так же, как Отец Небесный, мы должны избегать гнева и ненависти, должны любить всех людей и проявлять милосердие, заботу и любовь даже к врагам нашим. 

Многие святые отцы Церкви помогают нам понять заповедь Спасителя о любви к врагам. Блаженный Феофилакт Болгарский (1078-1107 гг.) удивляется и надеется: «Достиг я верха добродетелей, ибо что больше этого?

Но это не невозможно. Ибо Моисей и Павел враждовавших против них иудеев любили больше себя, и все святые любили врагов своих».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский отмечает: «На озлобляющихся на нас или завидующих нам, гордящихся пред нами не должно взаимно озлобляться, сердиться, гордиться, как это обычно нашей растленной природе, но жалеть их, как одержимых адским пламенем и смертью духовною, молиться о них в глубине сердца, да рассеет Господь мрак души их и просветит сердца их светом Своей благодати. Мы бываем омрачены своими страстями и не видим нелепости, безобразия их и своих поступков, но когда Господь просветит нас светом Своей благодати, тогда мы как от сна пробуждаемся, видим ясно безобразие, безумие своих помыслов, чувств, слов, поступков; сердце наше, до того времени загрубевшее, размягчается, злоба проходит, и на место ее является благость, ласковость, снисходительность. Потому, по слову Спаса нашего, надо любить и врагов, благословлять проклинающих и добро творить ненавидящим нас, ибо они наши заблуждающиеся братия».

Заповедуя любить врагов, Господь Иисус Христос упоминает различные формы проявления вражды. Спаситель говорит: «Любите врагов ваших». Здесь идет речь о явно выраженной агрессии, вражде. Врага нужно любить, то есть сострадательно, заботливо, милосердно относиться к нему, любовью сделать из врага друга.

Господь заповедует «благословлять проклинающих». Проклятие – это тоже проявление вражды, неприязни, агрессии. Проклинающих нас надлежит благословлять. И, видя наше смирение и доброе отношение, проклинающие нас могут стать вместо врагов друзьями.

В словах Господа о «ненавидящих вас» речь идет о тех, кто исполнен к нам агрессивных и негативных чувств. Ненависть также является разновидностью вражды. Господь заповедует творить добро по отношению к ненавидящим нас.  

В словах Господа Иисуса Христа об «обижающих вас» говорится о людях, причиняющих нам различные огорчения и страдания в виде обид. За обижающих нужно молиться. При помощи наших молитв Господь вразумит тех людей, которые нас обижают, и они прекратят нанесение своих обид. 

В словах Иисуса Христа о «гонящих вас» говорится о людях, которые подвергают нас всяческим притеснениям, изгоняют нас, противодействуя в делах и добрых начинаниях. Гонение также является разновидностью враждебного отношения к вам. И в этом случае Иисус Христос указывает на то, как нужно поступить в данной ситуации. За гонящих вас также нужно молиться. Внемля вашей молитве, Бог смягчит сердце гонящего. 

Сам Иисус Христос в своей земной жизни многократно исполнял заповедь, предписывающую проявлять любовь к врагам. Так, например, Господь молился за людей, враждебно относившихся к Нему и распявших Его. «Отче! Прости им, ибо не знают, что творят!» (Лк. 23:34). Являя Свою любовь, милосердие и заботу ко всем людям мира, как к праведным, так и неправедным, помогая злодеям исправиться и стать добрыми, Господь Иисус Христос сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). И к падшему человечеству Господь Иисус Христос проявил такую любовь, что, спасая людей, отдал за них свою жизнь. А ведь среди спасенного человечества были и такие люди, которые враждебно относились к Господу и Его учению, то есть будущие враги христианства. Объясняя слова Спасителя, Евфимий Зигабен отмечает: «Искоренив, как сказано, гнев и похоть и освободив от всякой пагубной страсти повинующихся Ему, повелел благотворить, давая просящим и занимая нуждающимся;

потом, восходя выше, возвел на высоту добродетели. Венцом и вершиною всякой добродетели служит любовь к врагам с ее последствиями, — любовь к ним не как к врагам, а как к людям, и не только любовь, но и молитва за них. За любовью к врагам последует и все остальное, именно — благословение проклинающих, благотворение ненавидящих и молитва за обижающих нас. Таковы свойства совершенной любви. Смотри, что и награда столь великой добродетели самая большая. Так как такой поступок больше всякого другого, то и награду Он полагает большую, чем всякая другая: «Яко да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесех: яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф 5:45)».

