Первая епархия Беларуси

Александр Скороходов

студент 4-го курса  Минской духовной семинарии

Всем известен тот факт, что Православие на белорусских землях берет свое начало с древнего града Полоцка. 

Через четыре года после Крещения Руси, в 992 году, образовывается Полоцкая епархия – первая епископская кафедра на Белой Руси. В это время Полоцком правит Изяслав, старший сын святого Владимира Великого и полоцкой княжны Рогнеды.

В X-XIII веках в состав Полоцкой епархии входила территория северной половины современной Беларуси с городами Витебск, Минск, Изяславль, Логойск, Слуцк, Друцк, Новогрудок, Орша, Лукомль.

Доподлинно известно, что с 1105 по 1116 годы правящим архиереем Полоцкой земли был святитель Мина, в прошлом насельник Киево-Печерского монастыря. Имена полоцких иерархов до 1105 года неизвестны.  

В последние годы архипастырского служения святителя Мины Полоцкая княжна Предслава была пострижена в схиму с именем Евфросиния (1116). При последующих трех епископах Илие, Косьме и Дионисии проходила плодотворная деятельность на ниве служения Богу, Церкви и людям преподобной Евфросинии Полоцкой. Она занималась книжным делом, тем самым принося значительный вклад в просвещение родного города. Преподобная основала два монастыря: мужской Богородичный и женский Спасский. Также построила каменный храм в основанном ею женском монастыре в честь всемилостивого Спаса, куда положила напрестольный крест-мощевик, всем известный как Крест Евфросинии Полоцкой. Он был изготовлен в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей. 

Святыня представляла собой ковчег, в котором находились великие христианские святыни: частица Древа Креста Господня с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и капля крови великомученика Димитрия Солунского. Однако после захвата Полоцка смоленским князем Мстиславом в 1222 году Крест был перевезен в Смоленск.

Житие преподобной Евфросинии повествует о том, что, построив недалеко от Спасской обители церковь Пресвятой Богородицы и основав при ней мужской монастырь, преподобная внесла Эфесскую икону Божией Матери (согласно преданию, написанную евангелистом Лукой). Преподобная заповедала еженедельно по вторникам совершать с Эфесской иконой Божией матери крестный ход, обходя все городские храмы. Этот благочестивый обычай, свидетельствовавший о высоком почитании Эфесской иконы на Полоцкой земле, существовал до тех пор, пока образ находился в Богородичном монастыре. В 1239 году Эфесская икона Пресвятой Богородицы была дана Полоцкой княжне Александре Брячиславовне в благословение на брак со святым благоверным великим князем Александром Невским.  Конец жизни преподобная желала провести на Святой земле и, взяв благословение у святителя Дионисия, отправилась в Иерусалим, где окончила земной путь в 1173 году. Позднее по благословению святителя Дионисия были составлены житие и служба преподобной Евфросинии. 

 

Особый интерес возникает к житию третьего святителя Полоцкой земли – Симеону. Он происходил из княжеского рода, но опасная политическая ситуация (убийство Полоцкого князя, который являлся его племянником, и распри литовских князей) вынудила его переселиться в Тверь в 1271 году, где он стал первым епископом этого города. 

Город Полоцк известен не только своими святыми, но и впечатляющей архитектурой. Следствием многих факторов стало появление Полоцкой школы зодчества, имеющей собственные исполнительные техники и особенности (например, кладка плинфы со скрытым рядом).      

 Летописное      упоминание о первом православном полоцком храме – церкви Пресвятой Богородицы – датируется 1007 г. В середине ХI в. в городе был возведен четвертый в христианском мире Софийский собор. К XII веку в Полоцке было более 10 каменных храмов: Большой Богородичный собор Бельчицкого монастыря, церковь в честь Параскевы Пятницы, Борисоглебская церковь и храм-триконх Бельчицкого монастыря, храм-усыпальница полоцких князей на Нижнем замке, храм-усыпальница Полоцких епископов в честь великомученика Георгия Победоносца в предместье Селец, Благовещенская церковь, Спасо-Преображенская церковь в Полоцке, княжеская церковь в полоцком детинце и неизвестная церковь на рву на другой стороне от детинца. Интересно, что из этих храмов до нашего времени дошла только Спасо-Преображенская церковь.

Следует упомянуть и о монашеской жизни в Полоцком княжестве. Как было сказано выше, преподобная Евфросиния являлась основательницей двух монастырей: мужского Богородичного и женского Спасского. Вероятнее всего, мужской монастырь находился рядом со Спасской обителью. Помимо этих монастырей, которые в то время находились за городом в Сельце, где была резиденция Полоцких епископов, на другом берегу реки Двины располагался мужской Борисоглебский монастырь в Бельчицах. Монастырь был основан Полоцким князем Борисом, который правил с 1190 г. Однако обитель, как и мужской Богородичный монастырь, до наших дней не сохранилась. 

Еще один несохранившийся полоцкий монастырь был освящен в честь святого Иоанна Крестителя и располагался на острове реки Двины напротив Софийского собора. Последним монастырем, основанным в период независимого Полоцкого княжества (не позднее XIV века), была обитель в честь святого Петра в замке.

К иконописному творчеству в контексте истории Православия на Полоцкой земле, кроме Эфесской иконы Божией Матери, относится уникальная фресковая роспись Спасо-Преображенского храма Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Это единственный храм XII века в Беларуси, где почти полностью сохранилась фресковая роспись, выполненная в византийском стиле, полностью раскрытая от позднейших наслоений лишь в начале XXI в.

Таким образом, Полоцкая земля на первых порах после Крещения Руси значительно повлияла на развитие и укрепление Православия на землях северо-западной Руси. Она явила таких предстателей перед Господом, как святители Мина, Дионисий, Симеон и преподобная Евфросиния. Благодаря этим подвижникам благочестия процветала Церковь: благоукрашалась храмами и монастырями и наполнялась святынями. Очень важно сохранять оставленное нашими предками наследие древнерусского Православия. 

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.