Далее Господь Иисус Христос предостерегает своих последователей от себялюбия, то есть от любви корыстной и эгоистической, которая была свойственна грешникам и язычникам. Продолжая пояснение заповеди о любви к врагам, Иисус Христос сказал: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5:46). Этими словами Господь Иисус Христос осуждает любовь эгоистическую, неискреннюю, построенную на стяжательстве и расчете. В своих словах Иисус Христос в качестве красноречивого символа приводит любовь мытарей к тем людям, от которых они получали подарки, взятки и таким образом имели личную выгоду и относились к таким людям как к друзьям. Как правило, любовь мытарей проявлялась в занижении взимаемых налогов к тем людям, которые им преподносили подарки.

Продолжая дальнейшее пояснение заповеди о любви к врагу, Иисус Христос сказал: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:47). Люди, объединенные поклонением к определенному языческому божеству, называли друг друга братьями по вере, относились друг к другу с особым уважением, симпатией и заботой. Приводя этот пример, Господь Иисус Христос говорит о том, что так поступают язычники. Христиане должны любить, то есть с любовью, милосердием и заботой относиться не только к братьям по вере или кровным братьям, но и к остальным людям. Нужно любить даже злодеев и врагов, потому что и эти люди – наши ближние. 

Продолжая пояснять заповедь о любви к ближнему, Господь Иисус Христос провозглашает: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают» (Лк. 6:33). Во все времена грешники совершали добрые поступки всегда вынужденно и только тогда, когда им это было выгодно. Только выгода и корысть вынуждали грешника делать добро и только тем людям, которые в ответ тоже делали что-либо полезное и доброе. Такое корыстное совершение добра, сделанное ради выгоды в виде сделки, осуждается Иисусом Христом потому, что в основе такого поступка нет искренности и бескорыстия, а лежит расчет и нажива. Поэтому такое совершение доброго поступка, сделанного взамен за ответное добро, добрым делом  не является. 

Развивая эту тему, Господь говорит: «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк. 6:34). Такой поступок, по учению Христову, бескорыстным не является и благодарности не достоин, так как в таком поступке отсутствует не только самопожертвование, но и бескорыстная любовь к ближнему.

Придя в мир людей, Иисус Христос напомнил нам о выполнении заповеди любви к ближнему и добавил новые заповеди о том, что истинные христиане должны любить не только ближних, но и злодеев и врагов своих. Иначе они не попадут в Царство Небесное. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20). А «праведность» фарисеев и книжников заключалась в том, что они, попирая заповедь о любви к ближнему и призывая к ненависти к врагам, бескорыстную и всепрощающую любовь к ближнему заменили наживой и делали добро по расчету, только взамен на приобретение какой-либо выгоды. Иисус Христос, осуждая такое фальшивое отношение к ближним, учит о том, что истинный христианин должен проявлять бескорыстную любовь ко всем ближним, даже к злодеям и врагам. Именно в этом и состоит истинный Дух Закона Божьего, который книжники и фарисеи превратили в строгий свод правил, стремясь следовать букве закона, но не духу его.

Изложив эти истины, Иисус Христос сказал: «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Эти слова следует понимать таким образом. Слово «итак» указывает на то, что теперь должен последовать вывод из всего ранее сказанного. Господь Иисус Христос  говорит о том, чтобы люди достигали совершенства и стали совершенными, как Отец их Небесный. Иными словами, чтобы люди через свою бескорыстную любовь к ближнему, через проявление милосердия, заботы и соблюдение заповедей Божьих, через свою праведную жизнь уподобились в совершении добра Своему Отцу Небесному, то есть Богу. Для того чтобы достигнуть такого совершенства, Господь отдал людям Своего Единородного Сына – Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И это является самым ярким и лучшим примером того, к какой любви мы должны стремиться. Всегда в своей жизни стараться совершать дела добра, любви и милосердия. Вне зависимости от того, как именно по отношению к нам поступают недоброжелатели или даже враги, мы должны стремиться к тому, чтобы искренне их прощать. Молиться, не делать зла в ответ и тем самым, исполняя заповедь Божию, возгревать в своём сердце любовь к ближним. А через это, как следствие, проявлять любовь к самому Богу, ибо Он говорит нам в Священном Писании: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.